Основу большинства древних восточных боевых искусств составляли так называемые формы (формальные комплексы) — четко определенные сочетания последовательно выполняемых защитных и атакующих движений в бою с одним или несколькими воображаемыми противниками. В японских боевых искусствах такие комплексы называют ката, в китайских — таолу, в корейских — пумсэ. Восточные боевые искусства передавались от поколения к поколению в первую очередь благодаря формам.
Отработка форм позволяет ученику постепенно овладеть новой техникой, повторяя базовые элементы. Каждый следующий комплекс сложнее предыдущего, и нужно тренировать память, чтобы не забывать освоенные ранее формы. Считается, что чем больше формальных комплексов знает ученик, тем лучше его физическая подготовка и выносливость. Важнейшее значение имеет контроль дыхания и сосредоточенность — «вживание» в каждое движение. Поэтому формы являются главным методом развития концентрации. Исполнение форм рассматривают как разновидность медитации — медитацию в движении. Их изучение помогает освоить основные общие принципы боевых искусств — развить концентрацию, равновесие, координацию и естественность движений, почувствовать ритм.
Для эффективного изучения форм нужно понимать их идею и способы практического применения каждого движения. В большинстве движений заложено сразу несколько таких возможностей. Кроме того, необходимо знать смысл названия формы, которое всегда связано с ее общей идеей. Символическим значением обладает и траектория перемещения, часто напоминающая определенный иероглиф. Большинство форм заканчивается в той же точке, откуда начинается. Интересно, что за очень редким исключением форма обычно начинается с защитного движения «бой с тенью». Это подчеркивает оборонительный характер боевых искусств. Число элементов формы может быть разным, но самые древние длинные китайские комплексы состояли из 108 элементов — это магическое число. Время выполнения одного комплекса чаще всего составляет от 20 секунд до 1 минуты. При отработке комплекса его рекомендуют повторять не меньше 10 раз подряд. Надо делать каждую форму снова и снова, вкладывая все большую силу и духовное содержание и добиваясь непрерывного исполнения и понимания смысла каждого движения. Всегда видно, когда ученик понимает смысл движений — это знание отражается в духе и манере его действий.
Многие известные мастера боевых искусств придавали формальным комплексам основополагающее значение. Например, Масутацу Ояма считал, что отработка форм должна занимать 50% всего времени занятий.