Школьный ориентир

Грамотеи

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

Математика

Веселый ранец

Главным занятием самураев в мирное вре­мя были тренировки: в совершенствовании мастерства воины проводили большую часть времени. Да и как иначе, если именно мечом самураи зарабатывали себе на жизнь? Мнение о том, что самураи одинаково хорошо владе­ли и мечом, и пером, далеко от истины. Твор­чеством занимались далеко не все самураи, а значимых успехов в литературе, живописи они достигли, начиная с XVII века.

Большинство школ кендзюцу похожи друг на друга. Долгое время считалось, что успех в бое во многом зависит от длины меча: «Один сантиметр меча дает преимущество в руку».

У этого принципа нашлось немало противни­ков, среди которых легендарный Миямото Мусаси, ставший для японцев олицетворением храбрости и отваги. «Это глупые слова чело­века, ничего не смыслящего в воинском ис­кусстве. Это — примитивное воинское искус­ство людей со слабым духом, ибо воин не дол­жен зависеть от длины своего меча». Свою идею Мусаси доказывал на деле.

Тренировки в школах кендзюцу были мак­симально приближены к реальному бою. По­началу ученики пользовались настоящими мечами, а чтобы не нанести тяжелых увечий, оружие затупляли. Надевать защитное снаря­жение при этом запрещалось, а во время тре­нировки ученики хотя бы раз должны были легко ранить противника. Тем самым они учились терпеть боль и продолжать сражать­ся, несмотря на ранение. Учебный бой был та­ким же жестоким, как настоящий. Разумеет­ся, что в те годы жертв на тренировках избе­гать не удавалось. Случалось, что после отра­ботки приемов школа лишалась едва ли не по­ловины учеников.

Миямото Мусаси одним из первых стал ис­пользовать на тренировках бокэны — дере­вянные мечи, сделанные из твердой древеси­ны. При этом мечом нужно действовать так, «будто стремишься снести голову своему партнеру». Нанести травму можно и деревян­ным мечом. В середине XVII века в школах мастеров Тораниси Кансина и Оно Тадакэ на тренировках фехтовальщиков начали исполь­зовать защитное снаряжение.

Примитивные щитки не спасали от травм. Тогда Оно Тадакэ стал применять упражне­ния с легкими бамбуковыми палками. Ими можно было свободно фехтовать, не боясь на­нести повреждение. Правда, бамбуковые пал­ки были значительно легче мечей-катан, по­этому прославленный воин Наканиси Тюта разработал более совершенный вид трениро­вочного оружия — связал вместе несколько бамбуковых палок и перетянул их кожаными ремнями.

Согласно традиции, катану держали дву­мя руками. Считалось, что только таким об­разом можно пробить прочные доспехи и на­нести ранение. Миямото Мусаси предложил управляться с мечом одной рукой. Свое мне­ние он обосновал так: «Тяжело держать меч двумя руками, сидя в седле, или когда бе­жишь по неровной дороге, болотистой мест­ности, топкому рисовому полю, каменистой почве, или когда сражаешься в толпе. Длин­ный меч, который ты держишь обеими рука­ми, отнюдь не истинный путь, ибо такая по­зиция мешает тебе пустить в дело лук, копье или другое оружие».

Было непросто переучиваться держать меч одной рукой. Мусаси посоветовал учени­кам во время тренировок брать в свободную руку легкий меч. Считалось, что воин должен уметь владеть обеими руками одинаково хо­рошо. Научившись управляться легким и тяжелым мечом, ученики брали катану в каж­дую руку.

И все же для успешного ведения боя одной техники было недостаточно. Гораздо важнее представлялось научиться вести поединок психологически. Для самурая это было выс­шее мастерство. Оно выражалось во взгляде. «Надо видеть, не глядя, слушать, не слу­шая», — учили мастера фехтования. Силь­ный взгляд поражал противника раньше клинка, и у врага зачастую опускались руки, и он признавал себя побежденным, не начав сражение.

Мастера кендзюцу должны были уметь на­ходить слабое место противника и наносить туда смертельный удар. Воину во время по­единка необходимо сосредоточиться, попы­таться проникнуть в сознание противника, чтобы предугадать его действие* Тем не менее нельзя «заражаться» состоянием своего со­перника, нужно подчинить его своей воле.

Еще одно важное качество самурая — не­предсказуемость. «Немедленно отбрось преж­ние привычки и побеждай иной техникой, ко­торую противник от тебя не ждет... Мы доби­ваемся победы, изменяя свою технику в соот­ветствии с состоянием противника», — сове­товал Мусаси.

Самой древней из ныне существующих школ кендзюцу считается Тэнсин Сёдэн Катори синто-рю, созданная в XV веке. Легенда рассказывает, что основатель школы Иясу

Тёйсай Иэнао в 60 лет удалился в горы. Там он получил от богов правила и систему буду­щей школы, которую он учредил при храме Катори. Умер Тёйсай Иэнао в возрасте 102 лет. До последних дней он обучал молодежь ново­му искусству. Школа Катори синто-рю суще­ствует и сейчас, ее официально возглавляет уже 20-й наследник основателя.

Учащиеся осваивают три уровня. Сущест­вует мнение, что такая система обучения обе­регает школу от «шпионов» — учеников дру­гих школ, пробующих подсмотреть и исполь­зовать технику. В начальных ката были спе­циально заложены элементы общего характе­ра, которые были очень опасны — но не для противника, а для исполнителя.

Формальные комплексы — ката (одиноч­ные и парные) остаются до сих пор основным тренировочным методом кендзюцу. Это един­ственный способ отработки нужных действий, практически исключающий травмирование или убийство партнера.

В значительной степени по экономическим соображениям, но также и с учетом безопас­ности, занимающиеся кендзюцу традиционно использовали на тренировках оружие из дере­ва. Металлическое оружие тоже применяли, но не для повседневных тренировок, в услови­ях которых оно бы быстро ломалось или по­лучало повреждения. Деревянные же аналоги оказались более прочными, да и заменить их гораздо проще.

Поиск

Сила знаний

Профессор Знаев

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru