Даже те, кто только начинает заниматься восточными единоборствами, слышали о монастыре Шаолинь. Он является самым крупным центром развития ушу в Китае. Чтобы не было путаницы, необходимо сказать, что в Китае (и в Японии тоже) насчитывалось более десятка монастырей под названием «Шаолинь». Самый первый и древний из них — легендарное место зарождения и развития боевых искусств — Северный Шаолинь, расположенный в провинции Хэнань в горах Сунынань.
По одной из многочисленных версий датой создания Шаолиньского монастыря считают 495 год.
Основал его буддийский священник Бато. Его первыми учениками стали монахи Хуэйгун и Сэнтяо. Сэнтяо был хорошим бойцом и обучал монахов боевым искусствам.
Начало традиции шаолиньского ушу положил пришедший в 527 году н.э. из Индии буддийский монах Бодхидхарма (его называют также Дамо или Тамо). Точный перевод его имени — «Закон Просветления». Предположительно, Бодхидхарма родился в Мадрасе на юге Индии. Он был сыном знатного индийского раджи. В молодости Бодхидхарма изучал боевые искусства — возможно, это была калари-паятту. Он оставил светскую жизнь, чтобы посвятить себя распространению буддийского учения.
Бодхидхарма призывал к самосовершенствованию, размышлениям, наблюдению и самосозерцанию с целью познания истины, укрепления тела и духа. Такое религиозно-философское направление называют чань или дзэн. Бодхидхарма считал, что буддизм в Китае исказили, а духовную работу заменили формальным ритуалом. Бодхидхарма учил: «Умиротвори свое сердце вне деяния, и тогда все внешние формы естественно последуют за этим в своих проявлениях». Такое учение оказалось слишком сложным для восприятия.
Бодхидхарма не нашел понимания при дворе нескольких правителей. После долгих странствий он оказался в монастыре Шао-линь. Дамо убедился, что монахи неправильно понимают буддизм, истощают себя бессмысленным заучиванием буддийских сутр — текстов молитв. Бодхидхарма был уверен, что нужно не запоминать слова, а заниматься медитацией, чтобы пробудить Будду. Он считал, что Будда есть в каждом человеке.
Поначалу монахи не приняли учение Бодхидхармы. Он удалился в пещеру неподалеку от монастыря и просидел там девять лет лицом к стене. Он не заснул ни на минуту, предаваясь медитации. Лишь однажды сон смежил его веки. Очнувшись, Бодхидхарма разгневался. Минутная слабость нарушила его глубокое самосозерцание. Дамо в порыве ярости вырвал свои веки и швырнул их на землю. Эту жертву принял сам Будда. Он подобрал веки Бодхидхармы и посадил их в землю. Через некоторое время на этом месте выросли кусты чая. Будда научил монахов собирать листья и готовить из них ароматный напиток. Буддисты пили чай, чтобы очистить сознание во время медитации. Этот обряд со временем превратился в настоящую церемонию, в которой были особые правила и традиции. В XII веке буддийские монахи познакомили с чайной церемонией японцев, для которых она стала своеобразным культом.
Когда после девятилетней медитации Бодхидхарма решил подняться, оказалось, что ноги перестали его слушаться. Дамо пришлось заниматься специальными упражнениями, чтобы вновь научиться ходить, а восхищенные монахи повторяли эти упражнения за ним.
Духовное учение Бодхидхармы основывалось на требовании «двух проникновений и четырех действий». «Два проникновения» означали два способа достижения просветления. Первый способ («духовное проникновение») предусматривал созерцание своей внутренней природы, согласно второму («проникновению посредством действия») последователь должен был совершать добрые дела. Бодхидхарма учил: «Нынешнее состояние человека — ложно, истинно лишь возвращение к собственной природе, к своему изначальному лику».
Дамо предложил монахам чрезвычайно простой способ медитации для достижения просветленного сознания — «безмолвного созерцания перед стеной», когда монах, подобно Бодхидхарме в пещере, садился лицом к стене и начинал медитировать.
«Четыре действия», которые должны были выполнить монахи, означали четыре разных вида поступков. Человек обязан не испытывать чувство ненависти, у него не должно быть мирских стремлений, он должен служить дхарме и во всем полагаться на судьбу.
Донеся до монахов Шаолиня «истинное учение сердца», Бодхидхарма оставил обитель и отправился странствовать. Он написал трактат «Об изменениях в мышцах», посвященный искусству самосовершенствования.
Нет однозначных свидетельств по поводу смерти Бодхидхармы. Сведения об этом событии противоречивы. Согласно трактату «Биографии известных монахов», Бодхидхарма умер в 534 году недалеко от монастыря Шаолинь, и его тело по буддийскому обычаю сожгли. На пепелище была найдена сандалия Дамо, которую с великими почестями доставили в Шаолинь. Сандалия хранилась в монастыре около 300 лет, но была украдена. Однако некоторые утверждали, что встречали Бодхидхарму в горах и после 534 года, причем замечали, что патриарх путешествовал в одной сандалии. Наконец, исторические хроники «Книга династии Поздняя Тан» свидетельствуют, что последние годы жизни Дамо прошли в монастыре Шаолинь. Бодхидхарма случайно выпил яд и умер.