Вьет во дао. История вьетнамской цивилизации насчитывает не менее десяти тысяч лет. Именно таков возраст самых древних поселений на территории полуострова Индокитай. В давние времена там жили племена вьетов, родственные древним индийцам.
На страну, которая раньше называлась Дайковьет, а затем Дайвьет, неоднократно нападали китайцы и монголы.
В годы правления императора Ле Тхань Тонга (1460—1497) вьетское феодальное государство достигло наивысшего расцвета.
Следующие 350 лет ознаменовались многочисленными крестьянскими восстаниями, кровавыми междоусобицами феодальных кланов, военными конфликтами с китайцами и кхмерами.
За две тысячи лет войн с другими государствами и внутренних распрей вьеты создали систему боевых искусств «во-дао», что означает «боевой путь». Воины северных провинций страны особенно славились своим мастерством владения палицами и алебардами. Были и воины, искусно фехтующие на мечах, наездники и стрелки из лука и даже мастера, управляющие боевыми слонами.
Кулачный бой («во-туат») в те времена считался вспомогательной дисциплиной, служившей основой для обучения бою с оружием.
Современный вьет во дао включает несколько народных стилей боевого искусства. Наиболее интересным и необычным из них называют стиль рукопашного боя ким ке — «золотой петух». Его создателем считается один из предводителей крестьянского восстания 1773—1802 годов Нгуен Лы. Петушиные бои были любимым развлечением вьетнамских крестьян. Бойцовых петухов специально разводили и обучали, смотреть поединок собиралась вся деревня. Бойцы ким ке подражают действиям бойцовых петухов: часто используются прыжки с последующими ударами ногами, ложные выпады или ложные отступления, заходы к противнику сбоку. Атаки головой в лицо, в грудь и в живот противника напоминают удары петуха клювом, а размашистые удары ребром ладони схожи с ударами петушиных крыльев. Ударные поверхности ступней — это пятки («шпоры») и пальцы («когти»). В петушином стиле использовали даже зубы.
В XVIII—XX веках во Вьетнаме активно развивались и южные стили китайского ушу, сохранившие на новой почве и свой технический арсенал, и духовную основу.
В государстве Дайвьет для того, чтобы получить какую-либо должность при дворе, в королевской гвардии, в армии или в аппарате управления, требовалось сдать экзамены. У претендентов проверяли умение читать и писать иероглифы, знание математики, медицины, права и философии, но главное — способность сражаться, с оружием и без него.
Молодые воины занимались общей физической подготовкой (в основном, дыхательными и силовыми упражнениями, бегом с грузом, прыжками), осваивали стойки и передвижения. Потом изучали уходы, обманные движения, нырки и кувырки, затем — удары голыми руками и ногами, блоки и отбивы с захватами и бросками. После окончания этого курса учились владеть «коротким» оружием (таким как палица, топор, меч). И только в конце обучения знакомились с длинным оружием — копьем, алебардой, трезубцем.
В период с 1858 по 1884 годы Франция постоянно завоевывала Вьетнам, который на 70 лет стал французской колонией. Французская колониальная администрация строжайшим образом запретила вьетнамцам применять оружие. В период колониализма традиции боевых искусств сохранялись в нескольких десятках семейных и монастырских школ.
Основателем современного вьет во дао считается потомственный мастер кулачного боя и военного дела Нгуэн Лок (1912—1960).
В 1938 году он смог организовать первый клуб «во-туат», открытый для всех желающих. Он назвал свою школу «вьетводао-вови-нам», что означает «наилучшее из боевых искусств вьетов». В 1980 году была создана уже Международная федерация, а к 2000 году в нее вошли организации примерно из 30 стран.
Техника вьетводао-вови-нам предназначена в основном для ближнего боя. Она включает удары локтями, коленями и головой. Широко используются подсечки и подножки, болевые приемы и броски. На дальней дистанции применяются удары кулаками, пальцами, стопами, а также «ножницы» (донг чан) — подбивы и захваты противника ногами на любом уровне от стоп до шеи, и даже запрыгивание на шею противника.
При обучении большое внимание обращают на точность реакции.