Приверженцы традиционных стилей и традиционных направлений боевых искусств не признают спортивных соревнований или не считают участие в них основной целью занятий. Обучение основано, главным образом, на разучивании и многократном повторении общеразвивающих движений и упражнений. Эти упражнения называют базовой техникой.
Мастера нетрадиционных стилей и новых направлений обращают основное внимание на победу в спортивных соревнованиях или в реальном поединке. Здесь разучивают отдельные движения, которые помогут спортсмену выиграть в соревнованиях или защититься в определенной ситуации.
В большинстве школ боевых искусств, особенно традиционных, учителя требуют, чтобы ученики очень строго соблюдали правила своей школы: были всегда аккуратно одеты, проявляли уважение к учителю и другим ученикам, а также к залу, где проходят занятия, обязательно участвовали в построении и приветствии в начале и в конце занятия.
Традиционная восточная система обучения строилась на принципе копирования. Учитель один раз показывал движение или упражнение, а ученики затем повторяли его в меру своего понимания. Замечаний и поправок со стороны учителя обычно была мало или они вовсе отсутствовали. Несомненное достоинство такой системы — развитие внимания. Ученик стремился внимательно смотреть, правильно повторять, самостоятельно искать смысл движений. Однако все-таки некоторые движения делались неправильно, а ученики, недостаточно хорошо понявшие показанное учителем, затем передавали ошибки своим ученикам. Почему учитель спокойно смотрел на это? Все очень просто. Секреты и подробные объяснения, часто даже в письменном виде, доставались только сыну учителя. Остальные же ученики уходили и создавали свои стили или варианты исходного стиля. Часто при этом терялись важнейшие принципы боевых искусств, причем в первую очередь пропадала естественность движений.
Однако принцип копирования оказался совершенно непригодным для преподавания боевых искусств на Западе. Зрительное восприятие, то есть способность повторить увиденное один раз движение, у западного человека намного слабее, чем у жителя Востока, к тому же обычно он не так основательно подготовлен изначально. На Востоке считали, что при многократном повторении движения человек автоматически находит правильное — наиболее рациональное исполнение. Это тоже оказалось неверным для западных учеников, обладающих зачастую большой физической силой, которой они и компенсировали неправильное исполнение.
Мы привыкли к объяснениям, поправкам и замечаниям. Мы видим ошибки других намного лучше, чем собственные. Поэтому современные методы обучения боевым искусствам — это не просто копирование и многократное повторение, а обязательно еще и объяснение каждого движения. Выбирая учителя, мы обычно больше внимания обращаем на то, как он объясняет, а не на то, как он показывает. Но все-таки в любом боевом искусстве у учеников постепенно развивается способность быстро запоминать показанные движения и точно повторять их. Понятно, что эти качества очень важны в обычной жизни и просто незаменимы для многих профессий.