Даосизм появился в Китае на рубеже VI— V вв. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы (родился в 604 году до н.э.). Легенды утверждают, что Лао-цзы жил в течение нескольких веков. В молодости он был библиотекарем, хранителем императорских документов, затем оставил работу и стал вести жизнь отшельника в Западном Китае. После жизни он обрел бессмертие.
Некоторые считают, что даосизм возник намного раньше и называют его основателем древнего императора по имени Хуанди (2693-2547 гг. до н.э.)
Хуанди, или Желтый Владыка, — мифический мудрый государь. В древних мифах рассказывается, что он прибыл со звезд — из созвездия Льва — и вместе с помощниками научил предков китайцев делать лодки, запрягать волов в телеги, копать колодцы, изготовлять музыкальные инструменты, возводить крепостные стены, лечиться иглоукалыванием, вести астрономические измерения, составлять календарь и т.п. Легенды изображали его магом и небожителем: он был способен преодолевать любые расстояния и странствовать в космосе.
В центре философии даосизма лежит идея универсального пути всех вещей — Дао. Дао порождает весь мир и все его явления, само при этом существуя вечно. Идея Дао в дальнейшем отразилась в чань (дзэн)-буддизме, неоконфуцианстве, а также во всех боевых искусствах Востока.
Одним из основополагающих понятий даосского учения стала концепция внутренней энергии человека — ци (цзи, ки). Даосские монахи создали и активно использовали оздоровительную систему цигун (в переводе — развитие ци). Легенды рассказывают, что монахи отличались необычной силой и жили очень долго. Их возможности были невероятны. Они даже могли усмирять взглядом диких зверей. Оздоровительную систему даосов иногда называют даосской йогой, хотя от настоящей (индийской) йоги она довольно сильно отличается. Даосские концепции послужили началом классической восточной медицине, в которой тело человека рассматривалось как уменьшенная модель космоса, а все болезни объясняли нарушением передачи энергии, происходящей по особым каналам — энергетическим меридианам. Ключевое понятие даосизма — у вэй (недеяние), означающее не бездействие, а жизнь, не нарушающую гармонию окружающего мира
Особое значение даосы предавали оккультному знанию, составлявшему единый комплекс взаимосвязанных дисциплин. Концептуальной базой этого комплекса была «Книга перемен», важное место занимала и китайская астрология. Хорошо зная небосвод, расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт, атласов и календарей, с помощью которых определяли, иод какой звездой (планетой) человек родился, какова его судьба и т.п. Став в средневековом Китае специалистами в области оккультных наук, даосы составляли гороскопы и делали предсказания.
Использование даосских методик в боевых искусствах привело к тесному переплетению оздоровительного аспекта с боевым, стали обязательными дыхательно-медитативные упражнения. Методы развития энергетики и внутренней силы держали в строжайшем секрете и раскрывали лишь избранным ученикам на заключительном этапе обучения. Особо скрывались методы энергетического воздействия на человека, позволяющие без боя победить любого противника. Слово «ци» (ки) есть даже в названиях боевых искусств — тайцзи, айкидзюцу, айкидо.