Школьный ориентир

Грамотеи

Русский язык

Тетрадкин Град

История

Биология

Математика

Веселый ранец

Обычно стили ушу делят на северные и южные, внешние и внутренние. Различия между северными и южными стилями связа­ны с особенностями климата северного и юж­ного Китая. Северные стили называют также шаолиньскими.

Внешние стили уделяют основное внима­ние развитию обычной — «внешней» силы, а внутренние основное значение придают внут­ренней силе. В понятие внутренней силы вхо­дят и сила глубоко лежащих мышц, в том чис­ле тех, которые окружают внутренние органы человека, и внутренняя энергия.

Внутренние стили еще называют уданскими — по назва­нию священной горы Удан, на которой, как говорит легенда, жил их основатель.

Северные и южные стили.

Южные стили развивались в субтропических областях Ки­тая. На широких просторах Великой Китай­ской равнины, прорезанной многочисленны­ми реками, население промышляло в основ­ном рыболовством и выращиванием риса. Эти занятия способствовали укреплению верхней части тела. Из-за высокой влажности и темпе­ратуры воздуха, часто превышающей 30 гра­дусов, занимались обычно на улице — на специальных пло­щадках. Одежда бы­ла легкой, трениро­вались босиком в од­них коротких шта­нах. Прыжки, удары ногами и акробатиче­ские движения слож­но выполнять на твердой и неровной земле, поэтому ЭТИ

элементы были сведены к минимуму. Случа­лось, поединки проходили на болоте или на пашне, и здесь, прежде всего, требовалось умение удерживать равновесие.

Многие южные стили строились на подра­жании движениям животных, для них харак­терны очень быстрые и сильные движения рук и использование силы.

Наиболее известной южной школой явля­ется школа белого журавля. Считают, что именно она оказала большое влияние на раз­витие каратэ. К южному направлению отно­сится и современный стиль нань-цюань — «южный кулак».

Северные стили ушу зародились совсем в другом климате. На равнинах Северного Ки­тая люди занимались в основном охотой. Та­кой образ жизни развивал ноги. Зимой трени­роваться на улице и в помещении было холод­но, чтобы поддерживать в мышцах тепло, при­ходилось постоянно двигаться. Из-за холода было сложно работать руками, например, дол­го бить по мешку с песком. Крепкая обувь поз­воляла отрабатывать удары ногами и элемен­ты гимнастики без риска повредить ноги.

Для северных стилей ушу характерны ши­рокие движения и прыжки, жесткие блоки и прямые, резкие удары. К северному направле­нию относят стиль боевых искусств, создан­ный в монастыре Шаолинь, и широко распро­страненный современный спортивный стиль чэнь-цюань — «длинный кулак».

Винчунь — «прекрасная весна».

Винчунь — один из наиболее широко распространенных стилей китайского боевого искусства, хорошо известный также во Вьетнаме. Его происхож­дение связывают с южными стилями древних китайских боевых искусств. Легенды называ­ют основательницей стиля монахиню Нг Муи, которой удалось выжить после разрушения южного монастыря Шаолинь. Нг Муи отпра­вилась в провинцию Фуцзянь, где стала раз­вивать свой собственный стиль боевого искус­ства, а затем передала знания лучшей учени­це. Девушку звали Йимм Винчунь, что значит «прекрасная весна». Девушка успешно опро­бовала свои боевые навыки на богатом жени­хе, которого не любила. Победа спасла ее от замужества.

По другой версии винчунь — один из древ­них оздоровительных комплексов упражне­ний, который и стал основой боевой техники.

В 50-х годах XX века школу винчунь от­крыл в Гонконге мастер Йип Мэн.

Великий киноактер Брюс Ли создал на ос­нове винчунь собственную систему — джит кун до. Попав на киноэкран, это искусство приоб­рело большую популярность во всем мире.

Как и положено южному стилю, винчунь основывается на технике работы руками на короткой дистанции. Первый основной прин­цип винчунь — это принцип Центральной ли­нии. Большинство жизненно важных органов человека расположены именно по линии, которая делит тело на правую и левую полови­ны. Поэтому Центральную линию стараются защитить в первую очередь, одновременно за­ставляя противника раскрыть свою Централь­ную линию. Отсюда следует еще один важный принцип винчунь — Принцип экономии дви­жения. Все удары должны быть как можно короче и выполняются по прямой.

Характерная особенность винчунь — тех­ника «липких рук» — контроль движений противника «прилипанием» руками к его ру­кам. Для развития этой техники используют специальные упражнения. «Прилипание» ча­сто переходит в захват со встречным ударом.

На занятиях винчунь используется трена­жер, который называют Моок Джонг («Дере­вянный человек»). На нем выполняют не толь­ко отдельные упражнения, но и комплекс из 108 движений. «Деревянный человек» сделан из круглого бревна, закрепленного на опоре так, что при ударах оно начинает вращаться. Из верхней части «человека» торчат две длин­ные «руки», еще одна «рука» выходит из се­редины. Положение рук соответствует атакам на верхнем и на среднем уровне. Стоящая впе­реди «нога» согнута в «колене». Нижняя часть бревна соответствует ноге, стоящей сзади.

В стиле винчунь изучают два вида оружия: длинный шест и парные «ножи-бабочки». Нож-бабочка — это большой широкий нож с зубцом у рукоятки. Именно такие ножи носи­ли странствующие монахи из монастыря Шаолинь. Это оружие использовалось для ближ­него боя, при этом в каждую руку брали по ножу. Длина ножа равна длине предплечья и кулака владельца. Изогнутый зубец ножа используется для блокировки, вращения и пере­хвата оружия противника.

Название стиля «винчунь» может быть за­писано несколькими различными способами: «вин-тсун», «винг-тсунг», «винг-чун». Это привело к тому, что существует несколько подстилей винчунь. Каждое звучание зарегистри­ровано как торговая марка. Руководят различ­ными школами бывшие ученики Йип Мэна.

«Звериные» стили ушу.

 Существует груп­па стилей ушу, основанная на подражании движениям определенных животных. Хотя «звериные» формальные комплексы входили в разные стили ушу с самых древних времен, специалисты считают, что в стили они офор­мились довольно поздно. Мы уже немного рассказали о древнем общеразвивающем и оз­доровительном комплексе «Игры пяти зве­рей». Можно вспомнить и о ритуальных китай­ских танцах, изображающих определенных животных, и о китайском календаре, в кото­ром каждому году соответствует образ опреде­ленного животного. (Звери в китайском кален­даре повторяются через каждые 12 лет, в эту группу входят крыса, бык, тигр, кот, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака, свинья.) Китайцы верят в то, что именно «свой» зверь и его движения ближе всего тому, кто родился в соответствующий год.

«Звериные» стили получили широкую из­вестность и распространение благодаря кино — они оказались очень зрелищными и колорит­ными и понравились зрителям. Особенно ин­тересно наблюдать на экране поединок, участ­ники которого придерживаются четко разли­чающихся звериных стилей. Вспомним, на­пример, довольно старый, сделанный в Гон­конге фильм «Змея в тени обезьяны». Боль­шую часть фильма занимают длинные и кра­сивые поединки представителей стиля змеи с мастерами стиля обезьяны.

В китайской традиции простого подража­ния животным было недостаточно. Требова­лось понять и прочувство­вать эти движения и выра­зить характерные особенно­сти и внутреннее состояние изображаемого зверя. На­пример, в стиле обезьяны можно увидеть кувырки и сложные акробатические движения, а также обман­ные финты. Стиль журавля отличает чередование мед­ленных и быстрых движе­ний и характерная стойка на одной ноге. Для стиля змеи характерны очень низ­кие стойки, «перетекающие движения» и «жалящие» удары кончиками пальцев. В стиле орла основное значение имеет положение ки­сти и пальцев — собранные вместе и согнутые во вторых фалангах пальцы («когти орла») могут наносить резкие рвущие удары, бить снизу в горло и производить очень быстрые и крепкие захваты. Стиль быка включает мед­ленные движения, повороты всего корпуса, работу кулаками и удары головой. Обязатель­ные элементы стиля дракона — прыжки в со­четании с уходами вниз и сметающими дви­жениями «хвоста» — прямой ноги.

На подражании тигру основаны два стиля. Первый копирует манеру боя и повадки тиг­ра — резкие броски вперед, могучие рвущие удары лапами (используется «рука тигра» — пальцы согнуты в первых фалангах, вторые фаланги прямые, ладонь открыта). Во втором стиле основное внимание обращают на ярост­ную силу и особенности атаки тигра — мощ­ное и неожиданное нападение из спокойного неподвижного положения.

Помимо позвоночных животных (к кото­рым отнесем и дракона) образцом для подра­жания послужил и один из представителей на­секомых — богомол. Богомол — это безжало­стный хищник. Он может долго ждать в заса­де, притворившись листом или сухой веточкой дерева, затем резко бросается вперед й пожи­рает жертву, которая часто оказывается на­много крупнее него. В Китае можно встретить более десятка стилей богомола. По легендам их основал монах Шаолиньского монастыря Ван Лан, живший в конце XVII века. Это был маленький и хилый человек. Занятия боевы­ми искусствами в монастыре ему давались с трудом, он постоянно проигрывал поединки. Случайно он увидел сидящего на ветке богомо­ла и его охоту на крупное насекомое. Наблюдая за богомолами, Ван Лан создал свой стиль боя, который позволил ему победить всех тех, кто раньше над ним смеялся. Для стиля богомола характерно особое положение кистей рук — «крюк богомола», когда рука согнута в запяс­тье, большой и указательный пальцы соприка­саются, а остальные пальцы подогнуты к цен­тру ладони. Такое положение позволяет вы­полнять и мощные удары, и зацепы рук и шеи противника. Ритм поединка постоянно меня­ется — подобно ритму богомола, резко напада­ющему из неподвижного положения.

«Пьяному море по колено». Древние тан­цы послужили основой создания не только «звериных» стилей, но и стилей, имитирую­щих то или иное состояние человека. Самый известный из них — стиль пьяницы. Его со­здателями называют китайского поэта Ли Бо и монаха Лу Чжишэня. Стиль основан на на­блюдениях за поведением пьяных людей. Главный принцип стиля — естественность, непредсказуемость и свобода движений. Здесь используется сложная система динамическо­го равновесия, когда потеря ориентации (как у пьяного) компенсируется движением корпу­са, которое, в свою очередь, усиливает удар.

Одним из вариантов стиля пьяницы явля­ется стиль под названием «восемь пьяных да­осских святых». В рамках этого стиля можно менять воображаемую степень опьянения — от легкого до полного. Для стиля пьяницы не­обходимо великолепное владение собственным телом. Благодаря зрелищности и необычности, стиль пьяницы, как и «звериные», часто мож­но увидеть в кино. В качестве примера мож­но назвать фильм «Пьяный мастер» с Джеки Чаном.

Помимо стилей «человека-пьяницы» есть и «пьяные звериные» стили. Здесь и пьяная обезьяна, и пьяная лошадь, и даже... пьяный орел. Вот как описывает форму пьяного орла современный мастер ушу Льен Шум, расска­зывая о показательных выступлениях в ки­тайской деревне в 1931 году: «... затем сифу (учитель) Лау Фат Мои выступил сам; пока­зав форму пьяного орла. Обе его руки изобра­жали захват — одна как будто держала бу­тылку с вином, а вторая — стакан. Имитируя движения пьяного орла, сифу Лау вдруг упал на спину и непонятным образом сразу встал на ноги. Потом он упал на бок и снова сразу встал прыжком. В форме пьяного орла есть очень сложные акробатические элементы, и к тому же великий Лау Фат Мон заворожил зрителей своей внутренней силой. Зрители были поражены плавностью и мощью его дви­жений. Когда он закончил выступление, ап­лодисменты были подобны грому».

Внутренние стили ушу.

В конце эпохи Сун в развитии китайских боевых искусств про­изошло, как утверждают легенды, значитель­ное событие. Закончив обучение боевому ис­кусству в монастыре Шаолинь, даосский мо­нах Чжан Саньфэн вернулся на священную гору Удан, чтобы там продолжить свои духов­ные поиски.

Однажды утром Чжан увидел поединок журавля со змеей. Это вдохновило его на со­здание совершенно нового направления бое­вых искусств, в котором традиционные жест­кие движения были значительно смягчены, а физическая сила заменена внутренней энер­гией. Так Чжан Саньфэн стал основателем первого внутреннего стиля ушу. Он называл­ся школой змеи и птицы.

 

Тайцзи -цюань.

Тайцзи-цюань или просто тайцзи — на­иболее распростра­ненный внутренний стиль.

В XVI веке в кон­це эпохи Мин уче­ный-полководец Чэнь Вантин сделал внутренний стиль ис­кусством своей се­мьи. Легенды рас­сказывают, что Чэнь Вантин служил в ох­ране правителя своей родной деревни, а его учителем был знаменитый генерал импера­торской армии.

Вплоть до середины XIX века искусство тайцзи считалось фамильным сокровищем ро­да Чэнь и хранилось в строжайшем секрете. Изучать его могли только члены семьи. Нару­шил эту традицию Ян Лучань (1799-1872). Он родился на севере Китая в крестьянской семье. Однажды нищий старик рассказал Яну о таинственном боевом искусстве семьи Чэнь, и тот отправился к ним в надежде быть при­нятым в ученики. Но поскольку юноша не был членом семьи, ему отказали. Тогда Ян на­нялся в слуги.

Ян был настолько увлечен боевыми искус­ствами, что ради возможности изучать тай­цзи-цюань отказался от семейной жизни. Он проработал в доме Чэнь несколько лет, но не смог ничего узнать о секретном боевом искус­стве. Как-то ночью он случайно увидел, как Чэнь Чансин занимается со своими ученика­ми. С тех пор по ночам он украдкой наблюдал за тренировками, повторял упражнения вслед за ними, а затем возвращался в свою комнату и занимался сам.

Однажды в деревне появился некий мастер единоборств. Он вызвал на бой главу рода. Чэнь Чансин был уже совсем стар, поэтому вызов принял его сын, а затем — лучший уче­ник, но оба потерпели полное поражение. Тог­да неожиданно для всех сразиться с мастером отважился Ян. Ко всеобщему удивлению, он победил, восстановив славу тайцзи-цюань и рода Чэнь. Конечно, старый мастер простил ему тайное изучение своего искусства и на­учил всему, что знал сам.

Стиль, созданный Ян Лучанем, стали на­зывать стилем Ян. За свое мастерство Ян по­лучил прозвище Непобедимый.

Считают, что в тайцзи, как и в других вну­тренних стилях боевых искусств, наиболее яв­но проявляется связь с древней философией и медициной.

Тайцзи характеризуется медленными плавными движениями. Большое внимание обращается на дыхание и сочетание напряже­ния и расслабления. Основной принцип — правильное использование человеком своей внутренней энергии — Цзи (ци, ки). Стиль Ян отличают более высокие стойки и медленные движения, в стиле Чэнь стойки ниже, поми­мо медленных движений встречаются резкие и быстрые.

Тайцзи можно использовать и как оздоро­вительный комплекс, и как- способ развития координации движений, и как тренировочный метод для отработки техники в других видах боевых искусств.

 

Син-и-цюань.

Создателем этого внутренне­го стиля ушу считается живший в XVII веке полководец, известный мастер работы с копь­ем Цзи Цике по прозвищу Лунфэн. Он был убежден, что если рассматривать свою руку как оружие, то удар будет столь же мощным, как при ударе копья. Важным источником бо­евого опыта Цзи Цикэ было наблюдение за по­вадками и боевой тактикой животных.

В стиле используются движения двенадца­ти священных животных, причем стараются не просто копировать их, но и чувствовать внутренний настрой.

Название стиля переводится как «кулак формы и воли» и символизирует единство внешней и внутренней силы человека.

Изначально син-и-цюань был чисто боевым стилем, но постепенно все большее внимание стало уделяться духовному началу. Особое символическое значение приобрела философ­ская концепция пяти элементов, положенная в основу теории нападения и защиты. Стиль син-и-цюань сочетает плавные защитные при­емы и взрывные атакующие движения, в ко­торые вкладывается внутренняя сила.

Багуачжан.

Первым мастером багуачжан легенды называют жившего в XVIII веке Ван Сяна. Основателем современного стиля багу­ачжан считается Дун Хуайцюань. Предание гласит, что странствующий даосский монах подобрал на улице умирающего от голода мальчика и научил его своему искусству. По­сле смерти учителя Дун приехал в Пекин. Од­но время он работал слугой в доме князя. Од­нажды гости хозяина заметили, как слуга с подносом, чтобы сократить себе путь до кух­ни, забегает на стену и идет по крыше чайно­го павильона. Князь понял, что это великий мастер и сделал Дуна своим телохранителем. Существует история о поединке Дуна с масте­ром школы син-и. Этот поединок продолжал­ся три дня без перерыва, Дун победил с очень небольшим преимуществом. После этого два мастера подружились и решили обменяться секретами своих школ.

Основу стиля багуачжан составила фило­софская концепция древней «Книги пере­мен» — символизация природных явлений и изменений в человеке через 8 триграмм и 64 гексаграммы. Практической же основой ста­ло использование кругового движения и раз­ных вариантов удара открытой ладонью.

Все передвижения в багуачжан осуществ­ляются по кругу, причем боец постоянно пе­реходит с одной окружности на другую, опи­сывая таким образом «восьмерки». В поедин­ке такие перемещения в сочетании с враще­ниями позволяют быстро и неожиданно ока­заться за спиной противника. Считается, что и первые годы обучения надо только учиться ходить по кругу, чтобы добиться непрерыв­ности и хорошей скорости вращения в соче­тании с круговым перемещением. Техника багуачжан строится на сложных вращениях ладонями и предплечьями, которые приобре­тают особую силу за счет использование си­лы кругового движения тела. Основное ору­жие — открытая рука, точнее, ладонь и пальцы.

 Каждая из восьми базовых форм в багуачжан состоит из восьми приемов, имеющих следующие названия: «Лев», «Единорог», «Дракон», «Феникс», «Змея», «Ястреб», «Медведь», «Обезьяна». Получается, что шестьдесят четыре гексаграммы воплощены в виде шестидесяти четырех приемов.

Форма для занятий ушу.

Форма для заня­тий ушу намного проще, чем для занятий японскими и корейскими боевыми искусства­ми. Обычно занимаются в длинных темных тренировочных штанах и белых футболках, реже используют специальные костюмы, со­стоящие из свободных штанов и куртки с двойными петлями спереди. Для показатель­ных выступлений и соревнований предназна­чены парадные костюмы из однотонного шел­ка (чаще всего можно встретить красный, желтый, зеленый), украшенные вышивкой в китайском стиле — изображениями драко­нов, птиц и цветов.

Для занятий ушу надевают легкую обувь — специальные туфли или полукеды.

Поиск

Сила знаний

Профессор Знаев

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru