Иоганн Себастьян Бах
(1685-1750)
Немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер, музыкальный педагог. Бах - автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени.
Иоганн Себастьян Бах
Алевтина Зайцева
В "цехе" музыкальном Бахов
Чувствам сердца ближе Себастьян.
Без сомнений и напрягов
С детства школой стал ему орган.
Мальчик в нём услышал голос
Свода неба звёздного,земли,
С ним легко в бескрайний космос
Звуки его музыки вели.
До сих пор великий,грозный,
Мощь гиганта, сила звуков нём.
Бах владел им виртуозно,
Жил в ладу с органом день за днём.
А когда печаль сгущалась,
В церкви свечи пастырь зажигал.
Вновь, чтоб радость возвращалась,
Бог-орган тогда его звучал.
Но для Баха жизнь жестока:
Целый год последний в слепоте,
Умер бедным, одиноким,
Гения могила бог весть где.
Только позже, век двадцатый
Всё же его творчество признал.
Слышен космос необъятный,
Слышен стройный баховский хорал.
От аккорда до звезды. Иоганн Бах
Александр Кожейкин
Хлеб шершавый
на столе,
эль - в сосуде.
Он играет в полумгле
Букстехуде!*
Органист -
не знаменит,
но не старый.
А свечной огарок
злит -
светом малым.
В партитуре
стайка нот
пляшет лихо.
Вот последний
взят аккорд,
стало тихо…
…Тихо так - и мотылёк,
как пропеллер,
что легко поднять бы смог
город Веймар.
Откровение - в висках,
у порога,
От лукавого - тоска,
гимн - от Бога!
Вот и клавиши зажглись
алым светом.
На педали ноги вниз.
Руки - где-то …
…где-то … птицами парят
без заботы …
Что ещё наговорят
эти ноты?
…Эти ноты на бегу
дарят небыль.
От «хочу» и до «могу»
как до неба!
Тучка мчится на восток
быстрой бричкой.
На рассвете весь итог -
две странички.
Но зато душа чиста -
песне рада.
А тогда и слепота** -
не преграда!
* стихотворение посвящено Веймарскому периоду в жизни И. С. Баха, когда он только начал переходить от исполнения произведений знаменитого немецкого органиста Д. Букстехуде к сочинению собственной музыки.
** как известно, И.С.Бах в последние годы своей жизни полностью ослеп. Вероятной причиной послужило то, что в юности он по ночам украдкой пробирался в комнату старшего брата -музыканта и при свете свечи переписывал ноты, так как тот, запрещая играть Иоганну, закрывал тетради днём на ключ.
Иоганн Себастьян Бах
Антонов Валерий
Печаль появится в глазах,
и разговор утихнет вздорный,
когда тебя настигнет Бах
своей токкатой реминорной.
Имена. Иоганн Себастьян Бах
Борис Межиборский
Несётся в небеса кантата за кантатой,
Мелодией своей тревожат облака
И, кажется, вокруг невероятно свято,
И оставляет жить на долгие года.
Поэзия моя кипит в оковах страсти,
Как бурная река бурлит меж берегов
И падают стихи в блаженстве сладострастии,
И нежится в тиши прекрасная любовь
Безумствует душа, ни чуть не затихая,
И, где-то в глубине взволнованной души,
Я слышу звуки фуг, они не умолкают,
По Баховски чисты, молитвенно свежи.
И муза красоты в напевах так нетленна,
В твоих руках звонит неповторимость нот.
С тобою рядом Бах, о, Анна Магдалена,
А пред тобой притих алмазный небосвод.
Иоганн Себастьян Бах
Виталий Голов
Вот увертюра фуги Баха…
Орган вздохнул набором труб
Полифония без замаха
Заполнила пространство вдруг.
От главной темы восхищенье,
Созвучие на загляденье
Дуэты, трио тут звучат.
Чудесных звуков водопад.
Гармонизацию хоралов
В Веймаре герцог пожелал.
Сонаты Иоганн писал,
Кантаты - для церковных нравов.
Bach - по немецки - ручеёк,
А звуки свежий ветерок.
Бах
Инесса Борисенко
Мой бог в искусстве - всемогущий Бах,
Вместивший все века и все народы.
Могучий, всеобъемлющий размах.
При тонком совершенстве каждой ноты!
Он выше формул разума, страстей,
Великих тайн, гармонии канонов...
Земля и небо. Жизнь и смерть людей.
И вечности вселенной обертоны.
И, если веры нет ещё в тебе,
Поверь, что Бах, не ждущий поклоненья -
Давно звучит... Прислушайся к себе.
И вслед за ним - к высотам озаренья!
Слушая Баха
Клавдия Холодова
Величественно
Музыка органа
Под сводами собора
Поплыла.
Душа моя
Рванулась покаянно
За нею вслед
И крылья обрела.
В той
Запредельной высоте щемящей,
Где больше нет
Запретов и оков,
Она так остро обожглась
О счастье,
Но, высь объяв,
К земле вернулась вновь.
Поля, леса,
Родимая равнина...
Живи взахлеб,
Ликуя и спеша,
Красой земной
Пронзительно ранима
Мятущаяся юная душа!
Живи, люби,
Все радостно приемля,
И снегопад,
И первый майский гром.
Спеши сама
Украсить эту землю
Трудом,
Любовью,
Верностью,
Добром.
Клянись, душа
Исполнить все клянись,
О чем мечтали
В юности с тобою!
... Остановись.
Прислушайся.
Вглядись.
Звучит орган
под крышами собора
Иоганн Себастьян Бах
Михаил Шариков
Придворный органист и композитор
Сидел под стражей триста лет назад:
Судился с ним сам герцог-инквизитор -
Посмел просить отставку музыкант.
Жесток был герцог Веймарский, хозяин
Не только своих дел, но душ людских.
Назначил первым дирижёром «барин»
Бездарность, интригана - из «своих».
И в знак протеста подал Бах в отставку,
Поскольку честен был, упрям и горд,
Дворянских званий не имел, но славу
Своей семьи берёг, как ценный плод.
В роду у Бахов столько музыкантов,
Что вся Тюрингия их знает всех,
У Себастьяна среди всех талантов,
Народ считал, значительней успех.
Оставшись без отца, потом без мамы,
Он в десять лет остался на руках
У брата Иоганна, суть их драмы -
Лишь бедность, что вселяет в душу страх.
Страсть к музыке у парня беспредельна,
Писал он ноты тайно по ночам,
Но брат его безжалостно, надменно
«Преступные» тетради отбирал.
В тридцать два года Бах «преступник» снова,
Как - герцога ослушаться посмел!
Но, верный справедливости и слову,
«Сиятельной» он воли не стерпел.
Уехал в Кётен, в Лейпциг, четверть века -
До самой смерти - кантор в церкви он,
Нужда, отчаянье, и нет просвета,
Слугой был музыкальным злых времён.
Жена покинула их мир печальный,
Оставив мужу четверых детей.
Печаль души его осталась тайной
В кантатах, фугах тех тяжёлых дней.
Он обучает полунищих певчих,
На свадьбах с хором, на похоронах
Людей окармливает очерствевших,
Терпя нужду, теряя свет в очах.
Жена вторая, Анна Магдалина,
Прекрасно пела, умницей была,
Освоила премудрость клавесина
И новых музыкантов родила.
Составила тетрадь в наследство детям,
По счастью, удалось её сберечь,
Писала она ноты в ней, при этом
Гусиным пёрышком при свете свеч.
Бах виртуозно сам владел органом,
Его любимец - старший сын Вильгельм -
Потом стал тоже виртуозом славным,
Историкам известно это всем.
Четыре сына стали знамениты,
Четыре композитора - вот след,
Оставленный нам, жителям планеты, -
Звучат все Бахи почти триста лет.
Бах умер в бедности, совсем ослепший,
Почти безвестный в мире зла и тьмы,
Но всё же через много лет воскресший,
Звучит он во весь голос - слышим мы.
Лет через восемьдесят после смерти
Представит гения всем юный Мендельсон,
«Страстями по Матфею» на концерте
Германию разбудит, сбросив сон.
Случится новое в Европе чудо,
Прозреет вдруг весь музыкальный мир:
Открыт великий гений! И откуда -
Германии принадлежит кумир!
Взялись всерьёз за розыски шедевров
И Ференц Лист, и Шуман, весь народ…
Эх, сколько б сохранили Баху нервов,
Если б народ смотрел хоть чуть вперёд!
Теперь от первых классов музыкальных
И до консерваторских выпускных
Воспитывает музыка реально
Серьёзных музыкантов молодых.
После концерта органной музыки
Яков Рабинер
Мудрость построила себе дом
И вытесала для него семь столбов...
Притчи Соломоновы (IX, I)
Иоганну Себастьяну Баху
Сочинять, как возводить собор.
Стань в сторонку,
подивись размаху,
всё, что слышал - забери с собой.
Голубем взлетит душа под купол.
К фрескам ближе, ближе к витражам.
Там, глядишь, и день отмерит скупо
солнца малость,
пальцы туч разжав.
Вскормлен дух, подпитан и, наверно,
В этом "виноват" частично Бах.
Где-то есть,
поверх тоски безмерной,
свет и мудрость
на семи столбах.
Бетховен (1770 - 1827)
Людвиг ван Бетховен - Немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы». Бетховен - ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире.
Бетховен
Акростихи Наталии Белостоцкой
Б*лестящий композитор и новатор…
Е*го масштабность в музыке бескрайна.
«Т*оржественная месса» и сонаты -
Х*вала свободе… Он, - кто понял тайну
О*бетовАнной музыки: стремился
В*живлять эмоций силы в партитуры.
Е*щё терпеть лишенья научился -
Н*емецкий гений мировой культуры.
Людвиг Ван Бетховен
Алевтина Зайцева
Беззвучно стало в Вене, глухо.
Смириться как с потерей слуха?!
Но сердце прежним днём живёт -
Подъём душевный, сила, взлёт!
«Судьба стучится» прямо в двери.
Громадность планов не измерить.
«Как важен свет!» - его девиз,
Но рок готовит свой сюрприз.
К больному горем смело входит,
С титаном жёстко счёты сводит
Весной под шалый гром грозы,
Скупой не проронив слезы.
И жизни замерли потоки:
Успехи и судьбы пороки,
Оставив славу на столетья
Творцу, ушедшему в бессмертье.
Бетховен. Симфония 5
Александр Ченин
Почти у каждого, я думаю, случалось,
Когда беда упорно в дверь стучалась.
И кто как мог, справлялся с той бедою.
Бетховен музыкой предстал перед Судьбою.
Та-та-та-та, - удары прозвучали; -
Потеря слуха к Гению стучала.
Представить трудно нам его волненье.
Он в разных звуках черпал вдохновенье.
В борьбе с недугом музыка рождалась.
В ней было всё. С угрозы начиналась.
Та-та-та-та, Судьба стоит у двери
И Гений музыкой упрямо ей ответит.
Она взывает, собирает силы
Но у Судьбы есть мощь, - мрачны Её мотивы.
Идёт борьба, - звучащие аккорды
Переплетаются в миноре и мажоре.
То наступают мрачно силы рока,
Но вот призывно, тихо, издалёка
И, нарастая силой, радостью, свободой,
Звучит оркестр мощно с небосвода.
И у Судьбы растаяла угроза!
Прорвалось Солнце и ликует тоже!
А музыка меняет ритмы марша
Веселье, радость, торжествует, пляшет.
Судьба бормочет тихо про угрозы.
Уже нет мрака, отгремели грозы.
Победный гимн сильнее нарастает!
Аккорд! Аккорд! Аккорд! Симфонию венчает.
Бетховен многое потом ещё напишет
И палочкой в зубах мелодию он слышит.
Могучий дух и Гений всех народов
Нам посвятил свой дар, полученный от Бога.
Когда ко мне беда стучится в двери
Или душа уже почти не верит,
Я пятую симфонию включаю
И с музыкой спокойно побеждаю.
Какую музыку оставил нам Бетховен!
Владел он тайною и Гения достоин.
И через сотни лет, - борьба его с Судьбою,
Что в музыку легла, - всегда готова к бою!
Бетховен
Александр Ченин
Цикл стихов: - "Мысли об Искусстве"
Почти у каждого, я думаю, случалось,
Когда беда упорно в дверь стучалась.
И кто как мог, справлялся с той бедою.
Бетховен музыкой предстал перед Судьбою.
Та-та-та-та, - удары прозвучали; -
Потеря слуха к Гению стучала.
Представить трудно нам его волненье.
Он в разных звуках черпал вдохновенье.
В борьбе с недугом музыка рождалась.
В ней было всё. С угрозы начиналась.
Та-та-та-та, Судьба стоит у двери
И Гений музыкой упрямо ей ответит.
Она взывает, собирает силы
Но у Судьбы есть мощь, - мрачны Её мотивы.
Идёт борьба, - звучащие аккорды
Переплетаются в миноре и мажоре.
То наступают мрачно силы рока,
Но вот призывно, тихо, издалёка
И, нарастая силой, радостью, свободой,
Звучит оркестр мощно с небосвода.
И у Судьбы растаяла угроза!
Прорвалось Солнце и ликует тоже!
А музыка меняет ритмы марша
Веселье, радость, торжествует, пляшет.
Судьба бормочет тихо про угрозы.
Уже нет мрака, отгремели грозы.
Победный гимн сильнее нарастает!
Аккорд! Аккорд! Аккорд! Симфонию венчает.
Бетховен многое потом ещё напишет
И палочкой в зубах мелодию он слышит.
Могучий дух и Гений всех народов
Нам посвятил свой дар, полученный от Бога.
Когда ко мне беда стучится в двери
Или душа уже почти не верит,
Я пятую симфонию включаю
И с музыкой спокойно рассуждаю.
Какую музыку оставил нам Бетховен!
Владел он тайною и Гения достоин.
И через сотни лет, - борьба его с Судьбою,
Что в музыку легла, - всегда готова к бою!
Бетховен
Андрей Левич
Если хмур был и зол,
Как сказал поэт,
Он снимал камзол
И снимал жилет,
Дул суровый норд,
Неспокойный ветр,
И шагал он, горд,
Одинокий мэтр.
И он думал: "Анна..."
Или, скажем: "Лиза..."
И смотрел, как странно
Ветер гонит листья.
Он хотел, как фантик,
Долететь до Бога,
Он у нас романтик,
Он того немного.
Я прошу вас, Лиза,
Или, скажем, Анна:
Подойдите близко
Прямо к Людвиг вану
И, конечно, локон
Ваш ему подайте,
Чтобы только мог он
Прошептать: "Как кстати -
Ах, как кстати, Лиза!
Вы меня любили.
Ах, как кстати, Анна,
Я пришел на ум вам.
Вы меня, я вижу,
Не совсем забыли;
Я о вас, мой ангел,
Слишком часто думал".
Но, увы, потерт
Этот серый фетр,
И шагал он, горд,
Одинокий мэтр.
А музыка Бетховена
Борис Межиборский
А музыка Бетховена,
Колеблет небеса,
В той музыке всё пройдено,
Там слышны голоса,
И опера Фиделио,
Обрадовало мир,
И музыкою смелою
Всех потрясал кумир.
Звучит его мелодия,
В созвучии сонат
И музыка народная
Ей каждый очень рад.
Бетховенская лирика
В Бетховенских громах,
И славно птица кликала
В холодных облаках.
Бетховен. Аппассионата
Валерий Доронкин
Сноп молний высек музыкант из струн.
И потрясли партер удары грома,
Пронзило сердце дрожью незнакомой,
И в душу вторгся огненный тайфун.
Низверглись звуки раскалённой лавой!
Клокочет магма, плавится гранит,
Фонтаны огненные бьют в зенит,
И кроют небо отблеском кровавым!
Бушует музыка. Великой страсти
Финал сонаты полон: «Жизнь - борьба,
И только с нею обретают счастье.
Встань раб с колен! Убей в себе раба!»
Как небесам страдалец Прометей,
В неравной схватке, яростно, упорно
Судьбе грозит Бетховен непокорный.
Не жалкий червь пред ней он, не плебей.
И ввысь, перекрывая мощь аккордов,
Над бездной чванства, униженья, лжи
Несётся, сокрушая рубежи,
Клич гения, мятежный, страстный, гордый:
Народы! Слейтесь в радости навек!
Пред тьмой инстинктов, мерзостью порока,
Страданьями, слепою волей рока
Крепи свой дух, не дрогни, человек!
Бетховен
Виталий Туркин
К душе уставшей рвутся звуки,
Осенней судороге в такт,
И выворачивает руки
Тоска токкаттовых атак.
Промчалась жизнь - анданте, меццо…
Мечты коснулись два крыла,
До боли хочется согреться,
Когда надежда умерла.
В сердцах по клавишам, по стертым,
Судьбе оглохшей приговор,
Лишь тень свечи легла на ноты
Сонаты до-диез минор.
Бетховен
Галина Котенко
«Разговорных тетрадей» строки,
Неухожен, угрюм, небрит...
В яркой музыке дух высокий,
Светлый пафос борьбы царит;
Честь и совесть эпохи громкой,
Реформатор и гуманист -
Партитур его голос чист
В противление злому року.
Зов к свободе, мечты о счастье,
Неприязнь к лицемерной власти
Он в творениях воплотил;
В них - гротеск импульсивных скерцо,
Сила логики, пламя сердца
И романтики страстный пыл.
* «Разговорные тетради» - тетради, куда друзья Бетховена вследствие его глухоты записывали свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.
Лунная соната
Валерий Доронкин
- Да ты сумасшедший! Джульетта - графиня!!..
Она тебя любит? Плебея??.. Остынет.
Ах, ты знаменит. Ну, и много ль в кармане?
Гвиччарди супругой лишь равному станет!..
Надменного чванства чудовищна рана.
Недолго сломаться. Но есть фортепьяно,
родная душа, что разделит с ним муки.
Он клавиш коснулся… Заплакали звуки,
всю горечь и боль оскорблённого чувства
излили в пространство… Врачует искусство!
Сквозь сжатые зубы не рваться рыданьям.
Он счастье оплачет, скрывая страданье.
Душа, обожжённая пеплом утраты,
очистится звуками «Лунной сонаты».
На свете всё зыбко, неправедно, лживо.
Лишь музыка вечна, чиста и правдива!
Трепещут под чуткими пальцами струны…
Но кто окрестил эту музыку «лунной»?
Эй, Рельштаб! Где вод фирвальдштедских сиянье?
Ты глух, ты не понял всей бездны страданья!
Бетховен… Он гений! Он сильный, упрямый.
Ему ль оставаться невольником драмы?
Взрываются гневом пассажи финала,
и яростно хлещут волною о скалы,
вскипая мотивом пленительно гордым:
- Судьбу я схвачу за холёное горло!
И ныне, и в муках последнего дня
злодейке сломать не удастся меня!
Могучий титан с непокорною гривой
пронзает грядущее страстным призывом:
- В стремлении к счастью сметайте преграды!
Должно из страданий выковывать радость!
Бетховен
Людмила Коневец
Бетховен - гениальный мастер.
Самолюбивый, грубый внешне,
Он над собою был лишь властен,
С друзьями, добрый и безгрешный.
Им Моцарт очень восхищался,
Пророчил гениальность, славу.
И в бедах Людвиг не сломался,
Глухим, не потерял он нравы.
«К Элизе» , просто чудо - пьеса,
Звучит чарующе над миром.
Исчезла девушка - принцесса,
Став композитору кумиром.
Загадочные звуки льются,
Их можно слушать бесконечно,
К таланту сердцем прикоснуться,
Что не уходит с прахом в вечность.
Я преклоняюсь перед «Лунной…».
В сонате чувства неземные.
У скрипки замолкают струны,
И мы летим в миры иные.
Волненье с клавишей то рвется,
То затихает под руками
И во вселенной раздается.
Душа ж парит над облаками.
Бетховен. Лунная соната
Людмила Шошина
Любовь! Глухота… Измена…
Кто горе творца измерил?
Смысл жизни потерян в тридцать…
Как с этой бедой смириться?
Что делать, как же творить?
Без музыки просто не жить…
И в этот прискорбный момент
Не нужен былой комплимент…
Недуг - композитору - мука…
Но воля, талант здесь - порука!
И руки тянулись к роялю:
- А музыка будет! Я знаю!
И вдруг полилась мелодия,
Настороженная вроде бы.
Такой чистоты и нежности,
Как свет от Луны-кудесницы!
Назвал её «ЛУННОЙ СОНАТОЙ»,
Играл, как любил когда-то!!!
Мы слушаем эту бессмертную
Мелодию вечную, светлую,
ЧТО ДУМЫ ТРЕВОЖИТ, ДУШУ!..
ПОСЛУШАЙ ЕЁ, ДРУГ, ПОСЛУШАЙ!!!
Бетховен
Светлана Севрикова
Бетховен глух. Но музыку он слышал…
Как слышит тишину уснувший дом…
И он считал, что этим просто дышат
Все эти люди, нежные как он.
И он считал, что эти доремифы -
На самом деле что-то вроде слов,
Для разговора, песни и молитвы,
И правды, что потребует любовь.
Он полагал, что нет другого средства
И способа понятно объяснить
Что думает мужчина после секса,
И надо ли спрягать глагол «любить»
По лицам, временам, которых много…
И будет только больше с каждым днём…
И заставлял весь мир читать по нотам
О чём он просит Бога перед сном.
И что ему потом приснилось ночью.
И что он ждёт от следующего дня…
Бетховен был глухой. Но разговорчив.
Немножечко похожий на меня.
Считающий, что то, чем люди дышат -
Понятно всем как воздух или свет…
Страдающий, что ничего не слышит
Когда молчит и просто ждёт ответ.
Бетховен
Татьяна Боженкова
Когда мудрец творит из сердца,
Тогда рождается шедевр
В виски стучит, как молот, терца
И оголен, в нас провод- нерв!
Лишенный слуха композитор,
Все звуки постигал нутром
Из тишины рождались штормы,
Сметал преграды звуков гром
То шаг водил нас еле слышно,
То призывал сигнал - вперед,
Луны вплетался образ звучно,
Иль марш победный звал народ.
Вел сочинитель нас умело
И отзвук находил в сердцах
В тех рокотах всё было смело
И лучезарно, как в лучах.
Мы с ним рождались, умирали
На баррикады смело шли
Казалось, не было преграды,
Что одолеть мы б не смогли.
А музыка все шире пела
Всех наполняя до краев
Непостижимо, так умело
В плену держать нас, и без слов!
Бетховен
Эмма Иванова Избранное
Я был несчастен, одинок и болен,
И жить мне было с каждым днём страшней,
Но вдруг пришёл ко мне глухой Бетховен
С божественною музыкой своей.
И чтобы смог постичь я смысл сакральный
Тех испытаний, что послал мне Бог -
Звучанием сонаты Пасторальной
Наполнил он печальный мой чертог.
И музыка волшебная звучала,
В космические дали унося,
К истокам первозданного Начала,
Куда попасть, казалось бы, нельзя!
Священные таинственные мантры
Сквозь наслоенья накипи и лжи -
Аккорды Патетической сонаты
Проникли в глубину моей души.
И разразился ураганом кризис,
Сметая страх, и ненависть, и зло!
А нежное звучание "К Элизе"
Гармонию и радость принесло.
Звучат в душе Божественные струны,
И я отдаться Музыке спешу -
То плаваю в волнах сонаты Лунной,
То в вихре Патетической кружу!
Бетховен - акростих
Эмма Иванова Избранное
|Б|етховен, о глухой великий Гений!
|Е|сть высший смысл в его произведеньях!
|Т|алант его в веках не будет меркнуть -
|Х|ранилище он мудрости бессмертной!
|О|гонь аккордов, яростно пылая,
|В|осторг в душе трепещущей рождает!
|Е|два дыша, внимаю звукам этим...
|Н|ет музыки прекраснее на свете!
Лунная соната
Эмма Иванова Избранное
Соната посвящена 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться, но она отвергла его любовь. Тоска неразделённой любви, мучения потери слуха - всё это выразил композитор в Лунной сонате.
Нет повести печальнее на свете,
Хоть это не о них сказал Шекспир...
Пленительную музыку Джульетте
Влюблённый композитор посвятил.
В ней нежность, лунным светом разливаясь,
Неспешно по волнам души плывёт,
И затаив дыханье, мы внимаем
Созвучиям космических высот...
О, как судьба коварная жестоко
Удар ему внезапный нанесла!
Отвергнутый, несчастный, одинокий,
Не смог он отличить добра от зла!
И, глохнущий от горя, в эти звуки
Вложил он боль истерзанной души,
Всю горечь от обмана и разлуки,
Весь гнев, который сердце сокрушил!
...Напишет он, пройдя сквозь муки ада,
Бессмертные творения свои,
И вечно будет Лунная соната
Сказаньем о трагической любви!
Лунная соната - акростих
Эмма Иванова Избранное
|Л|ьёт свет Луна на нотные страницы,
|У|стало сыпет пепел бывших грёз...
|Н|ам не дано любовью насладиться,
|Н|астойки терпкой допьяна напиться!
|А|х, упорхнула сказочная птица,
|Я| не сумел поймать её за хвост!..
|С|онаты Лунной трепетные звуки
|О| днях любви напоминают вновь,
|Н|есутся вдаль сквозь годы и разлуки...
|А|х, как жасмином пахнут твои руки!
|Т|ы так близка, и нет душевной муки,
|А| в сердце снова нежность и любовь!
Соната Бетховена
Юрий Краснокутский
Пульт дирижёра, мелодии звуки,
Трудный концерт или, может быть, пьеса.
Струны, смычок, белоснежные руки,
Скрипка - солистка, как будто принцесса.
Слушает зал, и балконы, и ложи,
Сердце замрёт, ах, какие пассажи.
Я не запомнил, на что-то похоже,
Но ведь такое не встретишь на пляже.
Флейты, фаготы, рояль и валторны,
Трубы, гобои, тромбон и литавры.
Первые скрипки вступают задорно,
Верхние ноты даются недаром.
Так проживаю секунды, моменты…
Всё вспоминаю…Бетховен…соната…
Крутится дальше концерт кинолентой,
Лучшего нет и, наверно, не надо.
Скрипка с роялем ласкают друг друга,
В этой сонате есть место для престо*.
Рядом так громко щебечет подруга,
Даже не слышно всех партий оркестра.
Зал в тишине, но с последним аккордом
Пики эмоций, как с ними расстаться.
Скромно стоят музыканты, и гордо,
Под не смолкающим громом оваций.
Бетховен
Яков Рабинер
(экспромт, навеянный стихотворением Людмилы Свирской)
«Я часто проклинал своё существование...
Ещё немного, и я покончил бы с собой.
Меня удержало только одно - моё искусство...»
Людвиг ван Бетховен
«Я вытяну всю музыку из пауз
И до последней ноты вам верну».
Людмила Свирская «Бетховен»
Удел иных полегче и получше.
Но плещет в стёкла
неба лунный плёс.
И звук - распят, под пальцами расплющен,
А всё силён и ветром бьёт взахлёст.
Пускай же в дверь дубовую стучится
Сама судьба могучим кулаком,
Душа готова. Всё в ней вымыл чисто,
Волною завершающей, аккорд.
Земную жизнь я так наполнил плотно,
Так переделал музыку её,
Что время мне уйти - походкой Лота.
Кто не мудрец,
отмаявшись с моё?
Вивальди А. (1678 - 1741)
Антонио Вивальди - Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением».
Антонио Вивальди
Алевтина Зайцева
Его прозвали «рыжий поп»,
За ним в доглядку инквизитор.
Вивальди, впрочем, хоть потоп…
Он - бог- скрипач и композитор.
Контрастен: слабый и больной,
Подвижный и взрывной, как порох.
Стопа молитв в руке одной,
В другой - творений целый ворох.
В них солнце, лёгкость, чистота,
Души Антонио движенье.
Лавины звуков красота,
Всё - сердца мастера биенье.
Лишь малый колокольный звон
Звучал посмертно в старой Вене,
Но в нотах жив, печали вон!
Дарует светлые мгновенья.
И если встретите Вы вдруг
В мороз иль дождь его афишу,
Идите на концерт, мой друг,
Весну Венеции услышать.
Антонио Вивальди
Александр Кожейкин
От каналов
свежий дух,
воздух зыбкий,
а в соборе,
кроме двух,
песня скрипки
Встала на крыло орлом
сильнокрылым,
над Венецией потом
воспарила.
Оглядела мир кругом
без испуга.
А Вивальди*, сын с отцом -
друг на друга.
Оба с музыкой сродни -
виртуозы!
А внутри зажглись огни,
словно осы.
Заиграл на скрипке сын -
Локателли ** -
будто бы со стороны
посмотрели …
И не праздный интерес:
эта песня
долетит ли до небес -
здесь ей тесно!
Долетит - не долетит?
Бога ради!
Сын уже своё творит,
от Вивальди!
У учителя - восторг
горло сушит!
Вот кому всё ремесло,
даже душу!
*Антонио Вивальди - итальянский скрипач-виртуоз, композитор (1678-1741 гг.) Первым учителем Антонио Вивальди был его отец, скрипач собора Святого Марка в Венеции.
** Пьеро Локателли - итальянский скрипач, композитор.
Вивальди Летняя гроза
Александр Ченин
Цикл стихов: - "Мысли об Искусстве"
Раскаты грома! Звуки - струи.
Сверканье молний! Ритм дождя.
Я представляю эти руки, -
Быстрее, кажется, нельзя!
Заворожён такой работой!
Оркестр точно передал,
Что записал Вивальди в нотах.
Назвал их, - «Летняя гроза»
Так передать зигзаги света
И струи ливня все сплелись!
Порывы яростные ветра, -
Ещё чуть-чуть и ты взлетишь!
Порою кажется, не дышишь,
Душа с восторгом приняла!
Уже взлетаешь выше, выше,
Хотя лежишь, закрыв глаза.
Ах! Упоение стихией!
Вивальди точно описал.
Оркестр весь, в одном порыве,
Всё это мощно передал!
Доступно мне великолепие.
Наушник, плеер и кровать.
В начале прошлого столетия
Кто смог об этом бы мечтать?!
Что будет в будущем? Возможно,
Мой правнук в капсулу войдёт
И что захочет, - осторожно
В реальность мысли создаёт.
А будут ли в то время мыслить
И с автором переживать?
Пример тому, - сегодня книги,
Как чью-то жвачку принимать.
Нельзя над классикой глумиться.
И сокращать, и искажать.
Она в полёте гордой птицей
Должна собою восхищать!
Творенья Гениев Искусства
Душа должна сама понять.
Тогда возникнут эти чувства,
Что нам хотели передать!
Вивальди
Аля Воронкова
Слава придёт - по иронии - поздно:
Лет через сто, и осыпет цветами!
Ну, а пока что, качаются звёзды
Над колыбелью его светляками...
Скрипка уступит забытой валторне,
Серый фагот по-старинке заплачет.
Ну, а пока что от сверстников вздорных,
Мальчик разбитые пальчики прячет...
Время придёт, и душа разрисует
Нотами каждое время у года!
Ну, а пока что за Господа Бога
Мальчика рыжего мама целует...
Вивальди
Борис Межиборский
Аббата сон всегда потеха,
Любовь угасла навсегда,
Но наслажденье от успеха,
На все последние года.
Одна семёрка, как подруга
Была ему всегда верна,
Когда Вивальди было туго,
И жизнь его обречена.
Куда девалось это слово,
И тот значительный успех,
Когда толпа кричала, браво!
И забывала прошлый грех.
Концерты радовались страсти,
Но час признания пропал
И обездоленную старость,
Вивальди в мире приобрёл.
Антонио Вивальди
Валентина Тимофеева
Торжественно и величаво
Его мелодии звучат,
Лишь иногда вздохнёт печально
С грустинкой светлой звукоряд.
И хочется бежать навстречу
Ликующему торжеству,
Благословлять и ставить свечи,
Тому молиться Божеству,
Что одарил талантом вышним
Забавнейшего слабака -
Рыжеволосого мальчишку,
Бессмертным сделав на века!
Вивальди
Вера Гаевская
За рыжие кудри и скрипку в руках
Прозвали мальчишку «Вивальди».
В футбол не играет, живёт в облаках,
Истёртые пальцы сжимает в кулак
И ноты рисует в тетради.
Кто после уроков - домой поскорей,
А он - в музыкальную школу.
Ещё не дойдя до знакомых дверей,
Старается пальцы размять посильней,
Как сверстники перед футболом.
Пока не всегда пусть послушен смычок,
Но время придёт, и «Вивальди»
Забудет, как пальцы сжимал в кулачок,
А те, кто толкали когда-то в плечо,
Попросят - а ну-ка, сыграйте…
Он рыжие кудри отбросит со лба
И чайки манжет замелькают
Над скрипкой, и в сети мелодий попав,
Вокруг виртуоза притихнет толпа...
И небо взлетит мотыльками.
Вивальди
Екатерина Крапивенцева
"Зима" Вивальди, белый снег…
Мне всё уже приснилось…
Который год, который век,
Как долго это длилось?
Дома, мосты… Движенье - жизнь,
И мы за нею следом...
Зима кружит, и ты кружись
По белому паркету…
Скрипит смычёк, дрожит карниз -
Наш танец будет вечным…
Как будто снег, мы рухнем вниз,
К истокам талой речки.
А там Вивальди и "Зима",
Там день в закат уходит…
И, словно музыка сама,
Рукой моею водит...
Вивальди музыка звучала...
Елена Ярина
Вивальди музыка звучала
И я сидела не дыша.
Сил пробужденье, дня начало,
От счастья плакала душа.
Хотелось доброе творить,
Все это - радость означало:
Писать и петь, и говорить…
Вивальди музыка звучала.
И что-то новое уже,
Мир полон красок, дня начало…
И неспокойно на душе.
Вивальди музыка звучала…
Вивальди
Лариса Чаплыгина
Плачет, смеётся, тоскует, поёт,
За сердце грустью своею берёт.
Скрипка оркестр за собою влечёт,
И гений Вивальди вечно живёт.
Антонио Вивальди
Наталия Пегас
Запечатлеть весенний дождь
Смогли вы в нотах идеально,
И даже мартовскую дрожь
Включили в свой сюжет зеркальный.
Все звуки мира воедино
Сошлись в мелодии одной,
А время, так неумолимо
Дарило искру за искрой.
Не смыть душевного налёта,
И не облегчить скрытых ран...
Движенье сердца - в этих нотах,
А музыка - судьбы экран.
Испепелить свою мечту
Нет, не получится, однако,
Вы забрались на высоту,
Куда не доберется всякий.
Пусть вьюга бесится в ночи,
Усиливая свой полёт.
А музыка; живёт, стучит
Среди листов забытых нот...
Вивальди Четыре времени года Зима
Ростислав Кольцов
Опять Вивальди начинает
Свою старинную печаль
И комнату переполняет
Ночь и заснеженная даль
И кажется что скрипки плачут
И кажется что снег идет
И время ничего не значит
Для всех кто музыкой живет
И кажется что вся в сомненье
Вам женщина в глаза глядит
И хочет видеть там волненье
И нежность и наверно стыд
И кажется уходят ноты
В холодный бесприютный час
На невозможные высоты
Уходят навсегда от нас
Смычки в стремительном порыве
Находят струны наших душ
Там есть надежда в лейтмотиве
Там есть ледок застывших луж
И больше ничего не нужно
Тем более высоких слов
Когда мелодия воздушна
Когда мир больше чем суров
Вивальди
Светлана Тимакова
Скрипка встречает смычок, и волнующим ларго,
Рыжий Антонио, Вы над землёю парите.
Что же Вам грезится в небе, танцующий ангел?
Ваше бессмертие или земная обитель?
Вам вдохновение - вечное соло скитальца.
Вера, Надежда, Любовь - белокрылые птицы
Кружат над Вами, и Музыка на полупальцах
Рвётся из дольнего мира, не зная границы.
Может, прольётся дождём и взметнётся рассветом,
Или растянется львом на колонне Сан-Марко,
И зазвенит голосами под сводом Ла Пьета,
Где Вы как прежде парите волнующим ларго...
Ларго - широко, очень медленно
Площадь Сан-Марко - главная площадь Венеции, где на колонне расположился крылатый лев - один из символов города.
Ла Пьета - Санта Мария делла Пьета, церковь в Венеции, где Вивальди был руководителем оркестра и хора.
Вивальди
Тамара Минина
Как плакала скрипка, слезою печали,
И как ликовала, искрясь от любви.
И дамы Венеции тихо вздыхали,
Желая того, что иметь не могли.
И жаркие взгляды, и льстивые речи
Коварным соблазном летали над ним,
Но он, провидением свыше отмечен,
Был Богом и музыкой свято храним.
Рождённые в ритме открытого сердца,
Бесценные, словно святые дары,
Волшебные звуки: то нежно, то дерзко,
Ему открывали другие миры.
Там музыка будто плыла неоткуда,
Полёт наполняя волной колдовства,
И перед величием этого чуда
Бессильно смолкали любые слова.
Но как беспощадно коварное время,
Как быстро теряется в нём человек.
О том, кто же был этот Рыжий Священник,
Беспечно забыл восемнадцатый век.
И память, свои запечатав страницы,
Забвеньем укрыла божественный дар,
Чтоб через два века опять возвратиться
В неистовом рёве электрогитар.
Ведь музыка вечна. Она остаётся
Тем чудом, вернувшимся из далека.
В неё сердце маэстро божественно бьётся,
Связав воедино миры и века.
В скрипичной струне и в "тяжелом металле",
Таинственный свет зажигая в крови,
Из дальних веков улыбнется Вивальди
Святым воплощением чистой любви.
Вивальди
Юрий Арбеков
О, дай мне сил, Антонио Вивальди!
Венеция! Твой лучший музыкант
Не потерял свой сказочный талант,
Но в старости стал нищим и опальным
Больным монахом…
Он ли оды Богу
Не возносил с младенчества, когда
Его струны певучая звезда
Не освещала к алтарю дорогу?
Не с юности ли дал обет он строгий?
И, средь девиц небесной красоты
Он музыкой своей искал черты
Девы Марии…
Лишь её чертоги
Он воспевал своей волшебной скрипкой
Из года в год…
И свой великий дар
Маэстро нет, не превращал в товар,
Не шёл к Тебе, Господь, дорогой зыбкой…
Великий автор девяноста опер
Италию покинул навсегда
И умер в Вене… Скромный, как всегда,
На кладбище для нищих похоронен,
И в счёт долгов имущество списали -
Великих струн волшебные смычки!
Антонио!
Шаги твои легки
И широки божественные дали…
О, дай мне сил!
В любое время года
В душе моей мелодия твоя
Напоминает сущность бытия:
Талант от Бога, Бог - сама Природа.
Вивальди
В предчувствии, должно быть, альты
И скрипки словно только ждут,
Когда от имени Вивальди
Им слуги ноты раздадут.
А наш маэстро,
рыжим гунном,
летит, весь - рук взметённых жест.
И дирижируют лагуной
две чайки
кружевных манжет.
И так он к этому причастен,
так вдохновеньем
дышит грудь,
Что, кажется,
ногам лишь ясен
к театру выверенный путь.
Здесь свой театр:
толпы густой,
каналов, фонарей,
мостов.
А маски лиц!
А лица в масках!
Шум тесных улиц. Крик менял.
Гондолы. Синь...
Копируй, мастер,
С готовой партитуры
дня.
Запомнить бы.
Ведь перепето,
прошепчено
сто раз подряд
и на Сан Марко,
с парапета,
взметнулись голуби
не зря.
А вы? Вы даже
не кивайте.
Он не увидит,
не услышит.
Посмотрит в небо,
будто свыше
Сам Бог позвал его:
"Вивальди!"
Моцарт В. А. (1756-1791)
Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры.
Вольфган Амадей Моцарт
Алевтина Зайцева
Счастливым было лишь начало.
Ребёнка, как игрушку, чудо,
Во всех дворцах тогда встречали,
Считали гением повсюду.
Не ведал мальчик простодушный,
Чем бедность и богатство пахнут,
Играл для знати он послушно,
Навстречу славе был распахнут…
Хрупка, изменчива известность,
Отвергла, коль маэстро Вена.
К его таланту безответность,
Ему так тягостна измена.
Давно ботинки истоптались,
Рубашка в буднях износилась.
В конце пути ему досталась
Скупая, общая могила.
Моцарту
Анастасия Печура
Как мало прожил ты на свете, милый,
как много сделал ты для нас, для всех!
Твой вклад в искусство стал неоценимый,
непостижимой воли человек!
Так рано Бог забрал тебя у мира!
Скорбят ночами по тебе ветра...
И небо в Вене затемнит плаксиво
на пятый день сырого декабря.
Тебя гоняла жизнь упрямо плеткой,
лишая близких духом и родных,
сломить пыталась, счастья воровка,
но ты стоял по воле всех святых.
Мы знаем точно: забирает воинов
к себе на небо мудрый наш Господь.
Ты сделал дело, Вольфганг, спи спокойно
в том самом лучшем...
лучшем из миров.
Моцарт
Борис Межиборский
А сердце учащённо бьётся,
И слышит музыкальность нот,
Когда на сцене бедный Моцарт,
Всем людям душу отдаёт.
Его мелодия отлична,
От суеты мирских дорог,
Его сонаты, как каприччо,
Мечтою наполняло рог.
Сквозь вой метели, ропот вьюги,
Летят куда-то в облака,
Его божественные звуки,
И музыкальная строка.
А сердце продолжает биться,
Отходит краска от лица
И хочется душою слиться
С твореньем гения-творца.
Моцарт - посланец от Бога
Владимир Черченко
Верь - не верь, ну а Моцарт - посланец от Бога,
Много в музыке Моцарта жизни, Гармонии много.
Человечеству явлен спаситель небесный,
В Высших Сферах-Мирах Моцарт - Ангел известный.
Верь - не верь, но послушай любую симфонию,
Испытаешь возвышенных чувств полифонию:
Человечеству явлен спаситель небесный -
Моцарт, истинный Ангел с возвышенной песней.
На олимп музыкальный взойти стало доступным -
Покорил предел Моцарт, другим неприступный.
Человечеству явлен спаситель божественный -
Принёс музыку Моцарт в молитве торжественной.
Моцарт
Ирина Сидорова-Рижская
Слышишь?
Вечный, божественный Моцарт!
Ход гармоний прозрачен и строен.
Звуков кружево светлое ткется.
Он доволен судьбой? Он спокоен?
Он беспечен и весел обманно.
Это гению только под силу.
Сколько грусти в судьбе его странной,
Что вела его к общей могиле.
Но он вечен. Он - солнца посланник,
Откровение муз неземное.
Он явился, космический странник,
И ушел в измеренье иное.
Все должно навсегда измениться!
От жестокости мир погибает.
Моцарт - Феникс, чудесная птица,
Наши души от фальши спасает.
Красотой идеальных гармоний
Возвышает нас над суетою.
Жизнь - привычный нам ход церемоний,
Где так мало любви и покоя,
Освещает он светлой мечтою.
Моцарт
Света Колосова
Ночь сонный Зальцбург бережно качала,
Нежней шептались звёзды в вышине,
Казалось, небо в этот миг звучало,
Как бубенцы в январской тишине.
Шептали звёзды трепетно, хрустально,
В волненьи норовя с небес упасть,
Великую и радостную тайну:
Что Музыка сегодня родилась!
Над колыбелью звёздный звон кружился,
Младенец, сладко улыбаясь, спал,
И Ангел с высоты небес спустился,
И в светлый лоб его поцеловал.
Моцарт
Света Колосова
Спектакль "Маленькие трагедии" А.Денникова
Мгновенье тишины спугнуть не смея,
Зал замер в полумгле едва дыша…
Вновь трепетные пальцы Амадея
Коснуться белых клавиш не спеша.
Что музыка? Её не сжать в ладонях,
Она, как лучик солнечный, летит,
Как что-то вековое, неземное
Она живёт, пока она звучит!
Когда его бессонница томила,
На белый лист он ноты набросал,
Ту музыку, что сердце пробудила,
Он только лишь сегодня написал.
Иль триста лет назад...но если честно,
Что время? Я замру едва дыша,
Ведь знаю: в этой музыке небесной
Здесь и сейчас звучит его Душа.
Музыка Моцарта
Софрон Бурков
В ней тишина, хранящая прообраз
И чувств, и мыслей, и забытых снов,
Вещает не поэзией и прозой,
А звуком, говорящим всё без слов.
Мелодии, переплетясь в узоры,
Непринуждённо свой ведут рассказ
О том, как неуместны в жизни споры,
Которые навек поссорят нас,
О том, что мир прекрасен изначально
И не стремится к своему концу -
То радостно, то вдумчиво-печально,
Осанна воспевается Творцу!
И Моцарт, хрупкий, внешне некрасивый,
Являл надежды, словно солнца луч,
С рожденья наделённый светлой силой -
Играя, разгонять завесы туч.
А время было - преданное смуте:
Задумав бездуховность возрождать,
Её саму, скрывая мрачность сути,
Решили Просвещеньем называть.
Случилось вольных каменщиков братство,
Создавшее теорию свобод -
Мгновенно упразднив де-юре рабство,
Мечтаньями околдовать народ.
И Моцарт очарован красным словом,
Но до конца так и не смог принять,
Что чья-то, не Божественная воля,
Имеет право жизни путь менять.
Он звуками, услышанными свыше,
Спешил для нас запечатлеть тотчас
Гармоний лад, чтоб стали мы чуть ближе
К тому, что есть божественного в нас…
Отравлен Моцарт. Кем? Покрыто мраком.
Он не хотел служить невесть кому
И не умел быть яркою приманкой,
Злом не платил завистнику-врагу.
Он похоронен по разряду нищих,
Его богатство - лишь его душа.
Мы до сих пор его могилу ищем,
Но так ли уж она для нас важна?
Ведь Моцарт жив в сверкающей капели,
В приветливом журчаньи ручейка,
И в переливах соловьиной трели,
В шумах листвы, в рождении цветка.
Нас он зовёт услышать жизни радость
В заботах непрестанных день за днём.
И не менять её на слово «праздность».
Нас он зовёт - и мы к нему идём!
Моцарт
Элла Есырева
Наверняка все знают: Моцарт - гений!
Считает кто-то - он сошел с небес!
Вот Пушкин в час великих вдохновений,
Назвал его «счастливцем» из «повес».
Один чудак - знаток у новых русских,
Уверен был, как Моцарт что есть сил,
Всю музыку писал из очень узких,
Коротеньких мотивов для мобил.
Да, это тоже Моцарт - гений,
Но лишь для очень сереньких умов,
А для грядущих, новых поколений,
Он исполин! Основа всех основ!
И в страшном сне не снилось "эрудиту",
Блеск ярких образов сонат, симфоний, месс,
Не знал, что Амадей вошел в элиту,
Тех гениев, сошедших к нам с небес.
Спустился он на Землю верно, с неба!
Седьмой ребенок, чудо-карапуз,
Восторженный посланник бога Феба,
Любимец всех его прекрасных Муз.
Он ангел был «ужасный», непонятный,
В свой чопорный, сентиментальный век,
С трудоспособностью почти невероятной -
Загадкой скрытой для людей навек.
В натуре Моцарта звучали диссонансом
Великодушие, отчаяние, сарказм,
Мажорный взгляд с минорным резонансом,
Терпенье, лень… еще любви соблазн…
Объездил Моцарт чуть не всю Европу,
Не мог сидеть на месте он когда,
Подобно непокорному потоку,
Неслись неукротимые года.
Словно дитя гнал череду событий,
Стремглав меняя кадры, как в кино,
Как будто знал, что время для открытий,
Ничтожно мало в жизни у него.
Казалась жизнь вокруг такой прекрасной,
Но изменить судьбу никак нельзя,
И как бы участь не была ужасной,
Пришлось смириться с данью бытия.
Был час ночной, когда он отвернулся
К стене холодной, перестав дышать,
И умер. Мир не содрогнулся.
Не стал никто терзаться и страдать.
На кладбище святого Марка божья сень
Навек сокрыла холм могильный.
Исполнен слез его был ссудный день,
И даровал покой Господь всесильный.
Случилось, что желало провиденье,
И погребальной песни отзвучал мотив.
Врагам отправлено напрасное прощенье,
Как в тайну исповеди - злой речитатив.
Что перед нами - рок, судьба, другое?..
Иль месть врагов за то, что был велик?
Или в «Волшебной флейте» роковое
Величье чувств он с легкостью достиг?..
Но только лишь в двадцатом веке,
Осмыслил Мир душевный драматизм,
Что все творенья солнечного света,
Скрывали его внутренний трагизм.
И двадцать первый век еще, быть может,
Раскроет тайных преступлений след.
Лишь только музыка понять его поможет,
И только музыка нам даст на все ответ.