Настоящий самурай должен сохранять чистоту разума, чтобы в любой момент отразить внезапную атаку врага. Лучше других этим владел Миямото Мусаси. Однажды великий самурай сидел в саду и медитировал. Казалось, он полностью отрешился от реальности, и не замечает, что происходит вокруг. Один из его учеников, подкравшись сзади, попытался ударить Мусаси бамбуковым мечом. Но... удар пришелся по пустой скамейке. Миямото в этот момент был уже в другом конце сада, продолжая медитировать. Его сознание оказалось настолько чистым, что Мусаси мог в любой момент отразить нападение.
Чистота сознания помогла избежать верной смерти и мастеру чайной церемонии Сандзюро. Для него эта церемония была величайшим искусством. Готовясь к очередному приему гостей, Сандзюро полностью отдавался любимому делу, стремясь обставить все согласно ритуалу, без спешки и суеты. Как-то Сандзюро столкнулся у реки с самураем. Воин обвинил Сандзюро в непочтительности. Сандзюро извинился, однако самураю этого показалось недостаточно. «Если бы ты был простолюдином, я убил бы тебя, не задумываясь. Однако я вижу, что ты человек благородный, и мы будем сражаться», — промолвил самурай. Напрасно Сандзюро пытался образумить незнакомца, пытаясь убедить его, что лишать жизни безоружного — не достойно настоящего воина. «Иди и раздобудь себе меч, — настаивал самурай. — Завтра утром на этом месте я буду ждать тебя».
Выбора у Сандзюро не было. Не явиться на поединок он не мог — тогда бы он опозорил честь семьи, а это хуже смерти. Ноги сами привели его к мастеру фехтования. Но научиться владеть мечом за один день невозможно. Тогда мудрый мастер кендзюцу дал Сандзюро совет: «Когда разум чист и спокоен, нет необходимости в мече».
На следующий день Сандзюро отправился на поединок. Он неловко достал меч из ножен и поднял его над головой. Мастер не боялся смерти. Закрыв глаза, он мысленно представил себе чайную церемонию. Сандзюро с наслаждением воображал, как наливает воду в особый чайничек... Он забыл и о стоящем напротив самурае, и о самом поединке. Его разум был чист, ничто не отвлекало мастера от любимого дела. Самурай, предвкушая, что Сандзюро станет легкой добычей, занес над ним меч. Но воин не смог убить Сандзюро — что-то остановило его оружие. «Каким удивительным покоем веет от него. Кажется, он не только не боится меня, но и вообще не замечает», — думал самурай, впервые столкнувшись с истинным мастерством. Хотя Сандзюро и не был воином, он в совершенстве владел своим разумом. Сандзюро, закончив воображаемую чайную церемонию, открыл глаза и пошел домой. Он не понял, как сумел победить. Да это и неважно. Все его мысли были заняты предстоящей чайной церемонией.