Кроме кендзюцу существовало еще одно искусство работы с мечом — яйдзюцу. Если кендзюцу было техникой фехтования мечом, уже вынутым из ножен, то в яйдзюцу работали над тем, чтобы мгновенно вытащить меч и сразу нанести решающий удар. Каждое упражнение в яйдзюцу состояло из четырех обязательных элементов — быстрого извлечения меча из ножен, собственно удара (иногда выполняли блок с последующим ударом или комбинацию ударов), движения встряхивания или вытирания с клинка «крови убитого врага» и медленное убирание меча в ножны.
Легенда рассказывает, что изобретателем яйдзюцу как отдельного искусства был самурай Ходзе Дзинсукэ. Дзинсукэ было 12 лет, когда он потерял отца, мастера единоборств, не знавшего доселе поражений. Он был убит другим известным бойцом Хатиносукэ. Мальчик поставил перед собой цель во что бы то ни стало отомстить обидчику и восстановить поруганную честь семьи. Он поклялся истязать себя тренировками, пока не достигнет совершенства. Часами он не выпускал из рук меч.
После нескольких лет упражнений он пришел к выводу, что блестяще владеет оружием. Он мог разрубить подброшенный вверх листок бумаги на четыре части, прежде чем тот коснется земли.
Решив, что теперь он может победить врага, Дзинсукэ отправился на поиски Хатиносукэ. Мысленно он представлял, как легко расправится с убийцей отца. Но увидев, как сражается Хатиносукэ, Ходзе отказался от первоначального решения. Его противник намного превосходил его в силе и ловкости. Дзинсукэ отправился в горы, где продолжил упражнения. Он понимал, что ему предстоит многое сделать, чтобы достичь такой же степени мастерства, как и Хатиносукэ. Отчаявшись, Дзинсукэ стал готовиться к харакири. Он не смог отстоять честь рода, у него не было иного выхода, кроме самоубийства.
В ночь, которую Дзинсукэ считал последней, ему пришло озарение. К нему явился Фу- до Мие, покровитель воинов, подсказавший юноше секрет успеха. Если нельзя победить врага, когда у него в руках меч, нужно нанести удар, пока он не достанет оружие. Так Дзинсукэ открыл технику «одного удара» — яйдзюцу. Чтобы успешно овладеть этой техникой, необходим холодный рассудок и полная расслабленность. Нельзя думать ни о победе, ни о противнике, нельзя бояться за собственную жизнь. Очищенное сознание само направит воина на путь истины и будет руководить им во время боя. Главное — победить врага разумом, а затем поразить мечом. Изобретенную технику Дзинсукэ оттачивал, тренируясь на бабочках.
Встретившись с Хатиносукэ, Дзинсукэ не спасовал, а гордо заявил ему, что пришел отомстить за смерть отца. Хатиносукэ недоумевал, как этот хрупкий юноша осмелился вызвать его, лучшего мастера кендзюцу, на поединок. Но раз вызов сделан, он должен был его принять. Тем временем Дзинсукэ сел перед ним на колени и положил меч слева от себя. Хатиносукэ забыл об одном из главных принципов самурая — «смотри на самого слабого противника как на десяток опытных воинов». Не дав врагу опомниться, Дзинсукэ выхватил меч и нанес решающий удар. Хатиносукэ рухнул на землю. Честь семьи Дзинсукэ была восстановлена.