В соответствии с канонами древних индийских религиозных учений общество Древней Индии четко делилось на касты — различные по общественному положению слои. На самом верху стояли жрецы, ниже — воины, затем торговцы и, наконец, «неприкасаемые» — безземельные крестьяне и слуги. Примерно во II веке до н.э. был составлен сборник законов о правах и обязанностях представителей разных каст, получивший название «Законов Ману» (Ману — мифический прародитель людей). Эти законы действовали почти два тысячелетия! Система каст была очень устойчивой, каждая каста пользовалась строго определенными правами.
Переход из одной касты в другую был невозможен в течение жизни человека, но праведная жизнь и выполнение своего долга давали хорошие шансы на переход в более высокую касту в жизни следующей. Изучение боевых искусств было привилегией касты воинов.
Создателем 64 древних индийских искусств, описанных в Ведах, считается Бог Шива — Шива Натараджа. Его ученик — Парашурама — стал первым учителем боевых искусств.
На развитие боевых единоборств Индии, без сомнения, повлияла древнейшая религиозно-философская концепция — йога (слово «йога» означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести и как «объединение»). Первые письменные упоминания о йоге можно найти еще в Ведах.
Если йогу, точнее, ее общеразвивающее и оздоровительное направление знают и изучают многие европейцы, то индийские боевые искусства известны гораздо меньше. Это произошло, возможно, потому, что в индийских фильмах очень редко можно встретить хорошо поставленные сцены поединков. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы единоборств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних.
Сохранились упоминания о комплексе традиционных боевых искусств воинов-сикхов. Сикхи были членами религиозной общины нихангов, дававших клятву встретить смерть в бою. Английские завоеватели, превосходившие сикхов в численности и вооружении, отступали перед небольшими отрядами. О свирепых воинах-сикхах писал в романе «Знак четырех» А. Конан Дойл. Оружием сикхов были копья, сабли, дротики и чакры остро заточенные боевые диски для метания.
Легенды упоминают тугов-душителей— секту поклонников богини смерти Кали. Их боевое искусство строилось на использовании принципа «непролития крови». Оружием ту- гов была узкая шелковая лента, которой они душили противника.
Основными боевыми стилями, применявшимися в средневековой Индии, являются ваджра-мушти, калари-паятту, силабам, варма-калаи, маллявеша, кушти, мукки-бази и мукна. С ними мы и познакомимся.
«КУЛАК ГРОМА И МОЛНИИ»
Ваджра-мушти можно перевести как «кулак грома и молнии», «алмазный кулак» или «кулак высшего мастерства». В этом стиле большое значение имеют очень быстрые и мощные прямые удары кулаком. Оснорная боевая стойка ваджра мушти — руки сжаты в кулаки и скрещены внизу живота. Одна рука использовалась только для нападения, а другая — исключительно для защиты. Некоторые считают, что именно этот стиль изучал и принес в Китай Бодхидхарма в VI веке н.э. По другой версии ваджра-мушти — это вовсе не стиль, а особый тип поединка, в котором противники вооружены специальным оружием — ваджрами — короткими металлическими дубинками. В индийской мифологии «громовой жезл» ваджра был оружием бога Индры.