Школьный ориентир

Грамотеи

Русский язык

Тетрадкин Град

История

Биология

Математика

Веселый ранец

Одним из самых таинственных боевых искусств остается маг-цзал — воинское мастерство жителей Тибета. В VI-VII веках цари Намри Сронцзан и Сронцзан Гампо объединили под своим командованием многочисленные тибетские племена и отправились завоевывать Китай. Китайцы были поражены воинским умением туфаней — так они называли тибетцев. Они решили, будто тибетцев обучали некие старцы-небожители. На самом деле все обстояло иначе. Тибетское государство существовало в окружении индийской, китайской и среднеазиатской цивилизаций.

Через Тибет пролегали оживленные торговые маршруты, по которым постоянно двигались массы людей. Тибетцы охотно изучали знания других народов. В результате на развитие военного искусства в Тибете оказали влияние индийские воины-кшатрии, среднеазиатские мастера, китайские монахи.

Воины Тибета уделяли внимание традици­ям буддизма, йоге, даосизму, объединив все направления в так называемую тибетскую тантру. Кроме того, тибетцы отличались силой и выносливостью.

Умело использовать преимущества тибет­ских боевых искусств удалось царям Ярлунгской династии, сумевшим создать Тибетскую империю. Ее границы простирались от верховь­ев Янцзы до озера Манасаровар. Просущество­вала империя недолго, большой урон ей нанес­ли междоусобные войны. В ослабленное госу­дарство в XIII веке вторглась армия Чингисха­на и покорила его. В качестве дани тибетцы предложили монголам своих наставников-лам. Тибетцам удалось обратить монголов в свою ве­ру. Великий монгольский хан Хубилай, основа­тель китайской императорской династии Юань, утвердил тибетского патриарха школы Сакьяпа Пагбаламу своим духовным наставником.

Следует отметить, что тибетские ламы ни­когда не пользовались силой для обращения других народов в свою веру, а действовали лишь исключительно влиянием слова. И да­же когда Хубилай предложил «навести поря­док» в буддизме, оставив лишь одно направ­ление, мудрые ламы не поддержали его.

После свержения династии Юань в Китае традиции тибетских школ ослабли, но все же оставались популярными. Китайцы уважали наследие Тибета, третий император династии Мин даже был удостоен титула дхарма-раджа («Царь учения»).

В XVII веке Китаем стала править манч­журская династия Цин, при которой тибет­ская Ваджраяна была объявлена государст­венной религией. Цинский император Канси опирался на тибетских воинов в войне с мона­стырем Шаолинь, представлявшим мятеж­ную школу Чань.

Маг-цзал переводится как «воинское ис­кусство». Многие столетия Тибет ревниво хра­нил тайны национальной борьбы. Тантричес­кие учения держались в строгой тайне и бы­ли рассекречены для европейцев сравнитель­но недавно. Далай-ламе XIV Тензину Гьяцо задали вопрос: почему тибетцы сочли нуж­ным больше не хранить свои'секреты. Далай- лама ответил, что в древние времена облада­ние особыми знаниями Ваджраяны налагало на человека большую ответственность. Эти знания могли нанести ущерб здоровью людей. Однако в наши дни человечество располагает ядерным оружием, которое способно в миг уничтожить все живое, поэтому тантрические знания уже не так опасны. Рассекречивание Ваджраяны помогает людям добиться гармо­нии, способствует очищению сознания.

Воинские искусства Тибета развивались в монастырях, среди воинов и простого населе­ния. Адепты — носители боевого стиля — го­товились в монастырях. В отшельнических кельях-ритодах лама вместе с двумя ученика­ми постигал основы воинского искусства маг-цзал. Нередко обучение маг-цзал осуществля­лось даже в тех монастырях, в которых не бы­ло боевого направления. Другие монахи даже не догадывались, что рядом с ними живут ма­стера единоборств.

Воинское направление маг-цзал ставило целью подготовку профессиональных бойцов, входивших в регулярную армию Тибета, а также монахов, охранявших монастырь. Мо­нахи-стражи были освобождены от выполне­ния всех обязанностей, кроме поддержания порядка, поэтому товарищи в шутку называ­ли их «лентяями». Непременными атрибута­ми монахов были крепкая палка, тяжелая связка ключей и нож. Во время нападения врага монахи-стражи вооружались мечами, копьями и луками. Монахи-воины занима­лись маг-цзал, чтобы в случае опасности за­щитить монастырь.

Монахи демонстрировали свое искусство во время праздников. Одной из традиций бы­ло соперничество монахов монастырей Сэра и Брайбун. Каждые семь лет бойцы из этих мо­настырей сходились в схватке. Сэра переводи­лось как «град», а Брайбун — «куча риса», поэтому по исходу поединков предсказывали урожай на будущий год. Устраивались и спе­циальные «спартакиады»: монахи соревнова­лись не только в единоборствах, но и в подня­тии тяжестей, беге, метании ножей и камней.

Тибетские крестьяне также занимались маг-цзал. Боевое искусство было им необходи­мо исключительно для самообороны. На па­ломников и купцов во время их путешествий часто нападали вооруженные разбойники. Для отражения нападения не требовалось спе­циальной духовной или религиозной подго­товки, нужно было лишь дать отпор нападав­шему. В связи с этим изучались самые уязви­мые точки на теле человека.

Важной частью маг-цзал являлась тибет­ская медицина. В VII веке индийский врач Бхаратхаджа, китаец Хань Ванхан и персид­ский врач Галенос перевели на тибетский язык свои труды и составили общее руковод­ство «Оружие бесстрашия». В X веке лама Ринчен Зангпо положил начало новой меди­цинской школе. В конце XII века лама Ютог Йондан Гонпо выпустил четырехтомный трак­тат «Сердце амриты — восьмичленная тантра устных наставлений», основные положения которого используются врачами и в наши дни.

Врач, постигший таинства тибетской ме­дицины, становился специалистом очень вы­сокого уровня. Тибетские доктора пользова­лись гипнозом и медитацией. Для лечения больного они изменяли его сознание, чтобы высвободить резервы организма. Врач должен был определять состояние пациента по его пульсу, опытные ламы различали более тыся­чи разновидностей пульса.

О возможностях зрения тибетских лам хо­дят легенды. Врачи могли проводить тончай­шие операции без применения оптических при­боров. Начинающие ламы сдавали такой экза­мен — они должны были рассечь вдоль скаль­пелем человеческий волос. В этом случае они становились ассистентами хирурга. Чтобы по­лучить право стать самостоятельным врачом, нужно было разрезать уже рассеченный волос еще раз. Очень часто опытные врачи одновре­менно являлись и умелыми воинами маг-цзал.

Поиск

Сила знаний

Профессор Знаев

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru