Одним из самых таинственных боевых искусств остается маг-цзал — воинское мастерство жителей Тибета. В VI-VII веках цари Намри Сронцзан и Сронцзан Гампо объединили под своим командованием многочисленные тибетские племена и отправились завоевывать Китай. Китайцы были поражены воинским умением туфаней — так они называли тибетцев. Они решили, будто тибетцев обучали некие старцы-небожители. На самом деле все обстояло иначе. Тибетское государство существовало в окружении индийской, китайской и среднеазиатской цивилизаций.
Через Тибет пролегали оживленные торговые маршруты, по которым постоянно двигались массы людей. Тибетцы охотно изучали знания других народов. В результате на развитие военного искусства в Тибете оказали влияние индийские воины-кшатрии, среднеазиатские мастера, китайские монахи.
Воины Тибета уделяли внимание традициям буддизма, йоге, даосизму, объединив все направления в так называемую тибетскую тантру. Кроме того, тибетцы отличались силой и выносливостью.
Умело использовать преимущества тибетских боевых искусств удалось царям Ярлунгской династии, сумевшим создать Тибетскую империю. Ее границы простирались от верховьев Янцзы до озера Манасаровар. Просуществовала империя недолго, большой урон ей нанесли междоусобные войны. В ослабленное государство в XIII веке вторглась армия Чингисхана и покорила его. В качестве дани тибетцы предложили монголам своих наставников-лам. Тибетцам удалось обратить монголов в свою веру. Великий монгольский хан Хубилай, основатель китайской императорской династии Юань, утвердил тибетского патриарха школы Сакьяпа Пагбаламу своим духовным наставником.
Следует отметить, что тибетские ламы никогда не пользовались силой для обращения других народов в свою веру, а действовали лишь исключительно влиянием слова. И даже когда Хубилай предложил «навести порядок» в буддизме, оставив лишь одно направление, мудрые ламы не поддержали его.
После свержения династии Юань в Китае традиции тибетских школ ослабли, но все же оставались популярными. Китайцы уважали наследие Тибета, третий император династии Мин даже был удостоен титула дхарма-раджа («Царь учения»).
В XVII веке Китаем стала править манчжурская династия Цин, при которой тибетская Ваджраяна была объявлена государственной религией. Цинский император Канси опирался на тибетских воинов в войне с монастырем Шаолинь, представлявшим мятежную школу Чань.
Маг-цзал переводится как «воинское искусство». Многие столетия Тибет ревниво хранил тайны национальной борьбы. Тантрические учения держались в строгой тайне и были рассекречены для европейцев сравнительно недавно. Далай-ламе XIV Тензину Гьяцо задали вопрос: почему тибетцы сочли нужным больше не хранить свои'секреты. Далай- лама ответил, что в древние времена обладание особыми знаниями Ваджраяны налагало на человека большую ответственность. Эти знания могли нанести ущерб здоровью людей. Однако в наши дни человечество располагает ядерным оружием, которое способно в миг уничтожить все живое, поэтому тантрические знания уже не так опасны. Рассекречивание Ваджраяны помогает людям добиться гармонии, способствует очищению сознания.
Воинские искусства Тибета развивались в монастырях, среди воинов и простого населения. Адепты — носители боевого стиля — готовились в монастырях. В отшельнических кельях-ритодах лама вместе с двумя учениками постигал основы воинского искусства маг-цзал. Нередко обучение маг-цзал осуществлялось даже в тех монастырях, в которых не было боевого направления. Другие монахи даже не догадывались, что рядом с ними живут мастера единоборств.
Воинское направление маг-цзал ставило целью подготовку профессиональных бойцов, входивших в регулярную армию Тибета, а также монахов, охранявших монастырь. Монахи-стражи были освобождены от выполнения всех обязанностей, кроме поддержания порядка, поэтому товарищи в шутку называли их «лентяями». Непременными атрибутами монахов были крепкая палка, тяжелая связка ключей и нож. Во время нападения врага монахи-стражи вооружались мечами, копьями и луками. Монахи-воины занимались маг-цзал, чтобы в случае опасности защитить монастырь.
Монахи демонстрировали свое искусство во время праздников. Одной из традиций было соперничество монахов монастырей Сэра и Брайбун. Каждые семь лет бойцы из этих монастырей сходились в схватке. Сэра переводилось как «град», а Брайбун — «куча риса», поэтому по исходу поединков предсказывали урожай на будущий год. Устраивались и специальные «спартакиады»: монахи соревновались не только в единоборствах, но и в поднятии тяжестей, беге, метании ножей и камней.
Тибетские крестьяне также занимались маг-цзал. Боевое искусство было им необходимо исключительно для самообороны. На паломников и купцов во время их путешествий часто нападали вооруженные разбойники. Для отражения нападения не требовалось специальной духовной или религиозной подготовки, нужно было лишь дать отпор нападавшему. В связи с этим изучались самые уязвимые точки на теле человека.
Важной частью маг-цзал являлась тибетская медицина. В VII веке индийский врач Бхаратхаджа, китаец Хань Ванхан и персидский врач Галенос перевели на тибетский язык свои труды и составили общее руководство «Оружие бесстрашия». В X веке лама Ринчен Зангпо положил начало новой медицинской школе. В конце XII века лама Ютог Йондан Гонпо выпустил четырехтомный трактат «Сердце амриты — восьмичленная тантра устных наставлений», основные положения которого используются врачами и в наши дни.
Врач, постигший таинства тибетской медицины, становился специалистом очень высокого уровня. Тибетские доктора пользовались гипнозом и медитацией. Для лечения больного они изменяли его сознание, чтобы высвободить резервы организма. Врач должен был определять состояние пациента по его пульсу, опытные ламы различали более тысячи разновидностей пульса.
О возможностях зрения тибетских лам ходят легенды. Врачи могли проводить тончайшие операции без применения оптических приборов. Начинающие ламы сдавали такой экзамен — они должны были рассечь вдоль скальпелем человеческий волос. В этом случае они становились ассистентами хирурга. Чтобы получить право стать самостоятельным врачом, нужно было разрезать уже рассеченный волос еще раз. Очень часто опытные врачи одновременно являлись и умелыми воинами маг-цзал.