Древняя Япония развивалась под значительным влиянием Китая. Однако, в отличие от Китая, начиная с X века в Японии правили и боролись за власть кланы (семьи) крупных феодалов-землевладельцев — даймё. Даймё в переводе означает «великое имя», обычно этот титул переводят как «князь». У каждого князя была своя земля, подданные, флаг и герб и, конечно, военная дружина. В истории страны несколько раз сменялись власть императора и власть военного правительства (бакуфу или сёгунат).
В XVI—XVIII веках Япония была одной из самых изолированных стран мира. Японцам было строжайше запрещено покидать пределы страны, строить большие суда для дальних плаваний. Страна была закрыта и для иностранцев, исключения делались только для голландских и китайских торговцев.
В 1868 году в Японии был свергнут сёгунат Токугава и восстановлена власть императора. Это важнейшее событие в истории Японии называют реставрацией Мэйдзи. В 1871 году был издан императорский указ, запрещавший самураям носить мечи. Это привело к быстрой деградации всех древних боевых искусств.
В начале 70-х годов прошлого века, спустя почти тридцать лет после окончания Второй мировой войны в джунглях Лубанга на
Филиппинах был обнаружен лейтенант японской императорской армии Онодо Хиро, который ничего не знал о капитуляции Японии, и, как истинный самурай, продолжал в одиночку вести войну. Он и слышать не хотел о поражении своей страны, твердо веря, что великий император не мог обречь его родину на поражение. Любую информацию он считал провокацией. Он даже не поверил собственной матери, умолявшей его сдаться. Ему сбрасывали газеты с рассказами о новой Японии. Онодо предполагал, что Япония процветает лишь благодаря военным успехам. Убедить самурая сумел лишь его бывший командир, отправлявший его с заданием на Филиппины. Он специально приехал в Лубанг, чтобы отдать Онодо приказ об окончании войны. Как истинный носитель самурайских традиций Хиро подчинился этому приказу.
Кто же такие самураи, готовые, несмотря ни на что, до конца следовать долгу чести? Большинство первых самураев были людьми необразованными, не умевшими даже читать. Среди них находилось немало беглых крестьян, к отрядам первых самураев присоединялись даже разбойники. Главный принцип, господствовавший среди самураев тех времен — выживает сильнейший. Чувства долга, чести и преданности были им незнакомы. Подобные отряды самураев охраняли границы, за военные подвиги они получали небольшие земельные наделы.
Появление класса профессиональных воинов—самураев (другое название — буси) связано с борьбой крупных феодалов за власть. Тогда самураи доказали свою жизненную необходимость для Японии. Военное дело постепенно превращалось в профессию. За каждую хорошо проведенную операцию самураи получали вознаграждение. Окончательно класс самураев сформировался в эпоху Камакура, когда страной правили сёгуны из рода Мина- мото. Император в то время являлся лишь формальным лидером. Тогда же наибольшего расцвета достигли древние боевые искусства — будзюцу, потому что на поле битвы решающую роль играло личное мастерство. Примерно со второй половины XII века стали возникать системы и школы боевых искусств. Основное внимание уделяли работе с часто используемым оружием — луком, мечом, копьем, алебардой. К XVII веку в Японии существовало около шестидесяти различных боевых систем, представленных в более чем девяти тысячах, традиционных школ — рю.
В XVII веке в Японии насчитывалось около 2 миллионов самураев, что составляло примерно 10 процентов населения. Именно самураи определяли лицо страны, сформировав всю ее культуру, которой Япония гордится до сих пор.
Самураи имеют много общего с рыцарями средневековой Европы. И у тех, и у других существовали строгие правила поведения — кодеке чести и сложные ритуалы, сопровождавшие проведение поединков.
Самураи не были единым сословием, среди них существовало своеобразное разделение. Во главе всех самураев находился сёгун. Он, как и другие знатные военачальники, принадлежал к высшему самурайскому слою — даймё. Даймё жили в собственных замках, содержали школы боевых искусств. Основную же массу составляли обычные самураи. Они не могли похвастать, как даймё, огромным состоянием. Их средств едва хватало на самое необходимое. Своими главными качествами они считали честь и достоинство. Обычные самураи находились в услужении даймё. Сегун имел в личном распоряжении несколько десятков тысяч самураев.
Простые самураи — люди зависимые, они не представляли жизни без господина. Только находясь в услужении, самурай чувствовал себя психологически комфортно, к тому же имел стабильный заработок. Потеря господина становилась для самураев потрясением. Самураи, утратившие хозяина, назывались ронинами. Выжить им было нелегко, они лишались источника дохода, а собственной земли не имели. Ронины не были приспособлены к мирной жизни, потому что умели только воевать. К тому же самураи считали ниже своего достоинства заниматься каким-либо ремеслом. Их предназначение — сражаться. Услышав, что где-то нужны воины, ронины по первому зову устремлялись туда. Нанимать ронинов было выгодно, так как получали они в несколько раз меньше, чем самураи, находившиеся на постоянной службе.
В соответствии с религиозно-философской системой Востока самурай стремился прожить каждый день так, как будто это последний день жизни. Поэтому самурай не боялся умереть и мог по собственной воле или по приказу совершить сепукку — ритуальное самоубийство путем разрезания живота (его называют также харакири). Самураи были не только мастерами боевых искусств, но также поэтами и художниками. Перед смертью самурай обычно сочинял небольшое стихотворение на философскую тему.
Поединок для воина-самурая был не только проверкой силы, выносливости и боевых навыков, но, прежде всего, испытанием моральных устоев.
Сражения самурайских отрядов, как правило, превращались в масштабные турниры с традиционным объявлением родословных, театральными вызовами на бой и поочередными самовосхваляющими речами. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим имени и не имеющим благородного происхождения. Бойцы сражались до смертного исхода, нередко случались взаимные убийства, когда погибали оба участника поединка.
О подвигах самураев, их благородстве и храбрости существует множество легенд. Но известно также, что они, как, впрочем, и европейские рыцари, не особенно церемонились с простым народом. Например, привычным и даже вошедшим в традицию явлением было опробование нового меча на первом встречном крестьянине. Имелась даже теория, как можно разрубить мечом тело человека (одни линии считались более легкими, другие — более сложными для разрубания), а тренировку в этом искусстве считали необходимой для воина.