Подготовка к ВПР по биологии, как впрочем, и по другим предметам, время сложное и волнительное. Давайте поговорим о том. как мы, учителя. можем помочь ребятам справиться с этити треволнениями.
Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период подготовки к ВПР – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".
Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.
Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:
- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
- создайте ситуацию эмоционального комфорта;
- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;
- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";
- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";
- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";
- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
- помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;
- помогайте ребенку избежать ошибок;
- поддерживайте учащихся при неудачах;
- подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;
- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности учеников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
В высыпающемся меню Вы найдете задания ВПР по биологии для отдельных классов и ответы к ним.