Недостаток научных знаний и неспособность правильно объяснить наблюдаемые явления приводили к возникновению веры в приметы, в предсказания чего-то хорошего или плохого. В итоге появились различные суеверия и предрассудки. Напомню, что предрассудок — это некритически усвоенное мнение, принятое без размышления и проверки.
Суеверие — ложная вера во что-либо, преимущественно в сверхъестественное, чудесное, необъяснимое. Слово «суеверие» происходит от древнеславянского слова «суе» или «всуе», что означает напрасно, тщетно.
Известный русский писатель и этнограф В. II Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого «великорусского языка», изданном в четырех томах в 1853–1866 годах, слово «суеверие» определил как ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо. И дополнительно пояснил, что суеверие — это вера и в ворожбу, гадания, в приметы, знамения. В философском понимании суеверие — связанный с религией предрассудок, в силу которого многое из происходящего в делах и жизни людей представляется проявлением влияния сверхъестественных сил, божественным предопределением настоящего и предзнаменованием будущего. И предрассудки и суеверия — компоненты общественного и индивидуального сознания, сформировавшиеся в ходе тысячелетий под влиянием условий жизни и практической деятельности людей.
Наш общий дом — планета Земля. По современным космогоническим представлениям, Земля образовалась около 4,7 миллиарда лет назад из рассеянного в протосолнечной системе газово-пылевого вещества.
Жизнь на Земле, утверждают ученые, возникла около 3–3,5 миллиарда лет назад. Кроме нас, людей, на Земле живет огромное количество видов животных и различных растений.
Откуда же взялось все это — растения, животные, люди? Этот вопрос издавна интересовал пытливых людей. Пытаясь ответить на него, они создавали в своем уме самые фантастические легенды о сотворении мира и всего живого на Земле.
По представлениям древних греков, изложенным в дошедших до нас мифах, все возникло из безграничного, вечного и темного Хаоса — и мир, и Земля, и животные, и растения, и люди, и боги.
Шумеры, жители древнейшего государства в Южном Двуречье (юг современного Ирака), поклонялись богине Гаумутдуг. Они верили, что это она вылепила первых людей на Земле из четырнадцати кусков глины.
В 1747 году выдающийся французский писатель и философ-просветитель Франсуа Вольтер (1694–1778) написал философскую повесть «Задиг, или Судьба». В силу жизненных обстоятельств герой повести, будущий царь Вавилона, некоторое время находился в Аравии. Однажды Задиг приехал в город Бассору, где проходила большая ярмарка. На другой день, во время обеда, ему пришлось сидеть за одним столом с египтянином, индийцем, китайцем, греком, кельтом и другими чужеземцами.
Общий разговор начал египтянин. Он рассказал о смерти своей тетушки и выразил недовольство порядками в Бассоре. Излив свой гнев, он принялся было за превосходную вареную курицу. Но тут же индиец взял его за руку и сказал с горестью:
— Ах, что вы собираетесь сделать?
— Съесть эту курицу, — ответил египтянин.
— Остановитесь! — воззвал к нему индиец. — Очень может быть, что душа покойницы переселилась в тело этой курицы, а вы, вероятно, не захотите съесть вашу собственную тетушку? Варить кур — значит, наносить оскорбление природе.
Две-три тысячи лет до н. э., в эпоху родового строя и возникновения патриархальной семьи, у людей в странах Западной Азии существовали культ предков и вера в души и духов. Господствовали тотемизм и анимизм. Так было в Месопотамии, Ассирии и в других местах. Появилась особая категория людей, шаманов, функция которых состояла в общении с духами. Они изгоняли злых духов, якобы вызывавших болезни, или задабривали духов стихий (моря, неба, ветра, дождя), чтобы те обеспечили членам племени богатую промысловую добычу. Еще позже из первобытной общины выделяются вожди племени, наделенные большой властью.
Люди жили в постоянной борьбе с силами природы, а они не всегда были благосклонны к ним, к их полям, садам, виноградникам и к скоту. И постепенно у людей сложилось представление о том, что в мире действуют но только духи, но и боги, обладающие сверхъестественными способностями и управляющие теми или иными силами природы. И вот у первобытных племен Шумера и Акада возникла вера в то, что водными стихиями управляет добрый и мудрый бог Эанеш. Его изображали с рыбьим хвостом. Потом появились бог неба Ану, бог Луцы Син, бог Солнца Шамашу, бог воздуха, земли и плодородия Энлиль.
В глубокой древности лесные и лесостепные пространства Европы, Закавказья, Средней Азии, всю Южную и Среднюю Сибирь населяли могучие дикие быки — туры. Водились они и в Северной Африке, в Индии и даже в Китае. Туры были одним из важных объектов охотничьего промысла. Сохранилось много описаний охоты на туров в Древней Ассирии, в европейских странах и нашими предками славянами.
Охотились на туров и русские князья. Владимир Мономах в своем «Поучении детям» рассказывает, что он не раз охотился на этих животных и вспоминает, как «тура два мятала мя на розех и с конем».
Безудержная, никем не регулировавшаяся охота на туров привела к тому, что они были повсеместно истреблены и бесследно исчезли. Произошло это более 350 лет назад.
Ученые говорят, что современный крупный рогатый скот — коровы, быки, волы, телята — все это потомки дикого тура. Приручение тура человеком, воспитание и размножение его в неволе дало начало многим породам крупного рогатого скота. Процесс одомашнивания скота начался примерно 8 тысяч лет до н. э. в странах Средиземноморья, Средней Европы, Северной Африки, Центральной и Южной Азии, а также в Индии.
Сянган. Английская территория в Восточной Азии на юго-востоке Китая. Расположена на острове такого же названия и частью на полуострове Цзюлун. Общая площадь — I тысяча квадратных километров. Население — 5,5 миллиона. Во всем мире вся эта территория и ее главный город известны под названием «Гонконг». В городе живет 1,5 миллиона жителей.
Для туристов Гонконг — преинтереснейшее место. Одних только храмов, там около 600. В храм живого Будды приходят люди за исцелением от хворей и для победы над злыми силами.
Один из самых популярных в Гонконге — храм бога обезьян. Его посещает очень много людей — и местных жителей, и туристов. В великолепном храме царит особая атмосфера, очевидно, сказывается озорной характер бога, в честь которого воздвигнут храм. Сам бог находится на небесах. Попал он туда за свой характер — набедокурил на земле. Однажды устраивали большой банкет, а его не пригласили. Обиделся за это бог обезьян на устроителей банкета и в отместку им съел все таблетки от смерти. Вот за это и сослали его на небо.
— При чем тут гады? — удивится читатель. Действительно, книга о животных, а разговор вроде затеяли о гадах — мерзких, отвратительных людях, как определяют их в Толковом словаре русского языка. Но давайте не будем спешить и разберемся, в чем тут дело. И все станет на свои места.
В 1855 году в Москве вышла в свет книга известного ученого-зоолога, зоогеографа и путешественника Н. А. Северцова под названием «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». И тут слово «гады» может кое-кого смутить. Ведь ругательное слово. Но в зоологии оно было вполне литературное и общепринятое.
Зоологи знают, что раньше гадами называли позвоночных животных, принадлежащих к классам земноводных (амфибий) и пресмыкающихся (рептилий). Так что лягушки, жабы, тритоны, ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы, вараны, хамелеоны и другие их родственники — все это гады. Причем такое название их существовало издавна. В зоологической систематике его закрепил знаменитый шведский ученый Карл Линней, создавший наиболее удачную для того времени классификацию растений и животных. В первый класс он включил млекопитающих, во второй отнес птиц, а в третий записал всех известных в то время земноводных и пресмыкающихся и назвал их гадами, как тогда было принято.
Девять лет греки осаждали Трою и не могли овладеть ею. И случилось так, что один из главных предводителей греков аргосский царь Агамемнон обидел жреца бога Аполлона Хриса. Сильно разгневался Аполлон и стал поражать греков смертоносными стрелами и наслал на них мор.
Собрались вожди греков на совет и, чтобы умилостивить бога, решили примириться с Христом, а самому Аполлону принесли в жертву сто быков. Принял бог жертву и прекратил мор в стане греков.
Троянская война, как свидетельствуют документы и раскопки, происходила в XIII веке до н. э. Эпизоды той войны и жизнь греков того времени отражены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», созданных в IX–VIII веках до н. э. И во многих местах этих поэм говорится о жертвоприношениях богам. Без этого тогда никто ничего не начинал и ничего не делал. И не только в Греции, но и во всех других странах.
Жертвоприношения появились в эпоху первобытнообщинного строя и анимизма как своеобразный религиозный обряд. Жертвы-дары приносились умершим предкам или вымышленным духам-покровителям, а затем и различным богам для того, чтобы приобрести их расположение и покровительство или смягчить их гнев и предотвратить угрожающее людям несчастье. В начальном периоде в жертву приносилась часть охотничьей добычи. Позже в жертву богам приносили животных, продукты земледелия, а также людей.
В начале прошлого века Греция усилила борьбу за свое освобождение с поработившей ее Турцией. На помощь грекам прибыл английский поэт-романтик лорд Джордж Ноэл Гордон Байрон. К сожалению, вскоре он там заболел лихорадкой и умер.
В 1821 году в Петербурге распространились слухи о предстоявшем назначении прославленного генерала А. П. Ермолова главнокомандующим русскими войсками, которые будто бы должны были оказать помощь восставшей Греции. В связи с этим поэт-декабрист К. Ф. Рылеев написал стихотворение, посвященное этому боевому генералу. В нем есть такие слова:
И цепи сбросивши невольничьего cтpaxa,
Как Феникс молодой,
Воскреснет Греция из праха
И с древней доблестью ударит за тобой!..
Греция воскреснет, как Феникс молодой. Что же это за существо такое — Феникс? И почему молодой?
Наговор. В русском языке это слово расшифровывается так: клевета, напраслина. Значит, кто-то пустил ложный слух о добром человеке, желая навредить ему.
Жертвами людских выдумок и наговоров стали и многие животные. А сами наговоры-превратились в предрассудки и суеверия.
Много всяческой напраслины приходится на долю жаб. До сих пор в народе бытует предубеждение, что у того, кто подержал жабу, на руках появятся бородавки. Возможно, на такую мысль людей навел внешний вид жаб. Кожа у них на верхней части тела бугорчатая, как бы сплошь усеяна бородавками. Вот и связали люди бородавки на спине у жаб с бородавками на руках. Наблюдения и опыты не подтвердили этой легенды. Зато выяснилось, что в бугорках кожи жаб есть множество мелких железок, выделяющих слизь и ядовитый секрет. Слизь защищает кожу от высыхания, различных грибковых заболеваний и паразитов, способствует кожному дыханию. Ядовитые выделения защищают жаб от хищников, пожелавших полакомиться их мясом. Схватит молодой неопытный зверек жабу, прижмет ее зубами, и тут же из желез в бугорках выделяется ядовитый секрет. Бросив добычу, зверек улепетывает. Поэтому у жаб не так-то уж и много врагов.
Столетиями невольными виновниками многих неприятностей, а то и несчастий считались кошки и зайцы. Существовало и стойко удерживалось в. народе такое поверье: если человеку перебежит дорогу кошка или заяц — жди неудачу, а то и беду.
Верила в такие предания простонародной старины и Татьяна Ларина, о чем не без иронии писал А. С. Пушкин:
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
В конце двадцатых годов, когда я учился еще в начальной школе, мы жили в большом, красивом селе на Киевщине. Там мне удалось узнать о случае, героем которого был обыкновенный заяц.
Как-то я читал лекцию об охране животных в клубе одного из уфимских заводов. Рассказывал в основном о животных. По окончании меня окружили молодые рабочие и завели разговор о рысях, а затем и о других хищных зверях из семейства кошек.
— А кстати, какие виды диких кошек вы знаете? — спросил я своих собеседников.
Началось перечисление. Домашняя мурка, рысь, лев, тигр, барс, леопард. Кто-то добавил — ягуар и гепард.
— В Америке есть еще пума, — сказал один паренек. — Я о ней читал интересный рассказ американского писателя Генри. Называется он «Принцесса и пума». В ней писатель называет пуму мексиканским львом.
В общем, насчитали девять видов кошек — ровно четвертую часть существующих на Земле.
Семейство кошачьих входит в отряд хищных млекопитающих. В нем 36 видов, из которых 11 обитают в различных регионах нашей страны. Это рысь, лесной кот, степной кот, камышовый кот хаус, манул, барханный кот, амурский лесной кот, каракал и четыре крупные кошки — тигр уссурийский (амурский), леопард, снежный барс (ирбис) и гепард.
И в нашей стране, и во всех других странах мира наибольшую популярность завоевали вездесущие домашние кошки. Кто же они такие? Откуда они появились у людей?
Как-то ранней весной я получил письмо от старого друга, сослуживца в военные годы, агронома. Он уже давно на пенсии. Трудится на своем участке земли возле домика в Макеевке. Постарел. И похоже, стал немного суеверным. Пишет: «Шел я вечером по нашему проулку, а надо мной ворона закаркала. Плохая примета, не к добру. Это она чует или пророчит мою кончину».
Пришлось ответить ему, что я уже двадцать пять лет хожу в свой институт через старинное кладбище, ставшее теперь парком, и редкий день над моей головой не каркают вороны. И ничего, пока жив. И вороны живут и благоденствуют на городских свалках и мусоросборниках.
Прошли месяцы, затем и годы, а мой друг-агроном жив и здоров в меру своих лет и роднее нажитых болезней. «Воронья примета» не сработала. Как же тут не вспомнить народную поговорку: «Пуганая ворона куста боится…»
Большое количество примет возникло в процессе общения людей с собаками.
Собака — первое домашнее животное, появившееся возле человека. Приручение дикого предка собаки (а им, как считают ученые, были различные виды волков) проходило в разных районах Земли примерно 15–18 тысяч лет назад, в эпоху первобытного человека, в каменном веке. В результате человек получил испытанного верного друга, помощника на охоте и сторожа для охраны своего жилища.
Одомашнивание и Искусственный отбор сильно сказались на свойствах и строении тела собаки и привели к образованию почти 400 пород их. В настоящее время все породы собак делят на три основные группы: служебные, охотничьи и декоративные (комнатные).
Учитывая назначение породы и умело сочетая врожденные, инстинктивные особенности поведения собак со вновь создаваемыми у них условными рефлексами, люди научили их выполнять десятки, сотни различных поручений. С давних времен собаки помогали охотникам, несли сторожевую службу, помогали пасти скот. Кроме того, с глубокой древности собак используют и на военной службе. Издавна трудятся на человека ездовые собаки. Благородную службу несут собаки-спасатели, разыскивающие людей под снежными завалами (сенбернары и овчарки) и вытаскивающие тонущих из воды (ньюфаундленды). Есть собаки пожарные, поводыри, почтальоны.
Однажды в своем кафедральном кабинете я обнаружил над вешалкой паука. Он широко расправил ножки и как бы замер на белой стене. В соседней комнате собирались на лабораторное занятие студенты. Я зашел к ним и спросил:
— Сколько ног у мухи?
— Шесть! — дружно ответили мне студенты.
— А у паука?
— Тоже шесть! — сказал один из студентов. Остальные дипломатично промолчали. Тогда я пригласил всех к себе в кабинет и предложил сосчитать ноги у паука. Оказалось восемь ног — четыре пары.
Многие, даже любители природы, причисляют пауков, как и мух, к классу насекомых. А это неверно. И те и другие, так же как и раки и крабы, относятся к зоологическому типу членистоногих животных. Только шестиногие мухи, как и все жуки и бабочки, входят в класс насекомых, а пауки — в класс паукообразных. В этот же класс входят фаланги, скорпионы и клещи.
Приехал в одно из сел на побывку молодой рослый парень. Дело было в августе. Началась охота на пернатую дичь. Взял парень у брата-агронома ружье и пошел за село. Бродил по полям — перепелов не оказалось. А ему хоть бы что подстрелить или просто выстрелить. Кое-где взлетали полевые жаворонки. Стрелял — не достал или не попал. Вошел в лесок, протянувшийся вдоль речушки. Заметил, как какая-то пестрая, похожая на ястребка птица перелетала с дерева на дерево. Подкрался. Выстрелил. И убил. Оказалось — потом узнал — убил кукушку. Принес в село — никому его добыча не нужна, никого не обрадовала. А старики-сельчане приметой огорошили:
— Кто убьет кукушку — семь лет не женится.
Вот и приуныл наш шалопай — кому же охота семь лет пустоцветом ходить. Знал бы примету раньше — ни за что не выстрелил бы в кукушку. И хотя примета не подтвердилась — парень через год или два женился на очень хорошей и умной девушке, — я отношу ее в разряд полезных и нужных. Такие приметы-сдерживатели веками служили на пользу людям, обществу, оберегали их от совершения дурных, непродуманных поступков, неправильных действий, способствовали облагораживанию нравов, приучали к сдержанности, порядку, чистоте.
Народная фантазия породила представления и веру в существование не только разных духов и богов, но и чертей, ведьм, леших, водяных, домовых и прочих злых, а иногда и добрых невидимок. Уже древние славяне верили в то, что в каждом доме живет свой дух, хранитель дома — домовой.
Веру людей в доброго домового отразил двадцатилетний А. С. Пушкин, написавший в 1819 году стихотворение под названием «Домовому». Начинается оно так:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Правда, в отличие от всеобщих представлений о домовом, живущем только в доме, Пушкин просит его хранить и лес, и сад, и поля, и луга, и огород, и прохладу лип, и зеленый скат холмов. Но главное, просит хранить его домик:
Кто читал повесть Н. В. Гоголя «Вий», помнит, как учащийся Киевской семинарии философ Хома Брут повстречался со старухой, оказавшейся ведьмой, как она ездила на нем верхом, как, молитву сотворя, Хома сам ездил на ней и, схватив лежавшее на дороге полено, колотил им старуху. Обессилев, упала старуха на землю и превратилась в красавицу-панночку.
Потом Хому призвали в селение, где ему пришлось отпевать умершую дочь сотника — ту самую красавицу, оказавшуюся ведьмой. От местных жителей Хома узнал много историй о похождениях панночки-ведьмы. В том селе жил казак Шевчук с женой и годовалым ребенком. Однажды ночью Шевчиха услышала, что с улицы за дверью скребется собака. Взяла женщина кочергу и пошла прогонять ее. Не успела Шевчиха отворить дверь, как собака кинулась промеж ног к детской люльке. Шевчиха видит, что это уже не собака, а панночка в страшнейшем виде. Схватила она дитя, прокусила ему горло и начала пить из него кровь. Потом панночка-ведьма покусала и саму Шевчиху, отчего та на другой день и умерла.
Тысячи лет люди создавали мифы, сказания и легенды, героями которых были боги и богини, цари и короли, принцы и принцессы, храбрые и смелые богатыри, простые, честные и добрые люди и всякие подлецы, негодяи и трусы. И всегда в этих мифах и сказках происходили чудесные превращения положительных и отрицательных героев. Чаще всего они принимали вид самых разных животных или звероподобных чудовищ.
Наиболее богаты такими превращениями богов и героев в облик животных мифы Древней Греции, Египта, Рима и Древней Индии.
Своеобразную сводку мифических превращений составил в стихах один из наиболее известных древнерим-книга римского писателя II века н. э. Апулея «Метаморфозы». Чудесные превращения описаны в книгах и других дрёвних авторов. Широкую популярность получила книга римского писателя II века н. э. Апулея «Метаморфозы», более известная под названием «Золотой осел». Этот авантюрно-сказочный роман повествует о приключениях юноши, в силу волшебства превращенного в осла. В числе почитателей книги был и молодой А. С. Пушкин:
Почти шесть тысяч лет прошло со времени приручения человеком дикой лошади. Около 250 различных пород лошадей выведено за это время в различных странах мира, и везде они стали настоящими друзьями и верными помощниками людей в их разносторонней деятельности. Веками была так, что без коня ни дикое поле не вспашешь, ни натиск врагов не отразишь, ни в поход не пойдешь, ни в гости к друзьям не поедешь.
Как бы выражая общее значение коня для трудового человека, П. П. Ершов в своей замечательной сказке «Конек-горбунок» писал:
На земле и под землей
Он товарищ будет твой.
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.
Лошади вошли не только в производственную жизнь людей. Они заняли прочное место в культуре и литературе разных стран и народов, в их мифах, сказках, песнях, скульптуре, поверьях. В мировую литературу вошел миф о крылатом коне Пегасе, ставшем символом поэтического вдохновения. Бессмертным стало и выражение «троянский конь».
Конец мая. Группа горожан электричкой выехала из Уфы, на отдых в Юматова, в лес. Сразу за станционным поселком начинаются редкие деревья, затем их становится больше, целые группы, потом идет сплошной лес.
Вот на взгорке группа больших берез. Нежно-зеленая листва их дает приятную прохладу и тень. Здесь хорошо посидеть, полежать на густой траве, отдохнуть, а кто желает — и позагорать. Так. и делаем.
Где-то вдали раздается четкое и призывное: «ку-ку! ку-ку!» Это подала голос кукушка, всем известная бездомница, никогда не строящая гнезд и подкладывающая свои яйца в гнезда других птиц. Кто-то загадал:
— Кукушка, кукушка! Сколько лет я еще буду жить?
То же загадали и другие. Птица помолчала, а потом как бы в ответ стала куковать. Один, три, пять… семь. И умолкла. Маловато. Но никто не огорчился — все давно уже знают, что правды кукушка не скажет, и в ее гадания не верят. А загадывают просто ради забавы.
В 1862 году Лев Николаевич Толстой написал повесть «Поликушка». В ней он упомянул о ветеринарной деятельности невежественного и совершенно безграмотного коновала-знахаря. Им был герой повести крепостной крестьянин Поликей.
Нигде и ни у кого не обучавшийся лечению животных, Поликей без всякой, подготовки и практики занялся этим делом в своем селе. И, как писал Л. Н. Толстой, «как-то понемногу стала распространяться репутация его необычайного, даже несколько сверхъестественного коновальского искусства. Он пустил кровь раз, другой, потом повалил лошадь и поковырял ей что-то в ляжке, потом потребовал, чтобы завели лошадь в станок и стал ей резать стрелку до крови, несмотря на то, что лошадь билась и даже визжала, и сказал, что это значит «спущать подкопытную кровь». Потом он объяснил мужику, что необходимо бросить кровь из обеих жил, «для большей легкости», и стал бить колотушкой по тупому ланцету; потом под брюхом дворниковой лошади передернул покромку от жениного головного платка. Наконец стал присыпать купоросом всякие болячки, мочить из склянки и давать иногда внутрь что вздумается. И чем больше он мучил и убивал лошадей, тем больше ему верили и тем больше водили к нему лошадей».
Долгое время с глубокой древности поводом для возникновения легенд, поверий и суеверного страха было рождение уродов у животных и людей. Появление их связано с различными аномалиями развития зиготы и эмбриона на самых ранних стадиях. Причинами этого могут быть неполноценность половых клеток, погрешности в кормлении и содержании, влияние химических веществ-мутагенов. Многие столетия люди не знали всего этого, и рождение уродов вызывало у них страх, представление о грядущих бедствиях, войнах, морах или о влиянии дьяволов, ведьм и колдунов.
При раскопках древнего Вавилона были обнаружены каменные таблицы, в которых описаны 62 типа различных врожденных пороков развития человека. Все уродства истолковывались в них как зловещие приметы и предостережение свыше. В частности, в таблицах писали: «Если родится ребенок с руками и ногами, напоминающими ласты, королю грозит гибель, городу — разрушение, стране — разорение. Рождение ребенка без отчетливых признаков пола знаменует смерть главы семьи и бедствия для всего города». Выходит, что, если у кого-то родился гермафродит, пропали и отец и весь город.
Случалось, что рождение ребенка-урода истолковывали не как плохое предзнаменование, а как одобрение каких-то планов богами. Римский историк Тит Ливий писал, что случаи рождения уродов служили поводом даже для того, чтобы повлиять на решение римского сената. Гораздо позже, в 395 году н. э., рождение ребенка с двумя головами было истолковано как одобрение небесными силами предложения разделить Римскую империю на западную и восточную части.
Русская императрица Анна Иоанновна в последние годы жизни страдала от болезни, вызванной камнями в почках и мочевом пузыре. «Камчюг», называли в то время эту болезнь. Как рассказывает Валентин Пикуль в романе «Слово и дело», главный придворный врач — архиятер Фишер брался вылечить царицу, но не сразу. В беседе с царицей он объяснил ей, как и чем он хотел лечить ее:
— Ваше величество, сыскал я рецепт старинный, по которому надобно в марте зайчиху беременную словить в лесу, зайчат из нее недоношенных вынуть, потом их высушить, растереть мелко в порошок и добавлять в вино хлебное.
— А сейчас-то январь на дворе, — отвечала императрица. — Когда еще твоя зайчиха беременною станет?
Неизвестно, осуществилось ли такое лечение, но в том же году осенью Анна Иоанновна умерла.
Целебные свойства в старину приписывались не только порошкам из зайчат, но и другим заячьим «продуктам». Об этом, в частности, рассказывает Морис Дрюон в книге «Негоже лилиям прясть» из серии «Проклятые короли». В ней описаны события первой половины XIV столетия, происходившие во Франции. Жена короля Филиппа, Жанна Бургундская, родила сына. Мать Жанны, графиня Маго д’Артуа, позаботилась о новорожденном и дочери. И сообщила об этом королю:
Занятное явление произошло весной 1982 года. Утром по местному уфимскому радио объявили, что днем будет переменная облачность и пройдет дождь. Прихватив плащ, я пошел в институт. Возле корпусов института растет группа больших, высоких деревьев — тополей. Иду и вдруг слышу звонкую, четкую птичью песню. Зяблик! Он сидел на одной из боковых веток дерева и самозабвенно пел. Величиной с воробья, но более изящный и нарядный. По бокам, на темных крыльях, — белые полосы. Небо в тучах, а он поет.
Пришел я на лекцию к курсантам — ветеринарным врачам и сказал им, что судя по приметам, день должен быть погожим.
— Как Вы это определили? — спрашивают врачи.
— По песне зяблика!
И что же? Погода разгулялась, тучи разошлись и в Уфе в тот день с неба не упало ни капельки. Зяблик не подвел.