Главным занятием самураев в мирное время были тренировки: в совершенствовании мастерства воины проводили большую часть времени. Да и как иначе, если именно мечом самураи зарабатывали себе на жизнь? Мнение о том, что самураи одинаково хорошо владели и мечом, и пером, далеко от истины. Творчеством занимались далеко не все самураи, а значимых успехов в литературе, живописи они достигли, начиная с XVII века.
Большинство школ кендзюцу похожи друг на друга. Долгое время считалось, что успех в бое во многом зависит от длины меча: «Один сантиметр меча дает преимущество в руку».
У этого принципа нашлось немало противников, среди которых легендарный Миямото Мусаси, ставший для японцев олицетворением храбрости и отваги. «Это глупые слова человека, ничего не смыслящего в воинском искусстве. Это — примитивное воинское искусство людей со слабым духом, ибо воин не должен зависеть от длины своего меча». Свою идею Мусаси доказывал на деле.
Тренировки в школах кендзюцу были максимально приближены к реальному бою. Поначалу ученики пользовались настоящими мечами, а чтобы не нанести тяжелых увечий, оружие затупляли. Надевать защитное снаряжение при этом запрещалось, а во время тренировки ученики хотя бы раз должны были легко ранить противника. Тем самым они учились терпеть боль и продолжать сражаться, несмотря на ранение. Учебный бой был таким же жестоким, как настоящий. Разумеется, что в те годы жертв на тренировках избегать не удавалось. Случалось, что после отработки приемов школа лишалась едва ли не половины учеников.
Миямото Мусаси одним из первых стал использовать на тренировках бокэны — деревянные мечи, сделанные из твердой древесины. При этом мечом нужно действовать так, «будто стремишься снести голову своему партнеру». Нанести травму можно и деревянным мечом. В середине XVII века в школах мастеров Тораниси Кансина и Оно Тадакэ на тренировках фехтовальщиков начали использовать защитное снаряжение.
Примитивные щитки не спасали от травм. Тогда Оно Тадакэ стал применять упражнения с легкими бамбуковыми палками. Ими можно было свободно фехтовать, не боясь нанести повреждение. Правда, бамбуковые палки были значительно легче мечей-катан, поэтому прославленный воин Наканиси Тюта разработал более совершенный вид тренировочного оружия — связал вместе несколько бамбуковых палок и перетянул их кожаными ремнями.
Согласно традиции, катану держали двумя руками. Считалось, что только таким образом можно пробить прочные доспехи и нанести ранение. Миямото Мусаси предложил управляться с мечом одной рукой. Свое мнение он обосновал так: «Тяжело держать меч двумя руками, сидя в седле, или когда бежишь по неровной дороге, болотистой местности, топкому рисовому полю, каменистой почве, или когда сражаешься в толпе. Длинный меч, который ты держишь обеими руками, отнюдь не истинный путь, ибо такая позиция мешает тебе пустить в дело лук, копье или другое оружие».
Было непросто переучиваться держать меч одной рукой. Мусаси посоветовал ученикам во время тренировок брать в свободную руку легкий меч. Считалось, что воин должен уметь владеть обеими руками одинаково хорошо. Научившись управляться легким и тяжелым мечом, ученики брали катану в каждую руку.
И все же для успешного ведения боя одной техники было недостаточно. Гораздо важнее представлялось научиться вести поединок психологически. Для самурая это было высшее мастерство. Оно выражалось во взгляде. «Надо видеть, не глядя, слушать, не слушая», — учили мастера фехтования. Сильный взгляд поражал противника раньше клинка, и у врага зачастую опускались руки, и он признавал себя побежденным, не начав сражение.
Мастера кендзюцу должны были уметь находить слабое место противника и наносить туда смертельный удар. Воину во время поединка необходимо сосредоточиться, попытаться проникнуть в сознание противника, чтобы предугадать его действие* Тем не менее нельзя «заражаться» состоянием своего соперника, нужно подчинить его своей воле.
Еще одно важное качество самурая — непредсказуемость. «Немедленно отбрось прежние привычки и побеждай иной техникой, которую противник от тебя не ждет... Мы добиваемся победы, изменяя свою технику в соответствии с состоянием противника», — советовал Мусаси.
Самой древней из ныне существующих школ кендзюцу считается Тэнсин Сёдэн Катори синто-рю, созданная в XV веке. Легенда рассказывает, что основатель школы Иясу
Тёйсай Иэнао в 60 лет удалился в горы. Там он получил от богов правила и систему будущей школы, которую он учредил при храме Катори. Умер Тёйсай Иэнао в возрасте 102 лет. До последних дней он обучал молодежь новому искусству. Школа Катори синто-рю существует и сейчас, ее официально возглавляет уже 20-й наследник основателя.
Учащиеся осваивают три уровня. Существует мнение, что такая система обучения оберегает школу от «шпионов» — учеников других школ, пробующих подсмотреть и использовать технику. В начальных ката были специально заложены элементы общего характера, которые были очень опасны — но не для противника, а для исполнителя.
Формальные комплексы — ката (одиночные и парные) остаются до сих пор основным тренировочным методом кендзюцу. Это единственный способ отработки нужных действий, практически исключающий травмирование или убийство партнера.
В значительной степени по экономическим соображениям, но также и с учетом безопасности, занимающиеся кендзюцу традиционно использовали на тренировках оружие из дерева. Металлическое оружие тоже применяли, но не для повседневных тренировок, в условиях которых оно бы быстро ломалось или получало повреждения. Деревянные же аналоги оказались более прочными, да и заменить их гораздо проще.