Стивен Сигал появился на экране очень вовремя — когда зрителям уже стало надоедать и каратэ, и ушу. Он стал первым, кто сумел эффектно показать на киноэкране технику айкидо.
Стивен Сигал родился 10 апреля 1950 года в США. Его отец многие годы работал в Центральном разведывательном управлении США. В годы Второй мировой войны он под видом миссионера был резидентом в Шанхае. Но в начале 1949 года ему пришлось бежать с беременной женой на Тайвань, чтобы не попасть в руки вошедших в город коммунистов.
Затем Сигал добрался до Америки, где в Детройте и родился их единственный сын. Его воспитывали в духе преклонения перед восточной культурой и философией. Еще в раннем детстве Стивен выучил японский и китайский языки.
В 16 лет он увлекся каратэ, в возрасте около 20 лет начал серьезно заниматься айкидо. Закончив обучение в центре Айкикай в Токио, Стивен Сигал, получивший мастерскую степень и право преподавания айкидо в любой стране мира, открыл свой клуб в Осаке. Иностранцы ни до, ни после него не осмеливались преподавать японцам японские боевые искусства.
Сигал уже тогда обращал основное внимание на возможности практического применения техники айкидо.
Вскоре возмущенные конкуренты — мастера не только айкидо, но и каратэ и джиу-джитсу — начали присылать ему вызовы на поединки, которые Сигал неизменно принимал и выигрывал у одного соперника за другим. Тогда побежденные обратились за помощью к националистически настроенным якудза. Попытки запугать и морально сломить незваного пришельца не увенчались успехом. После этого мафиози прониклись к нему уважением и оставили в покое — сломить его было невозможно, а убивать человека, доказавшего свою физическую и духовную силу, дерзнувшего бросить вызов всем наследникам самураев, считалось делом недостойным.
В 1984 году Сигал продал клуб в Осаке и уехал в Калифорнию, где зарабатывал на жизнь преподаванием айкидо. Практически сразу же его стали привлекать к работе в качестве телохранителя особо важных персон.
Первый же фильм с участием Сигала — «Над законом» («Нико-1») принес ему всемирную славу. В картине Сигал сыграл роль чикагского полицейского Нико Тоскани, ветерана вьетнамской войны, который в детстве увлекался айкидо, изучал его в Японии и даже тренировал японцев — здесь использована собственная биография Сигала.
Стиль Сигала — это айкидо айкикай в практическом применении. Завистники говорят, что Сигал никогда не отличался добротой и любовью к людям, то есть не соответствует моральным идеалам боевых искусств вообще и айкидо в особенности. Говорят и о том, что он обманом женился на дочери японского мастера, чтобы открыть клуб в Японии, а потом бросил ее с двумя маленькими детьми. Но в любом случае, Сигал внес огромный вклад в подъем популярности айкидо, которое многие до его появления на экране считали «нереальным» и называли «балетом, а не боевым искусством». Сигал очень удачно добавил к айкидо элементы других боевых искусств, которые изучал — каратэ, дзюдо, дзю-дзюцу и кендзюцу.
Стивен Сигал не только снимается в кино. Он продолжает преподавать айкидо. Кроме того, он увлекается буддизмом — особенно его привлекает ламаизм. «Я провел часть жизни на Востоке», — говорит Сигал. «Изучение тибетского и японского направлений буддизма помогло мне понять древние традиции. Я убежден, что древние традиции надо поддерживать и продолжать».