История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого — не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе. Хронологические рамки истории древней Греции — от конца III тысячелетия до н.э., времени образования первых государств на острове Крит, до 30 г. до н.э., когда последнее эллинистическое царство — Египет — было покорено Римом (соответственно и все даты в книге — до нашей эры). Конечно, нельзя не принимать во внимание и географические условия: раннее развитие мореплавания и торговли стало возможно в Греции благодаря изрезанности береговой линии и обилию островов, по Эгейскому морю можно плавать, не теряя суши из виду. Греция — страна гор, которые разъединяют небольшие по площади равнинные области. Как бы сами природные условия определили политическую раздробленность Греции, возникновение в ней в историческую эпоху множества небольших городов-государств. В Греции не возникло мощных империй, и, может быть, именно в связи с этим греки высоко ценили свободу.
Примерно с рубежа III и II тысячелетий до н. э. центром зарождения цивилизации в Греции стал остров Крит. Остров Крит удобно расположен к югу от Греции на пересечении торговых путей, которые связывали Грецию с Египтом и Ближний Восток с Западным Средиземноморьем, а некоторая удаленность от материка способствовала безопасности его обитателей. Греки классического времени достаточно смутно представляли прошлое Крита. Существовала легенда о страшном человеко-быке Минотавре, который требовал человеческих жертвоприношений. Афинскому герою Тесею удалось убить его и с помощью спасительной «нити Ариадны» выйти из лабиринта, где обитало чудовище. Местопребыванием Минотавра считался именно Крит. По преданию Критом в те далекие времена правил царь Минос, которому первому удалось установить «талассократию» — власть над морями. Вот что о нем писал историк V в. до н.э. Фукидид:
«Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, изгнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах».
Архаический период в истории Греции (VIII — VI вв. до н.э.) — время формирования и развития полиса — уникального социально-политического образования, характерного для античного мира. Полис (дословно: город) чаще всего переводят как город-государство. И действительно, полис — это небольшое государство, в котором выделялся один городской центр; там находился укрепленный акрополь (акрополис — верхним юрод, кремль). Такими полисами стали Афины, Спарта, Коринф, Милет и многие другие. Однако прежде всего полис — это община граждан, которые являлись как бы коллективными собственниками всего полиса и имели исключительное право собственности на землю на его территории. Не случайно греки никогда не говорили «полис Афины», а «полис афинян»; греческие историки описывали «войну афинян и спартанцев», но никогда «войну Афин и Спарты». Полис — это гражданская община, и ее высшим органом считалось народное собрание — собрание всех полноправных граждан. В этом заключалось коренное отличие полиса от ближневосточных общин зависимых земледельцев, над которыми стояли царь и царские чиновники. Полис высвобождал свободную инициативу граждан, способствовал быстрому экономическому росту и культурному развитию. Результатом было то, что по приблизительным оценкам валовый национальный продукт Греции за архаический период увеличился по крайней мере в три раза. Такие темпы, неслыханные для древних обществ, были превзойдены только в Европе в начале Нового времени.
Особое место среди греческих полисов занимала Спарта. Для многих поколений греков она была чем-то близким реальному воплощению идеального государства, и даже противники спартанского государственного устройства отдавали должное его цельности, устойчивости и эффективности.
Спарта (Лакедемон) была главным городом Лаконии, области в южном Пелопоннесе, которая охватывала плодороднейшую долину реки Эврот и прилегающие гористые местности. Дорийцы пришли в Лаконию, очевидно, в XI в. до н. э. и обосновались там, постепенно подчинив местное ахейское население. Полис Спарта образовался в результате объединения четырех поселений, впоследствии к ним присоединилось и пятое поселение — Амиклы. Порабощенное население спартанцы называли илотами по названию ахейского поселения Илос в южной Лаконии. Часть населения, периэки («живущие рядом»), была свободной, имела внутреннее самоуправление, но не имела прав гражданства.
В X в. до н. э. в отличие от других греческих городов Афины не находились в упадке. Афины сумели отразить дорийское нашествие (впоследствии афиняне гордились своей автохтонностью, т. е. тем, что они являлись потомками коренных жителей — ахейцев) и стали центром колонизации Малой Азии. Афинская керамика протогеометрического периода была лучшей в Греции. Предания о мифическом герое Тесее отражают мощь и значение доархаических Афин. С именем Тесея традиционно связывают и синойкизм — слияние разрозненных общин Аттики (Элевсина, Рамнунта, Марафона и др.) в единый полис. Главной крепостью Атгики и резиденцией органов власти стал афинский акрополь («верхний город»), удобно расположенный сравнительно недалеко от моря и от природы хорошо защищенный. После синойкизма Аттика стала одним из крупнейших государственных образований по территории и населению в Греции. Характерно, что лежащая к северу от Аттики область Беотия, сопоставимая по размерам с Аттикой, так и не стала единым полисом, хотя Фивы, крупнейший город, играли первенствующую роль.
VI в. до н. э. был временем бурного развития экономики Афин, периодом важных и глубоких социальных сдвигов в афинском обществе. Больше всего сведений сохранилось о производстве керамики: афинская расписная керамика распространилась по всему Средиземноморью и Причерноморью, значительно потеснив коринфскую. Во второй половине VI в. до н. э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной расписной керамике в Афинах, что позволяло вазописцам лучше изображать человеческое тело.
Производство керамики было сосредоточено в небольших мастерских, где существовало разделение труда. Наиболее тяжелые и грязные работы выполнялись рабами-иноземцами, о чем говорят их имена — Скиф, Лид («лидиец») и т. п. Мастерская обычно принадлежала хозяину мастерской — гончару, который нанимал вазописцев — художников по росписи керамики. Гончар был, как правило, гражданином или метеком, вазописцами были как метеки, так и рабы. Некоторые рабы смогли выкупиться на волю и, становясь вольноотпущенниками, переходили в сословие метеков. Выпускалась как массовая продукция, так и высокохудожественные вазы по специальному заказу.
В истории каждого народа есть периоды, которые можно назвать переломными. Как правило, именно в такие периоды возникают ситуации «развилки», возможности развития исторического процесса по тому либо по иному пути. Именно тогда возрастает роль субъективного фактора в истории, и деяния политиков и полководцев более, чем обычно, влияют на развитие событий. Грекоперсидские войны были именно таким периодом в истории древней Греции, ими завершается архаический и начинается классический период истории древней Греции — эпоха наивысшего ее расцвета.
Не случайно греко-персидские (или, как их называли греки, «мидийские») войны стоят у истоков истории как науки: «отец истории» Геродот поставил себе целью описать их. Вот что он писал во вступлении к своему труду: «Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом».
Полувековой период (Пентеконтаэтия — «пятидесятилетие» по определению греческих историков) между изгнанием персидских полчищ из Греции (479 г. до н. э.) и началом Пелопоннесской войны (431 г. до н. э.), которая разделила и ослабила греческие полисы, был временем наивысшего расцвета демократических Афин. Это время не было спокойным и мирным для афинян: продолжались военные кампании против персов, обострились отношения со Спартой, в самих Афинах шла борьба между различными политическими группировками. Однако именно в это время на афинском акрополе был построен знаменитый Парфенон, новый порт Пирей и «Длинные стены», связывавшие Афины с Пиреем, именно на это время падает творчество Эсхила и Еврипида — классиков античной драматургии.
Афины в ходе греко-персидских войн становятся ведущим полисом Греции. В 478 г. до н. э. был основан союз греческих городов для продолжения войны с Персией. Спартанцы, верные своей изоляционистской политике, устранились от дальнейшего участия в войне: военные действия велись в основном на море и на побережье Малой Азии — далеко от Балканской Греции.
«Классический» означает «образцовый, совершенный». Литература и искусство классической Греции со времен Возрождения стали рассматриваться в Европе как образец для подражания, причем часто недосягаемый. Путь к этому расцвету был удивительно недолог — всего четыре столетия отделяло Парфенон от примитивных построек «темных веков». Чтобы понять феномен литературы греков, нужно обратиться к самым разнообразным сторонам греческой цивилизации.
Невозможно понять греческую культуру без греческой мифологии и греческой религии. У греков не было специального слова для обозначения религии, поскольку религиозная деятельность не была отделена от человеческого опыта и повседневной жизни. Греки думали, что боги — везде и что они могут наблюдать любые человеческие дела и поступки:
С хладной выси эфирной
Видят разумного боги,
Видят они нечестивца,
30-е гг. V в. до н. э. стали пиком могущества Афинской державы — архэ. Для Спарты открывалась пугающая перспектива — быть окончательно оттесненной на второй план политической жизни Греции, а этого правящие круги Спарты стремились избежать. Историк Фукидид писал: «Истинным поводом к войне (хотя и самым скрытым), по моему убеждению, был страх лакедемонян перед растущим могуществом Афин, что и вынудило их воевать». Многие союзники Спарты, прежде всего Коринф, обвиняли, и не без оснований, афинян в нарушении «тридцатилетнего» мира. После ряда столкновений на периферии греческого мира (Эпидамн, Керкира), после того как Афины объявили блокаду своему соседу — Мегаре, спартанское народное собрание, не без колебаний, осенью 432 г. до н. э. приняло решение о нарушении Афинами условий мира и тем самым объявило войну. Объективно шансы на победу афинян были весьма велики.
В 404 г. до н. э. закончилась Пелопоннесская война; Афины были сокрушены. Греческий мир с трудом оправлялся от последствий этой кровавой и продолжительной войны. Демократическое правление было почти повсеместно устранено спартанцами. Ему на смену пришли «декархии» — власть специальных «комитетов десяти», созданных спартанцами из сочувствовавших им олигархов. Новая власть на островах и в греческих полисах Малой Азии стала вызывать еще большее раздражение, чем прежнее господство Афин. Спарта была гораздо меньше (в силу своей замкнутости, специфичности экономики) приспособлена для господства над другими полисами, нежели Афины. Пелопоннесская война сама в немалой степени способствовала разложению традиционной структуры спартанского общества. Не случайно вскоре после ее окончания возник заговор Кинадона (399 г. до н. э.), причем целью заговорщиков было уничтожение спартиатов и наделение всех неполноправных жителей Спартанского государства гражданскими правами.
В истории иногда бывают переломные моменты, переломные эпохи, для них характерно то, что большое число важных исторических событий происходит за сравнительно небольшой промежуток времени. Историческое время как бы «спрессовывается», и ученые при изучении давних эпох уделяют зачастую таким кратковременным периодам гораздо больше внимания, чем иным продолжительным, но малозаметным эпохам. В такие эпохи значительно возрастает личностный фактор, роль личности в истории. Личность, которая интуитивно понимает направление исторического процесса, может не только стать знаменитой, но и внести в этот процесс весьма существенные коррективы.
Именно такой личностью был македонский царь Александр, прозванный Великим. Александру было тринадцать лет, когда его воспитателем стал знаменитый греческий философ Аристотель и двадцать лет, когда он вступил на престол после убийства заговорщиками его отца Филиппа. Это случилось в 336 г. до н. э.
Ранняя смерть Александра способствовала распаду его огромной империи. Впрочем, процесс ее распада объяснялся не только личными, но и социально-экономическими причинами: столь огромными территориями невозможно было управлять из одного центра. В борьбу за власть включились военачальники Александра (диадохи), а затем их наследники (эпигоны). На короткое время фактическим правителем державы становится «регент» Пердикка, которому Александр на смертном одре передал управление империей. Но уже в 321 г. до н. э. Пердикка пал жертвой заговора своих приближенных. После этого самые могущественные македонские военные лидеры собрались в Трипарадисе в Сирии и поделили сатрапии: Антипатр получил Македонию, Птолемей — Египет, Лисимах — Фракию, Антигон Одноглазый — Малую Азию, Селевк — Вавилонию.
Древнегреческая цивилизация прошла долгий, двухтысячелетний путь развития — от первых «дворцовых государств» на Крите до эллинистических царств. Пожалуй, главная заслуга древних греков заключается в том, что они создали и развили уникальное социально-политическое образование — полис. Полис — город-государство, гражданская община — резко и принципиально отличался и от деспотий, неограниченных монархий, существовавших на Ближнем Востоке и в Азии уже задолго до греков, и от критских «дворцовых государств». Полис был, если так можно выразиться, «собственностью граждан», и гражданин полиса имел неотъемлемые права, что создавало.