Историю Китая делят на эпохи правления разных императорских династий. После смены династии всегда начинался период расцвета государства, затем следовал период упадка — в полном соответствии с древним учением о циклах исторического развития. В 206 г. до н.э. началось правление династии Хань. В III веке Китай распался на три отдельные государства, затем был объединен правителями династии Цзинь. Наибольшего расцвета китайские боевые искусства достигли в 220-280 годах.
Сохранились сведения, что в то время существовала система обучения профессиональным воинским навыкам, которая включала физическую и психологическую подготовку, работу с оружием и без него. К этому же периоду относится и создание первой оздоровительной гимнастики, которая известна под названием «Игры пяти зверей». Разработка этих комплексов приписывается врачу Хуа То (190-265). Легенды о его невероятных способностях слагались уже при жизни, а когда Хуа То умер, его приравняли к небожителям и включили в число 10 богов — покровителей врачевания. «Игры пяти зверей» представляли собой копирование определенных движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля. Позднее они были положены в основу боевых приемов.
В начале IV века на Китай напали орды кочевников. Династия Суй в конце VI века объединила север и юг Китая, но была свергнута в начале VII в.
Эпоха экономического подъема Китая — это время господства династий Тан (начало VII — начало X века) и Сун (X—XIII века). По всей стране строились дороги и новые города, процветали ремесло и торговля, поэзия и изящные искусства. Тогда же интенсивно развивались и боевые искусства.
С X века в практику китайских единоборств вошли бои на помосте. Легенды утверждают, что их придумал сам император. Два бойца сражались на высоком помосте, причем это был реальный поединок, а не театрализованное представление. Такие схватки проводились в боевом снаряжении и с оружием.
Полководец Нгок Фэй, командовавший военными силами правителей Сун, научил солдат технике боя, которую освоил в монастыре Шаолинь. С помощью этих приемов Нгок Фэй и его армия постоянно побеждали войска за- воевателей-монголов. Несколько раз китайцам даже удавалось взять в плен предводителя монгольской армии, но всякий раз его отпускали на свободу, считая недостойным противником. Позже первый министр императора, который, как впоследствии выяснилось, помогал монтолам, добился, чтобы Нгок Фэй прекратил военные действия. Устроив засаду на дороге, монголы подстерегли и убили полководца.
В китайских деревнях устраивались показательные поединки по ушу. Слово ушу можно перевести как «боевое искусство». В Европе и Америке боевые искусства Китая часто называют другим словом — кунфу. Оно происходит от китайского «гунфу», что значит совершенствование.
Согласно правилам, любой боец мог объявить себя претендентом на звание сильнейшего. После этого ему предстояло сразиться с тем, кто примет вызов. Если в течение месяца желающих не находилось, претендент объявлялся победителем. Из мастеров ушу создавались специальные отряды деревенского ополчения, которые тренировались, осваивая приемы кулачного боя и работу с оружием под контролем местных правителей.
Известными центрами народного ушу были постоялые дворы, которые в то время служили и торговыми центрами. Там сооружали специальные площадки для выступления мастеров ушу, на которых можно было продемонстрировать свое умение и сразиться с местными знаменитостями. Проводили и показательные выступления для привлечения публики.
Правление династии Сун закончилось поражением Китая в длительной войне с монголами, которые основали династию Юань (1279—1368). Завоеватели запретили местному населению иметь при себе оружие. Безоружные китайские крестьяне стремились противопоставить вооруженным монгольским солдатам свое умение. Именно в эту эпоху оттачивалось мастерство владения боевыми приемами. Тогда же впервые стали открываться школы ушу. Началась систематизация техники боя.
В 1368 году династия Юань была свергнута, а руководитель народного движения объявил себя императором новой династии Мин. Во второй половине XVII века Китай захватили маньчжуры. Маньчжурская династия Цин правила страной до начала XX века.
После установления власти императора династии Цин в 1644 году война в Китае продолжалась еще 276 лет. Шаолиньские монахи поддерживали последователей династии Мин, а императорам Цин активно помогали тибетские монахи, создавшие собственный боевой стиль. Монахи сами не участвовали в сражениях, но обучали воинов и охраняли императоров. Их стиль — хоп-гар — сохранился до наших дней. Предание гласит, что его создал монах, вдохновленный поединком журавля и обезьяны (победил журавль, который хорошо использовал слабые места в защите обезьяны и смог точным движением ослепить обезьяну).