Школьный ориентир

Грамотеи

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

Математика

Веселый ранец

Кодекс самурайской чести формировался столетиями. Единого кодекса в Японии не существовало, и в разное время были изданы несколько сводов правил. Их объединял главный принцип жизни самурая — выполнение долга перед своим господином. Чтобы достичь этой цели, самурай должен был обладать храбростью и совершенным владением оружием. Миямото Мусаси так представлял главные принципы жизни самурая: «Не опоздай встать на Путь воина; стремись быть полезным для господина; чти своих предков; поднимись над личными привязанностями и собственными горестями — существуй для других».

Наиболее известным сборником правил идеального поведения воина считался «Хагакурэ», что означает «сокрытое в листве», из­данный в 1716 году. Вероятнее всего, его ав­тором был Ямамото Цунэтомо. Как истинный самурай, он много лет преданно служил свое­му господину. Потеряв его, удалился в горы. Чтобы выразить все чувства, которые пере­жил, он написал наставления для будущих поколений самураев. Согласно его советам смыслом жизни самурая должно быть стрем­ление отдать жизнь за своего господина. «Где бы я ни был — далеко в горном селе или да­же похороненный под землей, везде моим дол­гом является соблюдение интересов моего гос­подина... Это — позвоночный столб нашей ве­ры, неизменная и вечная истина. Каждое ут­ро настраивай свой разум на то, как правиль­но умереть».

Кодекс самурайской чести требовал, чтобы воин постоянно находился в форме, всегда был чистым и опрятным. Вызвано это было не заботой о гигиене, а тем, что «самурай хотел быть всегда таким чистым, каким он должен быть после смерти, ибо призыв к оружию мог раздаться в любой момент. Воин, чьи бренные останки находили в неряшливом состоянии, выставлялся на посмешище, если он попадал к неприятелю».

Настоящий самурай всегда должен думать лишь о военных искусствах. Даймё Хосокава Сансай имел большую коллекцию оружия. Кроме того, он слыл знатоком чайных цере­моний, а также собирал различные принад­лежности для приготовления чая. Как-то к нему в гости пришел самурай Хотто Масамори и попросил показать коллекцию предметов для чайной церемонии. Хозяин любезно со­гласился и провел гостя в комнату, где храни­лись оружие и защитные доспехи. Несколько часов Хосокава увлеченно рассказывал о каж­дом экспонате, знакомил с техникой работы старинных мастеров. Затем он проводил гостя, так и не показав Масамори интересовавшие то­го чайные принадлежности. Свое поведение Хосокава объяснил достаточно просто: «На­стоящий воин не должен отвлекаться на пред­меты, не касающиеся воинского искусства».

Кодекс воинской чести содержал и практи­ческие наставления. Так, самурай, честь ко­торого затронута, должен был немедленно на­казать обидчика. «Если случается такое, что требует отмщения, действуйте, не теряя вре­мени, даже если бы это стоило вам жизни. Вы можете потерять жизнь, но честь — никогда. Если вы задержитесь, чтобы обдумать, как лучше отомстить, вы можете не дождаться другого шанса. Считая врагов, вы можете на­всегда упустить удобный шанс. Будь против вас хоть тысячи, решительно бросайтесь впе­ред, разите каждого, и вы достигнете того, к чему стремитесь».

Поиск

Сила знаний

Профессор Знаев

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru