Мысль о прощении, милосердии чужда самураям, они обязаны убивать врага. И не стоит сомневаться и рассуждать, хорошо ли поступает человек, лишая другого жизни. Врагов нельзя щадить, их нужно убивать. Неважно, каким способом. В обычной жизни воины редко соблюдали всякие условности и ритуалы. Они не чуждались нападать из-за спины. Хороши все средства, ведущие к победе над врагом. Ведь ни в одном своде правил не записано, что врага нужно побеждать в честном открытом поединке.
Не гнушались «грязных» методов даже великие мастера, каким считается Миямото Мусаси. Он нередко опаздывал на поединки, заставляя тем самым противника нервничать и выходить из себя. Всем своим видом Мусаси старался показать превосходство и презрение к сопернику. Так что образ благородного самурая — не более чем миф. Между родами Мусаси и Есиоки существовал давний конфликт. Чтобы разрешить его, Мусаси должен был провести с представителями Есиоки три поединка. Мусаси одержал легкую победу над главой рода, заставив того срезать у себя с головы волосы, закрученные в пучок - символ самурайской чести. На бой с другим противником Мусаси сильно опоздал. Долго пришлось ждать Мусаси и следующему представителю Есиоки — им был средний сын главы рода. Юноше не исполнилось еще и двадцати, но он успел одержать несколько побед, заставивших говорить о нем как о лучшем фехтовальщике. Великий Мусаси заранее спрятался в рощице, на опушке которой должен был проходить поединок. Увидев соперника, он не спешил начинать бой. Юноша уже собирался в обратный путь, посчитав, что Миямото струсил. В этот момент на него напал Мусаси и отсек сопернику голову одним ударом.
Нарушал кодекс самурайской чести и полулегендарный герой японской культуры Ямато. Его отец велел старшему сыну привезти из далеких земель наложниц. Сын ослушался отца и забрал их себе. Младший решил преподать урок «сыновней почтительности»: «Когда рано утром брат зашел в отхожее место, я поджидал его. Я напал на него, схватил, убил его, руки-ноги повыдергал, завернул тело в циновку и выкинул».
Отец уполномочил Ямато провести переговоры с вождями соседних племен. Ямато решил действовать мечом, обманул вождей и подло убил их. Силачу Идзумо Ямато предложил в знак дружбы обменяться мечами. Наивный Идзумо согласился. Он и не предполагал, что Ямато подарил ему деревянный меч. Ямато же вызвал Идзумо на поединок и убил его.
Значит ли это, что благородство самурая — не более чем миф? Дело в том, что понятия благородства на Западе и на Востоке разнятся. Для самурая благородство заключалось в выполнении главного долга — защите своей чести и чести хозяина. Все остальные принципы становились второстепенными. Исполнив долг и не запятнав честь, самурай считался благородным.