Русский язык

История

Биология

Математика

Дзэн (чань) как направление буддизма появился в Китае, но особенно распространился и Японии. По сравнению с другими религиозными учениями здесь нет бога как такового. Дзэн — это учение о развитии человеком своего духа и своих возможностей. Буддой — фактически богом с точки зрения дзэн — мо­жет стать любой человек, который достигнет просветления, то есть окажется на высшем уровне понимания и восприятия окружающего мира.

В дзэн выделяют последовательные стадии развития личности, начиная от низшей — полного неведения — и заканчивая просветлением (сатори). Между этими стадиями происходит чередование периодов подъе­ма, остановок и спадов развития. Каждый но­вый подъем происходит резко, причем тем резче, чем дольше продолжалась остановка или спад. Основным недостатком мышления человека в дзэн считаются «остановки разума» — задержка на отдельных мыслях и пред­метах в ущерб общему восприятию. Высший уровень — это свободное интуитивное творче­ство и состояние внутренней свободы.

До нас дошло много историй о процессе обучения дзэн — от совершенно серьезных до анекдотичных. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Основной формой обуче­ния были коаны — вопросы и загадки, отве­ты на которые надо давать с помощью интуи­ции и внутренних ассоциаций, а не логики. Ученику мог быть задан или вопрос с уже из­вестным ответом, или же вопрос, на который предлагалось найти ответ. Вот, например, один из коанов. 

Вопрос: в чем смысл прихода Бодхидхармы с Запада? Ответ: Дуб во дворе. Использовались и такого же рода практичес­кие задания, наиболее часто упоминается та­кая задача: «Покажи звучание одной ладо­ни». Хорошо подготовленные ученики обме­нивались с учителем фразами, совершенно не логичными, но воспринимаемыми интуитив­но — на, казалось бы, совершенно бессмыс­ленный вопрос надо было быстро, и не заду­мываясь, дать такой же бессмысленный ответ. Вот пример диалога в стиле дзэн:

Можно задать тебе вопрос?

Спрашивай.

Я уже спросил.

Я уже ответил.

Что ты ответил?

А что ты спросил?

~ Я ничего не спросил.

А я ничего не ответил.

Иногда разговор учителя с учеником был похож на откровенное издевательство. Осо­бенно мастеров дзэн раздражали вопросы ти­па «Что есть Будда? В чем суть дзэн? Как до­стичь просветления?». Вот один из диалогов.

Ученик: Учитель, что есть Будда?

Учитель: Кошка на забор залезла.

Ученик: Учитель, я не понял.

У ч и т е л ь: А ты спроси у забора.

Часто неожиданный издевательский ответ учителя или удар палкой по голове ученика оказывал потрясающее действие, (естественно, при условии, что перед этим ученик упорно за­нимался долгие годы) — ученик моментально становился просветленным и постигал выс­шую мудрость.

Мастера дзэн говорили, что это подобно вылупливанию цыпленка из яйца, когда он уже полностью сформировался, и осталось только помочь ему в самом главном — разбить скорлупу.

Мастера дзэн (в основном это были бедные странствующие монахи) отличались нестан­дартным поведением и умением найти выход из самых сложных жизненных ситуаций.

Одним из выдающихся мастеров дзэн был живший в Японии в XVI веке Такуан Сохо, родившийся в семье самурая и ставший мона­хом. Его труд под названием «Письма масте­ра дзэн мастеру фехтования» продолжает из­даваться и переиздаваться в наше время — может быть именно потому, что великий мас­тер перед смертью специально просил не пуб­ликовать его труды. Легенды рассказывают, что Такуан много раз побеждал без оружия во­оруженных противников. Он никогда специ­ально не занимался боевыми искусствами, но обладал высшим уровнем восприятия, а пото­му благодаря феноменальной реакции мог пре­дугадывать действия своих противников и ви­дел их движения как в замедленной съемке.

В своем наставлении Такуан рассказывает легенду о мастере дзэн, который попал в плен во время войны с Китаем. Когда вражеский воин подошел, чтобы зарубить его мечом, ма­стер спокойно произнес: «С быстротой молнии меч рассекает весенний ветер». Услышав эти слова, воин бросил меч на землю и убежал.

Именно истории о мастерах дзэн вдохнови­ли всемирно известного режиссера и сценари­ста Джорджа Лукаса на создание фильмов се­рии «Звездные войны», где действуют облада­ющие Силой космические рыцари-джедаи, бо­рющиеся со злом. Показанное в пятом эпизо­де начало обучения Люка Скайуокера у Учи­теля Йоды очень похоже на занятия мастера дзэн со своим учеником.

Для понимания фило­софии дзэн, а также для развития и усовершенст­вования личности, дости­жения высшего уровня со­знания становиться мона­хом было вовсе не обяза­тельно. Главное — следо­вать выбранному Пути — До (явное влияние даосиз­ма), причем Пути могут быть самыми разными, включая и боевые искус­ства. Появившееся в XIX—XX веках окончание «до» в словах дзю­до, каратэдо, айкидо означает «путь».

Характерная для самураев легкость расста­вания с жизнью в сочетании с абсолютным спокойствием и душевной ясностью была обус­ловлена дзэнским учением об иллюзорности бытия, но одновременно кратковременность жизни порождала ее особое восприятие — чем она короче, тем прекраснее. Смерть физичес­кого тела не означала конца существования, а напротив, была выходом на новый уровень развития.

Дзэн-буддизм стал основной религией са­мураев. Нередкими были случаи обращения военачальников за советами к буддийским мо­нахам, например, Такуан Сохо не раз давал советы самому сёгуну. Первым видом боевого искусства Японии, испытавшим влияние дзэн-буддизма, стала стрельба из лука. Это ис­кусство рассматривалось не только как техни­ка поражения цели, но и как путь к достиже­нию просветления.

Большое значение пониманию дзэн-буд­дизма придавал Брюс Ли. Ему принадлежит несколько выражений:

«Пустота — это то, что стоит как раз посе­редине между тем и этим. Пустота всеобъем­люща и не имеет противоположностей — не существует ничего, что бы она не включала в себя или чему бы была противоположна. Эта пустота живая, так как все формы произош­ли от нее, и тот, кто когда-либо осознает ее, тот будет чувствовать жизнь, силу и любовь ко всему сущему».

«Целью является выполнение, а не сопро­вождение. Нет действующего лица, а есть дей­ствие. Нет испытателя, а есть испытание».

«Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает. Не делайте предпочтений, тогда все станет ясно. Делайте минимальные различия — небо и земля разделятся. Если вы хотите, чтобы перед вами была истина, никог­да не будьте ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть самая худшая бо­лезнь ума».

Поиск

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru