Первое, что надо отметить – изменение в последние годы симптоматики клинических проявлений наркомании и токсикомании.
Это связано, прежде всего, с расширением арсенала токсикоманических одурманивающих средств. Наркомания – это бизнес для дельцов, которым нет дела до здоровья. Сотни подпольных лабораторий, талантливых одаренных ученых, устремленных к легкому, но криминальному обогащению, открывают и внедряют все новые, сильно действующие препараты, не «отпускающие» любопытных после 2–3-кратных приемов внутрь этих веществ.
Поэтому первоочередное поражение мозга и осложнения, которые фиксируются, в первую очередь, у подростков (вспоминайте – молодежь стремится к новым сильнодействующим препаратам), трудно диагностировать и начать целенаправленную профилактику.
Бесспорно, что пристрастие к одурманивающим средствам развивается не вдруг и не на голом месте.
Это длительный период, когда у подростка формируются личностные сдвиги, внешне проявляющиеся в поведенческих отклонениях и расстройствах.
Причины, как мы отмечали выше, генетические, а также дефекты в воспитании, воздействие микросферы, «протест» против навязываемых подростку требований в семье и школе. Сюда можно отнести и личностную ущербность, желание быть «причастным к избранным», избравшим для этого свой жаргон, стиль жизни и манеры поведения.
При первом приеме под воздействием «опытных лидеров» одурманивающие вещества, как правило, неприятны и болезненны для организма.
Но в дальнейшем наступает синдром токсикомании – синдром патологического влечения (лекарственная зависимость).
На этом этапе происходят изменения психики в виде эйфории или абстиненции, вегетативных сдвигов, понижения настроения, раздражительности. Этот период родители должны заметить раньше, чем педагоги или уже милиция и врачи, и обратиться за помощью.
Когда начинается органическое поражение мозга (слабоумие, эпилептиформные расстройства, изменения личности), подростки теряют контроль за дозой и, оглушенные, одурманенные, доводят себя до смертельного отравления.
Изменения нервной системы возникают рано, в первые месяцы приема наркотиков.
На этом этапе наблюдаются головная боль, нарушение сна, лабильность пульса и артериального давления.
Синдром паркинсонизма чаще встречается при использовании самодельных или синтетических наркотических средств.
В отдельных научных сообщениях США и других стран описаны случаи паркинсонизма у молодых наркоманов, употребляющих героин.
Тяжелый период, особенно при абстинентном синдроме, длится 8–10 дней и характерен разнообразной симптоматикой – рвота, понос, ноющие боли, «ломка» выкручивающего характера суставов и мышц, чувство страха, тревога.
Соматическая патология при наркоманиях имеет также свои особенности.
Поражение сердца, сосудов, легких, желудочно-кишечного тракта, систем крови, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – весь «букет .заболеваний» характерен для наркомана.
В 80% случаев причинами смерти больных наркоманией является передозировка препаратов. Коматозное состояние ослабленного организма ведет к анафилактическому шоку и мгновенной смерти наркомана.
Где же источник зелья?
Употребление наркотиков человеком проявляется в виде инициативы (прямо или косвенно) под влиянием испытанного ощущения, т.е. они сами ищут случая. И, как правило, находят.
Как правило, наркоманом становятся не путем принуждения (хотя существуют и такие не единичные случаи), а добровольно. Мы говорили об этом.
Любопытство, традиции в определенных географических районах, зависимость от «опытных», неизведанная информация в ощущениях, генетическая предрасположенность и вседозволенность – толкают молодых людей к торговцам наркотиками.
Их источник неиссякаем. В качестве примера позвольте описать самый последний случай, который можно занести в книгу рекордов Гиннесса.
...Осенью 1991 года в Москве был обнаружен новый сверхмощный наркотик, получивший название «крокодил» Сила нового, неизведанного препарата оценивалась специалистами, как в 5000 раз превышающая действие морфина и в несколько раз «мощнее» цианистого калия!
Запаянный в самодельные ампулы, он содержал примеси фосгена, что отягощало его действие на организм. Передозировка хотя бы на 0,05 мл при инъекции – грозила моментальным смертельным исходом.
При этом интересно, что только эксперты ООН смогли расшифровать наркотик (Чайно Уайт – «крокодил»), синтезированный в России.
И только спустя 3 года компетентные органы после 2-летнего отслеживания обезвредили преступную группировку в Казани и Москве, которая контролировала изготовление этого препарата.
Не вдаваясь в подробности, которые, кстати, были показаны 30 декабря 1996 года по ЦТ (программа НТВ), скажу, что одной пачки (15 ампул) было бы достаточно, чтобы умертвить все население Москвы при употреблении питьевой воды с этим зельем.
Так вот, оказалось, что это мировое открытие в виде синтеза нового препарата сделали члены сборной команды России по химии (есть оказывается и такая сборная), победители Всемирной берлинской универсиады – студенты химического факультета МГУ и Казани.
Многие из сокурсников, включая аспирантов, были задействованы в этом бизнесе. Мировое открытие в условиях почти домашних! Этот препарат изготавливался в арендованной для этих целей квартире в Химках, которая была быстро вычислена преступными группировками и строго контролировалась.
Гениальные, иначе не назовешь, студенты и аспиранты, которые могли бы стать учеными с мировым именем,– теперь в тюрьмах.
Но ...самое страшное – лишение свободы гениальных молодых химиков – это полдела. Опасения органов в том, что уголовный мир может создать лаборатории и там, а это безналоговый подпольный бизнес. Мафия может, к сожалению, пока все, и это пугает и страшит.
Вот такой жизненный пример, который показывает, откуда берутся наркотики и как они делаются, чтобы обогащаться одним и умертвлять других.