Философ Конфуций жил в 551-479 годах до н.э. Конфуций — это латинский вариант его настоящего имени — Кун-цзы. Он создал учение, целью которого было создание идеальных семейных и общественных отношений и совершенного государства. Конфуцианство многие века было государственной религией Китая и составляло основу китайского государства.
Конфуций и его последователи большое значение придавали воспитанию нравственности и развитию морали. Согласно Конфуцию в основе общества лежат пять отношений: между правителем и министром, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями и, наконец, друзьями.
Равноправными могут быть лишь отношения между друзьями. Во всех остальных случаях младший партнер обязан повиноваться старшему, ожидая его благосклонности.
Конфуцианская мораль проповедует пять добродетелей: человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность. Никто не должен поступать с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с ним. Это, в принципе, относится и к правителю, который обязан заботиться о подданных, иначе они вправе свергнуть его. Конфуций говорит о необходимости уважения старших в семье и уважения старших по званию. Управлять, с точки зрения Конфуция, значит улучшать нравы силой примера и посредством особых поучений. Общество рассматривалось в виде единой семьи. Идеальное конфуцианское государство — это большая семья, где народ уважает правителей и доверяет им, а правители, в свою очередь, должны быть честными и справедливыми.
Возможно, учение Конфуция никогда не распространилось бы по всей стране, если бы не Менций (Мен-цзы). Легенда называет его воплощением Конфуция, поскольку родился Менций там же, где столетие назад Конфуций. С ранних лет мальчик больше всего любил повторять чьи-то слова и действия. Когда он был маленьким, то жил с матерью около кладбища. Он часто ходил туда, а дома изображал плакальщиков и играл в похороны. Потом семья переехала в дом около базара. Мальчик пропадал на рынке целыми днями, повторяя слова и действия торговцев. Мать поняла особенность характера ребенка, и они переселились поближе к школе. В результате вырос великий ученый и философ. Менций очень рано заинтересовался учением Конфуция, которого называл Учителем. Он собрал все труды и высказывания Конфуция, став активным продолжателем конфуцианской философии.
Философское течение неоконфуцианцев появилось в XII—XIII веках. Именно неоконфуцианство принесло в ушу название кунфу — «гунфу» означает момент самореализации и внутреннего самораскрытия в процессе достижения высшего мастерства. Гунфу — это достижение мастерства и путь к нему в процессе постижения пути — Дао.
Конфуцианские правила применительно к школе боевого искусства означали высшую степень уважения учеников к учителю, строгую дисциплину и уважение к традициям школы.
И в Китае, и в Японии в домах у большинства учителей боевых искусств постоянно жили лучшие ученики, которые не только занимались, но и вели домашнее хозяйство. Такие традиции, основанные на конфуцианской философии, сохранились до наших дней.