Едва ступаешь на амазонскую твердь, как сразу на память приходят ядовитые змеи. В следующей главе, посвященной змеям, говорится, что можно днями бродить по влажному тропическому лесу, не встретив ни одной из них, а потом вдруг натолкнуться сразу на несколько. В принципе, если внимательно смотреть под ноги, а руками не хвататься за что попало, беспокоиться не о чем. Но забывать о присутствии змей в лесу нельзя ни на минуту. Впрочем, в равной мере это относится и к походу по пустыне, и к пикнику в горах.
В южноамериканском регионе 80-85 процентов зарегистрированных случаев змеиных укусов приходится на копьеголовых змей; рекордсменкой является кайсака, или лабария, которую здесь часто называют «желтая борода»: ее подбородок окрашен в ярко-желтый цвет. Копьеголовые змеи отличаются поразительной красотой и никогда не нападают на людей без причины.
Как ни странно, далее список продолжают муравьи — лишь два вида. Гигантские динопонеры — самые настоящие хищники. В отличие от большинства своих сородичей они жалят и кусают, причем и то и другое получается у них отменно. Нервные, агрессивные, они словно осы носятся по земле, деревьям и эпифитам. Их жертвы вопят как ужаленные — в буквальном смысле. Приметить динопонер довольно просто благодаря размерам — длина муравья составляет не меньше 2,5 см; завидя их, обходите стороной, они не станут преследовать.
Другой вид — муравей Рихтера. Его масса не превышает 0,001 г, иными словами, в человеке, весящем 91 кг, могло бы уместиться 1 209 509 муравьев.
Можно лишь диву даваться, как такое крохотное существо умудряется приносить столько неприятностей! Муравей Рихтера теперь переместился из Центральной Африки в юго-восточные районы США. Домашних животных и человека он кусает не так часто, но последствия бывают крайне неприятными: боль, резкий упадок сил, зудящая сыпь, а в редких случаях даже смерть от шока, вызванного муравьиным ядом. Муравейники очень приметны, поэтому лагерь рекомендуется разбивать подальше.
Коль скоро мы заговорили о насекомых, упомянем самых агрессивных — мокрецов рода Culicoides. Это злостные кровососы. Наиболее часто встречается жгучий мокрец, чьи личинки обитают возле загрязненных пресных водоемов. Встречи с ним не сулят ничего хорошего — сплошная пытка. Крохотные, с трудом различимые невооруженным глазом, они легко проникают сквозь любой полог и любую противокомариную сетку с ячейками крупнее марлевых.
Укусы самок весьма болезненны, а нрав — ненасытный. Они не дают ни секунды покоя, невозможно ни спать, ни есть. Невидимки сосут кровь, становясь иногда переносчиками глистного заболевания филяриатоза, причем путь передачи таков: мокрец сосет кровь комара, который только что напился крови больного человека. Спастись от них можно, лишь дождавшись, когда потянет свежий ветер, но надежней бежать подальше от зачумленного места.
Обыкновенный вампир, или десмод, тоже не подарок. У большинства людей вызывает омерзение как вид, так и род занятий этой летучей мыши: отличительной характеристикой десмода является титул единственного истинного паразита млекопитающих. Подлетая ночью, десмод вначале кружится перед лицом жертвы (некоторые уверяют, будто от десмодов исходит особый дурманящий запах), затем опускается на землю, наносит молниеносный и потому малочувствительный укус, после чего тут же отскакивает. При укусе он разрезает кожу острыми треугольными передними зубами, а затем лакает кровь, представляющую единственный компонент его диеты.