Школьный ориентир

Грамотеи

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

Математика

Веселый ранец

В Средние века на Востоке ученики повторяли формальные комплексы только целиком, а возможности практического применения движений искали самостоятельно. Западные ученики, особенно начинающие, оказались неспособны сразу выучить весь комплекс и понять смысл его движений. Поэтому сейчас на занятиях по боевым искусствам суще­ственную часть времени занимает отработка в парах отдельных движений формальных комплексов. Цель такой работы — одновременно запомнить движение и понять возможность его применения.

Помимо классических древних форм, вы­полняемых в одиночку и представляющих со­бой сражение с воображаемыми противника­ми, существовали и парные формы. Мы нахо­дим парные формы в ушу — их часто выпол­няют на показательных выступлениях, это, собственно, заданный учебный поединок, очень зрелищный и при этом безопасный для исполнителей хорошего уровня. Парные фор­мы преобладают в тех видах боевых искусств, где основное значение имеет контакт и исполь­зование динамики движения противника — в дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо. Они занимают важное место в работе со многими видами тра­диционного оружия.

Еще один тип парной работы — это так на­зываемая свободная работа. Название не совсем удачно, потому что те или иные ограничения обязательно есть. Свободной она называется по­тому, что как минимум у одного ученика из па­ры есть возможность выбора движения — воз­можность делать «что хочется» и «как удобно».

Спарринг

Спарринг — это английское слово для обо­значения любой парной работы (кроме парных форм). Но гораздо чаще, говоря о спарринге, имеют в виду именно свободную работу, при­чем преимущественно ударную. В таком (до­вольно ограниченном) понимании спарринг — это учебный поединок. Он проводится для то­го, чтобы отработать «в свободном режиме» определенные технические действия, усвоить приемы самозащиты или подготовиться к со­ревнованиям или показательным выступлени­ям. Ученик использует все аспекты боевого искусства — сознательно-волевые, физичес­кие и технические — против силы и навыков противника. Здесь мы находим еще одно от­личие традиционных стилей и направлений от новых. В традиционной системе обучения свободный спарринг имеет цель показать тех­нику — то есть умение применять на практи­ке полученные знания. В новых стилях и направлениях целью становится победа. Для хорошей работы в спарринге нужны быстрая реакция, решительность, здравый смысл, владение разнообразной техникой, хорошая концентрация на цели, чувство дистанции, хорошее равновесие, контроль движений и настойчивость, а также умение использовать обманные движения.

Свободный спарринг может применяться в разных условиях: самозащиты, на показа­тельных выступлениях и на соревнованиях. Если вам придется применять свободный спарринг, чтобы защититься от нападения, то вы будете должны наносить удары по жизнен­но важным точкам тела нападающего.

В спарринге на показательных выступле­ниях главная задача — показать то, что по­нравится зрителям. Ученик выполняет техни­ческие действия в определенной, последова­тельности, следуя заданному плану. Он де­монстрирует красивые и мощные атаки, раз­нообразные блоки, удары руками и ногами и комбинационную технику. Самоконтроль и быстрые рефлексы здесь важны не для побе­ды, а для эффектности и предотвращения травм.

В спарринге на соревнованиях противники соблюдают официальные правила, например, удары могут наноситься только в определен­ные части тела. Перед спортивным поединком проверяют вес и форму одежды участников (включая защитное снаряжение).

Свободную работу в бросковых стилях (дзюдо, айкидо) называют японским словом ранд ори (в переводе — «свободная работа»).

 

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ИЛИ ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ?

Традиционная система обучения, приме­нявшаяся в древние времена в восточных бо­евых искусствах, отличается от привычного нам постепенного движения от простого к сложному. Мастера начинали обучать своих учеников со сложного.

С первых дней ученик должен был повто­рять длинные, сложные и непонятные движе­ния и формы. Самые же основы — принципы движений, перемещения, реальные возмож­ности применения и простые упражнения ма­стера хранили в секрете и раскрывали только самым лучшим ученикам, занимавшимся у них не менее 10 лет. 

В условиях конкурен­ции, существовавшей между старыми школа­ми боевых искусств, такой метод обучения имел целый ряд преимуществ. Во-первых, он обеспечивал защиту от шпионов — учеников других школ. Во-вторых, позволял старшим ученикам отрабатывать технику на не пони­мающих ее новичках и, наконец, развивал у новичков умение двигаться, повторять и запо­минать показанное.

Первым, кто открыто отказался от такого метода обучения, стал основатель дзюдо Дзигоро Кано.

Поиск

Сила знаний

Профессор Знаев

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru