Проблема развития одаренности широко обсуждается в научно-педагогической литературе. Изучив работы Богоявленской Д.Б., Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Платонова Н.К., Теплова Б.М., Лука А.Н. я обратилась к проблеме развития одаренности на уроках русского языка. А.М. Матюшкин в статье “Концепция творческой одаренности” приходит к мнению, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество. А понятие “творчество” тесно связано с процессом создания нового оригинального, исследовательской деятельностью учащихся нестандартными путями решения проблемных задач. Одно из форм работы с одаренными детьми на уроках русского языка может являться комплексный анализ текста, который учителя-словесники широко используют в своей работе.
Уже несколько лет я работаю по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Развивающее обучение предполагает возникновение новообразований как в содержательной стороне психики (представлениях, понятиях, суждениях), так и в способах психической деятельности умственной, эмоционально - волевой, практической, которые, по мнению Л. В. Занкова могут возникнуть в процессе прямого научения, а также результате самостоятельной переработки внешних воздействий, вследствие постепенного внутреннего движения.
Отсутствие готового для запоминания учебного содержания изменяет позицию ученика в учебном процессе, коренным образом меняет тип учения. Из догматического он преобразуется в эвристический, исследовательский, при котором новое знание открывается учеником самостоятельно или в совместном поиске с учителем и учащимися.
Эмоциональность и экспрессивность художественной литературы зависит от тех лексических средств, которые выбирает автор. К эмоционально-экспрессивной лексике относится и такое интересное явление, как окказиональное слово (от лат. occasionalis - случайный). В школьных учебниках об окказиональных словах нет упоминания. Говоря о словах-новообразованиях, здесь используют термин "неологизмы". Широко обсуждаются, например, неологизмы В.Маяковского, хотя, в сущности, все его лексические новообразования - окказионализмы.
В чем же разница между окказиональным словом и неологизмом? Неологизм (о чем говорит и сам термин) - это новое, недавно появившееся в языке слово, которое обозначает какое-либо явление или предмет. Окказионализм - это факт речи, индивидуально-авторское образование, использованное в том или ином произведении данного автора, им самим созданное и не вошедшее в систему языка.
Изучение основ стилистики представляется важной и необходимой составляющей на уроках словесности в средней школе. Правильно и четко излагать свои мысли на письме и устно невозможно без знания теории стилистики и без умения применять имеющуюся информацию на практике, или эмпирически, поэтому перед учителем-словесником стоит цель – научить своих воспитанников ориентироваться в многообразии стилистического пространства при помощи грамотного использования стилистически маркированных единиц. Ведь именно наличие стилистически маркированных единиц в языке служит прямым указанием на его гибкость, мобильность, полифункциональность.
Однако основная проблема преподавания стилистики в школе, на наш взгляд, заключается в отсутствии единых принципов систематизации, дифференциации и представления стилистически отмеченных единиц. Это связано с нерешенностью вопроса о статусе стилистически маркированных единиц в лингвистической теории.
Тема довольно актуальна, т.к. важнейшей задачей современной методики является активация мыслительной деятельности учащихся в учебном процессе и в период их самостоятельной работы над учебным материалом. Исторический комментарий (ИК) является одним из приемов развития у учащихся интереса на уроках русского языка, важность и необходимость которого подчеркивали еще А.А.Шахматов, Ф.Ф.Фортунатов, Ф.И.Буслаев и др.
Но противоречие возникает между необходимостью использования ИК фактов русского языка и неразработанностью практического материала по ИК; между требованиями к содержанию образования, изложенным в школьном стандарте, и тем практическим и теоретическим материалом, который находит место в традиционном учебнике по русскому языку.
В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще.
В итоге изучения темы “Лексика” в пятом классе можно провести предлагаемые исследовательские работы, в которых участвуют ученики всего класса. Каждая работа рассчитана на пятнадцать минут (без учёта времени на инструктаж).
Целью работы является приобретение и совершенствование общеучебных интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация при работе с книгой и конкретным учебным теоретическим текстом.
Первая работа может быть проведена с опорой на материал школьного учебника.
Язык – это путь цивилизации и культуры.
А.И. Куприн
Слова А.И. Куприна, вынесенные в эпиграф, емко характеризуют значение языка в развитии культуры. В контексте русской культуры язык следует рассматривать, с одной стороны, как органическую часть национальной культуры русского народа, как великое духовное наследие, завещанное нам, современникам, нашими предками, с другой стороны – как важнейший фактор развития самой культуры.