Особенностью данного типа задания на установление соответствия между памятниками культуры и их краткими характеристиками является то, что оно закреплено только за историей культуры. Напомним, что успешное знание вопросов культуры выдвигается в качестве одной из приоритетных задач изучения истории на современном этапе. Это и особые разделы Историко-культурного стандарта (культурное пространство), и достаточно большое внимание к вопросам культуры в учебниках истории. Бесспорно, и учителю, и учащимся также следует обратить внимание на эти тенденции и уделять больше времени на изучение истории культуры.
Представленные задания посвящены разным эпохам, разным жанрам и аспектам культуры, названиям конкретных произведений, в большинстве случаев их характеристикам, именам деятелей культуры и др.
Это задание проверяет знание учащимися исторических понятий и терминов. В большинстве случаев по имеющемуся определению или описанию нужно найти (определить) историческое понятие (термин) и записать его в именительном падеже. Учащиеся должны внимательно ознакомиться с определением (описанием), особое внимание уделить тем элементам, которые указывают на его историческую принадлежность (указания эпохи, века, царствования, сопряженные с другими историческими понятиями и терминами).
Задание предполагает анализ источника и поиск информации в нем. В тексте необходимо выделить маркеры, которые позволят атрибутировать документ и выполнить задание. Учащийся должен, прочтя документ, выделить из шести предложенных положений три верных. В задании чаще всего встречаются положения, посвященные позиции автора, его оценочным суждениям.
Рекомендуем выполнять задание следующим образом. Вначале внимательно прочтите документ и шесть положений, представленных после него. Затем выделите маркеры в тексте, определите время его создания, события, которым он посвящен, или явления, которые в нем описываются. Иногда помощь оказывает и указанное авторство документа.
Комплексные задания к одному-двум отрывкам из исторического источника или исследования историка, позволяющие провести комплексный анализ источника - проверяют умения находить, анализировать и комментировать информацию источника, а также применять знания из курса истории (контекстные знания). При этом каждое из входящих в комплекс заданий предполагает определенный вид деятельности: задание 1 — атрибуцию источника (установление его принадлежности лицу, организации, движению и т.д.), определение событий, явлений, личностей, о которых в нем говорится; задание 2 — выявление и анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий или разъяснение того, чем завершились описываемые в источнике события; задание 3 — разъяснение сущности характеризуемых в источнике событий, явлений в историческом контексте. Именно эти названные элементы подлежат оцениванию.
Это задание-задача предполагает анализ какой-либо исторической проблемы, ситуации. Оно проверяет прежде всего умение экзаменуемых устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических процессов и явлений.
На ЕГЭ по истории предлагаются ситуации, касающиеся наиболее значительных, поворотных исторических событий, в которых переплетались интересы многих людей, решались вопросы о путях развития, выборе той или иной позиции, ярко проявлялись мотивы поступков, действий исторических личностей, государственной власти.
Комплекс заданий к карте (схеме). Большая часть карт и схем посвящена военным событиям или их последствиям (присоединению, утрате территорий). Но могут быть и карты, на которых изображены важные экономические объекты (торговый путь из варяг в греки, железные дороги, крупные предприятия). Советуем не пренебрегать работой с контурными картами по истории, а также использовать выпускаемые в последнее время картографические практикумы, изучать схемы и карты в учебнике.
Это задание на анализ существующих исторических версий и оценок, в котором проверяется прежде всего умение, привлекая знания по курсу, аргументировать ту или иную позицию. Из всех заданий части 2 оно самое сложное, так как требует от выпускника не только глубоких знаний и способности к логическому мышлению, но и умения воспринимать разные точки зрения на ту или иную научную проблему, осознавать различие позиций по тому или иному историческому вопросу.
Особенностью этого задания является простота поставленной задачи — нужно ответить на один вопрос, а именно: написать фамилию или имя исторического деятеля; исторический термин, о котором идет речь; название периода отечественной истории. Ответ записывается словом или словосочетанием.
Это задание своей масштабностью может напугать некоторых выпускников. На самом деле перед вами задание, в котором предлагается соотнести не два ряда информации, а четыре (три в таблице с четвертым рядом внизу). При этом позиции соотнесения заполнены так, что на одну линию нужно подобрать один элемент, а где-то — два. Обратите внимание, что задание предполагает обращение к событиям всемирной истории, ей отведен третий столбец таблицы.
Задание, закрепленное за периодом Великой Отечественной войны, не является сложным в выполнении с технической точки зрения. Нужно заполнить пропуски в трех предложениях, содержащих суждения о войне. После задания даны шесть пропущенных элементов, три из которых лишние. В этом задании имеет значение правильное соотнесение пропусков в предложениях (обозначенных буквами А, Б и В) с цифрами соответствующих ответов. При выполнении задания рекомендуем прямо в пропуски писать цифры правильных ответов, а затем, проверив решение, перенести их в таблицу.
Задания на группировку исторической информации предполагают определение учащимися трех элементов, соответствующих указанному в формулировке задания критерию. При поиске трех верных ответов можно эффективно использовать метод отсечения неверных вариантов. Поэтому вначале проанализируйте все шесть вариантов ответа и, если не смогли сразу определить три правильных, отметьте кружком номера тех, в верности которых вы не сомневаетесь, и зачеркните те, которые вы считаете неверными.
Задание на установление хронологической последовательности согласно формату демоверсии ЕГЭ состоит из трех элементов, принадлежащих разным эпохам, при этом один элемент относится к событиям из всеобщей истории. В качестве элементов задания представлены исторические события, явления, процессы, но возможны и задания на определение последовательности появления терминов, понятий и т.д.
В этом задании речь идет о соотнесении событий с именами их участников. От учащихся требуются хорошие знания не только фактического материала — ключевых событий той или иной эпохи, но и персоналий. Напомним, что в учебниках, относящихся к комплекту единого учебника, имеются необходимые словари персоналий.
Для правильного выполнения заданий, связанных с источниками, вне зависимости от их конкретной модификации, следует научиться выявлять так называемые маркеры — слова или выражения, позволяющие атрибутрировать документ, т.е. определить его авторство, время и обстоятельства создания и т.д. Маркерами служат и стиль документа, и его язык, присущие времени его создания. Сама формулировка заданий часто указывает или на время создания документа, или на его авторство, или хотя бы на его тип (законодательный акт, воспоминания и т.п.). Яркими маркерами являются упоминаемые в тексте имена, исторические события, географические названия и т.п.
Задания данного типа на соотнесение двух рядов информации встречаются нередко. Знакомясь с элементами первого столбца, старайтесь определить характер предлагаемого исторического процесса, явления, события, понять, к какой эпохе или сфере общественного бытия относится тот или иной элемент. При выполнении задания можно идти и от хронологии. Прежде всего, постарайтесь определить, к какой эпохе относится каждый из четырех элементов первого столбца. Потом проделайте ту же операцию с фактами из второго столбца, связывая их с элементами той же эпохи из первого столбца. Обратите внимание на то, что некоторые из фактов второго ряда относятся к одной и той же эпохе — среди них лишний элемент.
В этом задании необходимо найти два лишних элемента, не соответствующих данному в задании критерию, поэтому главное при выполнении задания — определить критерии отбора. Они достаточно разнообразны, относятся к разным эпохам, к разным событиям, процессам, явлениям, например, к процессу закрепощения крестьян, к системе государственного управления того или иного периода, допустим, периода Смуты, перестройки, содержат термины и понятия, характеризующие княжение или царствование того или иного деятеля, и т.д.
Задание предполагает установление соответствия между событиями и годами (веками). В первом столбце содержится информация о тех или иных событиях (4 элемента), во втором столбце — указание дат (6 элементов). Таблица ответа содержит четыре буквы, под которыми нужно написать цифры, обозначающие положения из второго столбца, соответствующие четырем событиям из первого столбца. При записи важно точно зафиксировать определенные соответствия.