Русский язык

История

Биология

Математика

dzhungli

Не всякое движение можно увидеть. Если скорость не достигает определенного миниму­ма, то движение остается незаметным. Этим научились пользоваться некоторые лесные животные. В лесных дебрях обитает большин­ство наземных животных, избравших медли­тельность в качестве своеобразного способа за­щиты от врагов.

Когда в тропики проникли европейцы, их, наряду с другими местными диковинами, по­разили и тихоходы — животные-медляки. По­ведение этих существ было настолько необыч­ным, что к рассказам вернувшихся домой пу­тешественников чаще всего относились, как к обычным охотничьим байкам. Между тем ти­хоходы — реальность. Их можно встретить в тропических лесах любого континента. Среди них представители всех классов позвоночных, кроме, пожалуй, птиц. Правда, обнаружить таких животных нелегко. Они ведут скрыт­ный образ жизни и на глаза попадаются редко.

Самые известные медляки — ленивцы. Обитают они в сельве, в дождевых лесах Цен­тральной и Южной Америки от Никарагуа и Панамы до севера Бразилии. В настоя­щее время известно пять видов: два двупа­лых, у них на перед­них лапах всего два пальца, и три — трех­палых . Ошейниковый ленивец даже включен в Международную Крас­ную книгу. Дело в том, что они чрезвычайно прихотливы к еде и способ­ны питаться лишь дарами церконии — одного из видов тропических деревьев. Площадь тро­пических лесов быстро сокращается, лесорубы не щадят и кормовые деревья ленивцев, а зве­ри не в состоянии откочевать в еще сохранив­шиеся участки леса.

Движения ленивцев столь медленны, что, наблюдая за ними, просто трудно поверить в их целенаправленность. К тому же спят звери по 15 часов в сутки, а детеныши даже по 22 часа. Малыши совершенно не умеют резвиться, хотя рождаются достаточно развитыми существами, во всяком случае в двигательном отношении. Ведь на помощь матери рассчитывать не прихо­дится. Она только кормит младенца, но не нян­чит. Самка не может о нем позаботиться, ее ла­пы для этого не годятся. Малыш должен сам держаться на ее теле, а она в лучшем случае способна лишь подлизать его, если это, конеч­но, потребуется.

Поводов для прогулок, даже непродолжи­тельных, у ленивцев немного. Пищи им обычно хватает и на родном дереве. Когда в непосредственной близости нет спелых плодов или только что распустившихся цве­тов, они довольству­ются ЛИСТЬЯМИ И мо­лодыми побегами. По­этому объедают на де­реве все подряд, все, что кажется им съе­добным, и даже во время еды не делают лишних движений.

Листья они срывают прямо губами, подол­гу не меняя позы. Дотянуться до приглянув­шегося листка помогает необычайно подвиж­ная, особенно у трехпалых ленивцев, шея. У них не семь позвонков, как у всех остальных животных, в том числе и у наиболее длинно­шеего существа — жирафа, а восемь или де­вять. Движения челюстей также неторопли­вы и незаметны ни снизу, ни сверху. С земли в лучшем случае виден только затылок, свер­ху морда зверя закрыта веткой, которую он объедает.

Ленивцы стараются не производить лишних движений, да и поводов двигаться у них немно­го. Их длинная, до 15 сантиметров шерсть уло­жена на теле необычно. Волосы направлены не от позвоночника к брюху, а в обратную сторону. Во время ливней это спасает зверя. Вода легко скатывается с обращенного к небу живота и не промачивает лентяя. У животных даже не воз­никает потребности отряхнуться, как это дела­ют собаки, выходя из воды.

Ленивцев мог бы выдать их специфический запах. К счастью, у самого опасного врага — гарпии-обезьяноеда, как и других хищных птиц, обоняние не развито. Запах не помогает и наземным хищникам: слишком высоко жи­вут ленивцы, да и восходящие потоки воздуха мешают запаху достигать земли. Не выдают присутствие зверя и его испражнения. У ле­нивцев необыкновенно большой мочевой пу­зырь. Они опорожняют его раз в сутки и обыч­но приурочивают эту процедуру к очередному дождю, которого в сельве долго ждать не при­ходится.

Еще реже животные опорожняют кишеч­ник. Едят они, учитывая, что их пища малока­лорийна, совсем немного. Видимо, при замед­ленном темпе жизни и чрезвычайно малой по­движности расход энергии у них невелик. Многокамерный желудок и вместительный кишечник позволяют животным посещать «туалеты» не чаще одного раза в 5—8 дней. В жизни ленивцев это повод для продолжитель­ной прогулки. Звери не могут оставлять свои «визитные карточки» прямо под той же вет­кой, на которой кормятся. Для отправления естественных потребностей они уходят всей семьей на одно из соседних деревьев, спуска­ются к его основанию и здесь облегчаются. По­сещение туалета тоже приурочивается к оче­редному тропическому ливню.

Поиск

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru