Настоящий воин должен усвоить не просто набор приемов, но и правила боевой морали — удэ. В истинных школах боевых искусств именно этому направлению отводилась решающая роль. Техническое мастерство отходило на второй план. Известный мастер Чан Найчжоу в «Книге о технике боя» подчеркивал: «Изучая кулачное искусство, надо, прежде всего, совершать добродетельные поступки, в мирских делах быть почтительным и скромным, не вступать в бой с другими людьми. Только таким образом можно стать истинным человеком и благородным мужем».
Боевые искусства для Китая — это не столько драка, сколько обретение высокой силы духа. Школы ушу становились школами воспитания молодых людей, где они учились не только махать кулаками, но и изучали нормы ритуального поведения китайского общества. Законы удэ призывали быть терпеливыми, старательными в любом деле. Ушу превращалось в особый образ жизни, становилось проводником высоких моральных принципов. Считалось, что тот, кто обладает лишь техническим мастерством и лишен боевой морали, не может быть наставником.
В Китае существовало несколько кодексов удэ. В каждом из них присутствовали общие правила. Обучение начиналось с воспитания скромности. Ученик должен был почтительно
относиться к учителю и к обычным людям. Утративший скромность изгонялся из школы. Ученика могли наказать за то, что он без надобности хвастал своими успехами перед другими и демонстрировал приемы ушу.
При занятиях ушу нужно «не торопиться и не медлить», «позволять вещам и самому человеку развиваться естественным образом, своими советами помогая ученику, но ни в коем случае не приказывая».
Процесс обучения в школах ушу являлся процессом становления сознания. Ученики должны были постичь Высшую Истину. Древний трактат так описывал этапы саморазвития: «Глубоко изучай. Вникай, вопрошая. Тщательно продумывай. Отчетливо осознавай. Искренне следуй».
Большинство легендарных китайских бойцов отличалось прежде всего не силой удара, а именно мощью добродетели. Один из них, Хо Юаньцзя, основатель Ассоциации утонченных боевых искусств, как-то был вызван на бой представителем другой школы. Публика жаждала зрелища, ей не терпелось увидеть, как легко Хо расправится с противником. Несмотря на отчаянное сопротивление, Юаньцзя нанес цротивнику несколько мощных ударов и, изловчившись, поднял его над помостом. Все ждали, что сейчас последует бросок. Однако Хо произнес: «Не стоит мне быть невежливым. Прошу прощения». Соперник был вынужден признать, что Хо обладает не только блестящим боевым мастерством, но и высочайшей боевой добродетелью и действительно достоин уважения.
Правила боевой морали требовали не меряться силами с представителями других школ, если это не касалось вопросов чести. Чрезвычайно был популярен совет: «Пройди мимо обидчика, не замечая. Но если вступил в поединок — убей одним ударом».
Все крупнейшие школы ушу имели собственные кодексы удэ. Достигшие успехов в боевом искусстве создавали свои заповеди, дополняя и расширяя кодексы. Тун Чжунъи, открывший несколько школ боевых искусств, разработал для их учеников специальные правила, которые приобрели в Китае большую популярность. Вот некоторые из них:
«обладай постоянством: изучающий ушу подобен лодке, что скользит против течения, не продвигается вперед, а лишь отступает. Таков он в изучении гражданских дисциплин, таков он и в изучении боевых искусств. Наше поколение, изучая боевое ремесло, стремилось проникать в самую суть, для чего придерживалось постоянства, неутомимо тренировалось, не перескакивало через этапы тренировки, чтобы ускорить обучение, И не останавливались не полпути»;
«обладай четким планом; последователь ушу должен остерегаться, имея мужество, но обладать при этом ясными замыслами»;
«соблюдай закон: закон — это гарантия прав человека. Все люди нашего Государства должны придерживаться законов и особенно это касается тех, кто занимается боевым ремеслом... В противном случае очень легко могут возникать драки, а боевое искусство, что уже поселилось в теле, может стать инструментом дурных поступков...»;
«храни искреннюю преданность делу: искренняя преданность — это основа становления физического начала и исток морального совершенствования ...»; «не будь заносчивым»; «не повреди людям».
Правила боевой морали предписывали, что ушу нельзя передавать «испорченным людям». В трактате «Наставления в мече Куньу» названы десять типов таких людей, которые не могли становиться учителями: «Тем, кто по своим человеческим качествам не прям, нельзя преподавать. Не честным и не испытывающим почтения к старшим нельзя преподавать. Не ровным в общении с людьми нельзя преподавать. Не умеющим оценивать по достоинству, нельзя преподавать. Не искушенным в военных и гражданских науках, нельзя преподавать. Стремящимся заработать на этом богатство, нельзя преподавать. Тем, у кого грубость проникла в кости, нельзя преподавать. Торговцам нельзя преподавать. Драчливым нельзя преподавать. Почему? Боюсь за изъян в возвышенном мастерству Куньу».
Мастерство ушу — это не только «мастерство кулака», поэтому проводились поединки, в которых бойцы соревновались во внутренней силе. «Специалистом» по таким поединкам был Сунь Лутан. Шесть японских дзюдоистов предложили померяться силами с 70-летним мастером. Сунь принял вызов, попросив соперников крепко прижать его к земле. «Пусть один из вас досчитает до трех. Если на счет «три» я не сумею встать на ноги, значит, вы выиграли», — заявил Сунь Лутан. Японцы согласились. Они надеялись, что легко возьмут верх над немощным стариком. Они изо всех сил удерживали Суня на земле, но мастер сумел легко освободиться. Дзюдоисты даже не поняли, как это произошло, и признали поражение.
Настоящие мастера ушу старались делать поединки менее кровавыми. Существовала специальная система «восьми ударов». Она позволяла победить противника, не ставя под угрозу его жизнь. Восемь ограничений запрещали применять некоторые приемы. Пользоваться ими можно было лишь в исключительных случаях.
Шаолиньские мастера никогда не нападали первыми. Так, шаолиньский наставник Мяосинь учил: «Тот, кто следует по пути боевых искусств, превыше всего ставит добродетель, а не силу, придает большее значение защите, а не нападению. Когда пробуждаешь в себе добродетель — то встречаешь признательность, а когда используешь силу — то наталкиваешься на противодействие. Защита — это предвестник жизни, а нападение — предвестник смерти. Когда меня атакуют, я защищаюсь. В этот момент у меня на сердце спокойно, мое ци концентрируется, дух просветляется и пробуждается отвага... Все это приводит к полному внутреннему умиротворению, благодаря чему мое ци оживает. Кто бы меня ни атаковал — ничто не обеспокоит меня».