Валеология (valeologia – лат здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный проф. И.И. Брехманом в 1980 г., оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформляется в науку – науку фундаментальную и необходимую, в первую очередь, своей нужностью для людей, которые хотят посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения.
Это, в первую очередь, относится к студентам педагогических вузов, ибо будущая трудовая деятельность педагога – это проблема научить, обучить, привить навыки и умения своим ученикам, как правильно, вернее, как нужно и необходимо сохранить свое здоровье. Это – основа существования, творческая жизнь, жизнь созидательная, встреч, радостей и огорчений, жизнь – ради чего ты родился и должен жить.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека: может ли он отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом, которые были посильны для него до болезни? Думаю, ответ будет четким и однозначным – нет, ибо в настоящее время он не здоров.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Необходимо со студенческой скамьи осознать полученную Вами на лекциях информацию и постараться сделать это постулатом всей жизни, помня, что здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Организм человека наделен приспособительными и компенсаторными возможностями, данными ему эволюционным развитием. Человек, как homo sapiens – высший и наиболее сложно организованный продукт не только биологической, но и социальной эволюции. И здесь хорошо вписываются строки из поэзии Фирдоуси (X в. н.э.): «В цепи человек стал последним звеном и лучшее все воплощается в нем», т.е. процесс продолжается и в дальнейшем нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позиции человека – быть не только самому здоровым, но и иметь здоровым будущее поколение, иметь здоровых детей, внуков и правнуков.
Науке известно, что здоровье генетически обусловлено.
В XX веке общество «трясло» от различных политических событий, связанных прежде всего с войнами, различными сменами политических и экономических режимов, перестройками и т.д.
Первые показатели по детям.
Страна быстро «стареет», поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.
В последние 2 года (1995/96 гг.) рождаемость в России упала, по сравнению с 1987 г., зато резко возрос уровень смертности детей старше 1 года (за 3 года более, чем на 35%).
Структура причин смерти детей такова: ведущее место занимают несчастные случаи, отравления и травмы, на долю которых приходится 41,6% всех случаев смерти детей в возрасте 1–4 лет, 76% случаев смерти подростков 15–19 лет (результат «социальных сокращений» дошкольных учреждений, спортивно-технических и художественных школ и реформы школьного образования); итог – почти 2 млн. детей оказалось на улице...
В структуре смертности трудового потенциала общества доминируют не сердечно-сосудистые и злокачественные заболевания, а как говорилось выше, несчастные случаи и травмы (38%) и младенческая смертность (19,8%).
Что же собой представляет понятие «здоровье»?
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.
Академик Лисицын Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный фактор – медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:
I. Характер активности людей – интеллектуальная, физическая.
II. Сфера активности – трудовая, внетрудовая.
III. Виды (формы) активности – производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.
Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.
Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища.
В 1977 году Всемирная ассамблея здравоохранения, являющаяся высшим руководящим органом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определила, что главной социальной целью правительств и ВОЗ должно быть достижение всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта идея была выражена в девизе: «Здоровье для всех к 2000 году!».
Итак, европейская политика охраны здоровья состоит из 38 задач и включает следующие разделы:
– Будущее здравоохранения в Европе.
– Достижение лучшего здоровья.
– Здоровая окружающая среда.
– Соответствующая медико-санитарная помощь.
– Стратегия развития в целях достижения здоровья для всех.
С учетом рекомендаций ВОЗ в июле 1993 года в России был принят Закон «О здоровье», где разработана национальная программа «Здоровье для всех к 2000 году».
Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т.д.
Педагогам небезынтересно знать медицинские термины, которыми определяется или характеризуется состояние здоровья и проявление болезни человека: Так, в развитии болезни обычно различают 4 стадии:
1) латентный период (скрытый);
2) период продромальных явлений (от появления симптомов болезни);
3) период разгара болезни (полное развитие характерной для данной болезни клинической картины);
4) период окончания болезни (исходы болезни (выздоровление, рецидив, переход острой формы в хроническую, смерть).
Напомим о некоторых медицинских терминах, которые важно знать и правильно трактовать при изучении валеологии.
Санология (лат. здоровье, здоровый) – наука, концепция о здоровье, его охране, укреплении, умножении и воспроизводстве, о здоровье как общественном богатстве и потенциале общества – общественное здоровье (Ю.П. Лисицын, 1992).
«Стиль жизни» – с этим термином Вам придется часто встречаться в своей педагогической деятельности. В Европейской терминологии, публикациях из США, Канады, др. стран Западного полушария этот термин (греч. – палочка, стержень) характеризует тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. Например, «аристократический», «спартанский» стиль жизни. Стиль жизни характеризует индивидуальность. Например, отдельные социальные группы молодежи (стиляги, диссиденты или современные хиппи, панки, металлисты) на определенном этапе своего возраста вели свой стиль жизни.
Смертность, как явление, характеризует процесс убыли населения вследствие смерти.
Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого из них.
По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, ОЖ формирует здоровье и занимает примерно 50–55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:
– экология (влияние внешней среды) – 20–25%;
– наследственность – 20%;
– здравоохранение – 10%.
Существуют и другие различные модели, где скрупулезно показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека. О неблагоприятном воздействии загрязнения окружающей среды на состояние здоровья человека Вам придется слышать и читать в различных источниках, в том числе на лекциях по экологии.
Обратили ли Вы внимание, какое значительное место в сферах образа жизни отводится медицинской активности? Пути формирования ЗОЖ вытекают из его функциональной структуры, а «открывашкой» – ключом, как правило, является медицинская активность, т.е. деятельность личности, направленная на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья или, как подчеркивает академик Лисицын Ю.П.,– «медицинскую активность со знаком плюс».
Как же трактуется понятие медицинской активности, а вместе с ней и понятие «высокая и низкая медицинская активность»?
Итак, медицинская активность – это наиболее характерная, типичная для определенного исторического периода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному, персональному) и других людей (общественному) здоровью.
Строгий, ритмичный режим труда и отдыха – одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности.
Например, педагоги и преподаватели работают по расписанию в определенные часы и дни неравномерно, рабочие связаны с работой по сменам. Труд и отдых работающих в условиях экстремальности и вредности отличается от рабочих и служащих, которые выдерживают в основном график 30–40-часовой недели. И совсем неординарен труд вахтовиков, работающих по 12 часов через 12 дней по 15 дней или по 30–45 с таким же промежутком отдыха. Кстати, этот труд в условиях России экономически оправдан и широко распространяется в топливно-энергетическом комплексе (регионы нефтегазодобычи на Крайнем Севере), при строительстве в г. Москве (окружная автодорога, промышленное и жилищное строительство).
Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это – физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами.
Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические же недосыпания способствуют так называемой сшибке – появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.
Напомню, что вопросам питания в настоящее время, как фактору, влияющему на здоровье, придается огромное значение. Вспоминайте о трех китах, на которых, как на опоре, держится здоровье. «Никто не должен преступать меры ни в пище ни в питье»,– провозглашал Пифагор, а мыслитель Сократ предостерегал: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
Этими высказываниями мне хочется привлечь Ваше внимание к отдельным, наиболее важным фрагментам науки о питании и современному подходу к видам питания. Наука о питании имеет свою давнюю историю.
Пиры известного римского полководца и гурмана Лукулла (около 117–56 гг. до н.э.) вошли в историю кулинарии как процесс изобилия, переедания и расточительства. Отсюда выражение «лукуллов пир».
Достоверно известно, что в русской кухне имелось обилие овощных, крупяных и молочных блюд, тех, что в настоящее время так интересуют сторонников низкокалорийного вегетарианского питания.
Известны имена ученых, философов, писателей, не потреблявших мяса. Это Пифагор, Эпикур, Платон, Плутарх, Вольтер, Байрон, Бернард Шоу, Илья Репин, Лев Толстой и др.
Одни мотивировали отказ от мясной пищи философски – «Я никого не ем». Другие избавлялись таким способом от болезней, излишнего веса, для сохранения здоровья и повышения работоспособности. А Плутарх прямо утверждал – «ум и мыслительные способности тупеют от мяса».
В вегетарианской школе существует много учений и течений. По названиям – сыроеды, листоеды, малоеды – они отражают то, что употребляют в пищу. Одни употребляют только овощи, фрукты и зелень (строгие «крутые» по современной терминологии – вегетарианцы, веганы, листоеды); другие добавляют в питание злаки, орехи, мед; третьи – молоко и яйца, рыбу, масло (сторонники безубойного питания). Обычаи православия и других вероисповеданий во время постов выявляют потенциальных вегетарианцев. Вегетарианства придерживаются почти все касты и школы йоги.
Здоровье человека прямо оказывает влияние на продолжительность жизни. Общеизвестный факт: долгожители, как правило, не страдают не только врожденными, но и приобретенными в течение всей жизни заболеваниями.
Наша жизнь, как замечает Джоан Коллинз, представляет собой пьесу, состоящую из трех актов. Первый акт – от рождения до тридцати лет – молодость. Второй – от тридцати до шестидесяти – «возраст, зрелости». Третий – от шестидесяти и дальше.
В театре самым захватывающим считается третий акт. А в жизни? Кстати, к третьему акту мы вернемся чуть позже.
Всеми признается, что закономерно наступающие в течение жизни биологические процессы и изменения ведут к старению организма.
Зависит ли долгожительство от исторической эпохи, а проще – от социально-политического строя общества? Да! Социально-политическая и экономическая формация прежде всего влияет на личность, на состояние психики и непосредственно на здоровье. Отсюда и возможности прожить долго или «сгореть» от наслоения эндо- и экзогенного влияния и различных стрессовых ситуаций.
Предельный возраст жизни в эпоху античного мира был равен 36 годам, в средних веках – 40 лет, в середине XIX века – 48 лет, достигнув в XX веке 65-летнего рубежа. Как Вы помните, я говорил Вам, что средний возраст продолжительности жизни в России 71,1 год у женщин и 57,3 года у мужчин, и мы стоим на 14-17 месте в мире по этому показателю (?!).
Влияют ли образ жизни, характер питания, двигательная активность, регион проживания, национальность, врожденные особенности, индивидуальные различия на старение? Безусловно! Здесь не возразишь. Это подтверждают статистические данные и данные различных научных школ по геронтологии.
Да, визуально один человек в 50 лет выглядит сравнительно молодым, а другой такого же возраста «носит» на себе печать преждевременной дряхлости.
Существует понятие физиологической и преждевременной старости. Я не буду внедряться в физиологические процессы старения, о них Вы услышите на лекциях по возрастной физиологии. Хотелось бы более наглядно показать Вам на примере основного обмена, как снижаются энергетические затраты в состоянии покоя, в зависимости от возраста утром натощак, приведенные профессором С.П. Летуновым и Р.Е. Мотылянской.
Итак, до 9-летнего возраста интенсивность основного обмена достигает 55 ккал в час на 1 квадратный метр поверхности тела, к 29 годам – 40, к 49 годам – 37, к 60 годам – 34, к 90 годам жизни – 32 ккал.
Отчего одни люди живут дольше других? Существуют ли «секреты» долгожительства и можем ли мы с вами ими воспользоваться? Эти вопросы часто задают не только молодые люди, но и люди преклонного возраста.
Систематическое изучение продолжительности человеческой жизни началось в конце XVII века, и начало этому положил английский астроном Эдмунд Галлей, тот самый, что открыл комету Галлея, пытаясь вывести математическую закономерность, которая позволила бы определить возможную продолжительность жизни.
Галлей взял данные о смертности жителей польского города Бреслау, в ту пору входившего в состав Германии, и составил так называемую «таблицу жизни», которой было видно, сколько человек умирали в том или ином возрасте. По расчетам ученого, ожидаемая продолжительность жизни жителя Бреслау в среднем составляла 34 года.
В XVIII–XIX столетиях науку о продолжительности жизни значительно продвинули вперед математики, работавшие в страховых компаниях. Первым математиком, составившим «таблицы жизни» для страховых компаний, был Джейм Додсон.
В настоящее время существуют различные классификации возрастов. В зависимости от накопленных и обоснованных исследований (биохимических, цитологических, геномолекулярных и т.д.) идет незначительная корректировка этих градаций. Напомню, что они делятся на младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст, пожилой и долгожительство.
Изменения при физиологическом старении, которые происходят в организме, общественны. Это и возрастной склероз, ослабление функций органов внутренней секреции (щитовидная железа, надпочечники, половые железы). Выявляются изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой системы.
Происходят болезненные изменения (порой до симптомов невроза) у женщин и в меньшей степени у мужчин – так называемый климакс, когда происходит угнетение функций половых желез. Изменение умственной работоспособности в виде снижения памяти, повышенной утомляемости, ослабление отдельных функций организма. Потеря профессиональных навыков происходит, как правило, у людей пассивных, предъявляющих к своему организму слишком большие теоретические требования.
Пожилым людям для поддержания и сохранения всех угасающих физиологических процессов необходимо систематически поддерживать себя в двигательном режиме. Правильный режим труда и отдыха, целенаправленная двигательная (физическая) нагрузка, закаливание с использованием естественных факторов природы, безусловно, окажут положительное воздействие на организм, чем продлят активное долголетие.
Почти не существуют противопоказания к дозированным физическим упражнениям в любом возрасте.
Борьба за здоровье немыслима без физического развития и выполнения всех правил, постулатов здорового образа жизни.
А если человек с молодости не в ладах с двигательной активностью, частенько нарушал режим питания, злоупотреблял крепкими напитками и курением, рисковал (целенаправленно с возгласом: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского»), испытал стрессовые ситуации в жизни, вел «антидинамичный образ жизни», большую часть своей жизни прожил в условиях экстремальной работы или экстремальном экологическом беспределе (Крайний Север, пустыня, загрязненная экосреда и т.д.)?
Анатомическое строение как мужчины, так и женщины известно, напомню, что они имеют не только различия, но и определенные сходства.
Сходство не случайно. Оно имеет глубокие корни. В зародыше у женщин и мужчин половые системы развиваются из одного зачатка. Некоторое время пол дифференцировать невозможно, и лишь на 3-м месяце внутриутробной жизни начинают проявляться половые различия, которые в дальнейшем выделяются все рельефней и обуславливают не только анатомические, но и физиологические особенности пола.
Например: у женщин сравнительно меньше рост и вес, чем у мужчин, более округлые формы тела. Это легко объяснимо: у девочек раньше наступает половое созревание. В период наступления менструаций – их половые органы активно продуцируют гормоны (антагонисты роста), происходит нарушение обмена веществ – увеличиваются молочные железы и жировая прослойка (округлость).
Как правило, для женщин свойствен грудной тип дыхания (что важно во время беременности), а для мужчин – грудобрюшной тип дыхания.
Исходя из анатомо-физиологических и психоэмоциональных изменений, происходящих у человека в процессе полового созревания и развития, что является темой нашей лекции, необходимо напомнить о 5 больших периодах всей ЖИЗНИ человека: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Наиболее предпочтительной схемой полового развития у человека является описанная И. Юндой, Ю. Скрипкиным, Е. Марьясисом в 1986 году, которая представлена в табл. 2.
Как видно из представленной таблицы, по сомато-сексуальному развитию мужские и женские организмы отличаются.
Формирование половой функции у женщин наступает на 1–3 года раньше, как и увядание и старение, в отличие от мужчин, и разрыв составляет уже от 6 до 10–15 лет. Эта физиологическая особенность зависит от национальных признаков и места региона, где происходит основной период жизнедеятельности женщин.
Происходит примерно в той же последовательности.
Первый период полового развития у девочек продолжается до 8 лет, т.е. полный покой половых желез.
Рост, формирование и другие особенности организма девочек происходят под действием гормона роста (передней доли гипофиза), а также гормонов щитовидной, зобной и шишковидной желез.
Психологически, как и мальчики,– стремление к играм (скакалка, классики), стремление к обществу независимо от пола.
В препубертатном возрасте (9–11 лет) начинают продуцироваться гормоны, стимулирующие функции половых желез. И здесь, как мы говорили раньше, играет роль регион проживания, национальность и т.д., связанных с активностью половых желез (раннее созревание) – повышается жировой обмен, увеличиваются в объеме бедра, ягодицы, молочные железы, которые увеличиваются, набухают и пигментируются. Происходит увеличение матки и оволосение лобка. Костно-мышечная система заметно развивается, поведение меняется, обособление (застенчивость) от мальчиков в играх, забавах, спорах.
СПИД – одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце XX века. Дело не только в том, что в настоящее время в мире официально зарегистрировано более 250000 больных (половина из которых уже погибла) и многие миллионы инфицированных.
СПИД – это сложнейшая научная проблема. Возбудитель СПИДа – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – относится к ретровирусам, т.е. вирусам, гены которых могут встраиваться с геном человека, например: с геном клеток крови – лимфоцитами, или клеток мозга. До сих пор неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток человека от чужеродной информации.
ВИЧ можно выделить из семенной жидкости, секрета шейки матки, лимфоцитов, плазмы крови, спинномозговой жидкости, слез, слюны, мочи и материнского молока. Отсюда не следует, что все эти жидкости могут переносить инфекцию, т.к. концентрация вируса в них существенно различна. Реально инфекционными являются: сперма, кровь и, возможно, секрет шейки матки.
Обычным путем распространения вируса во всем мире являются половые контакты как оральные, так и вагинальные. Другой путь передачи вируса – через зараженную донорскую кровь или ее компоненты, а также донорские органы и сперму.
Кроме того, вирус может передаваться между лицами, употребляющими наркотики, через общие иглы многоразового использования, при лечебных процедурах или же от матери ребенку.
Оказавшись в организме, вирус внедряется в чувствительные клетки. Примерно через 2-4 недели после внедрения ВИЧ у половины зараженных появляется лихорадка, длящаяся от 2 до 10 дней, увеличиваются лимфатические узлы, печень и селезенка, снижается количество лимфоцитов крови. Затем все проходит будто бы бесследно: инфицированный человек ни на что не жалуется. Однако через несколько месяцев, а чаще – лет, у него медленно, но неуклонно начинают обнаруживаться симптомы заболевания.
Обычно, прежде чем развернуться полной картине заболевания, у больного наступает пред-СПИД: постепенно повышается температура до 38–39 градусов по Цельсию, отмечается обильное потоотделение, особенно в ночное время, резкая утомляемость, ощущается разбитость, исчезает аппетит. Важный, а то и самый ранний признак – стойкое увеличение размеров лимфатических узлов: шейных, подчелюстных, затылочных. Но, как правило, не паховых.
Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей.
Молодые люди, чаще подростки, пробуют употреблять наркотики в первую очередь с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе.
Подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками (алкоголь, курение, каннабис – марихуана, киф, гашиш) в компании своих сверстников или старших по возрасту и опыту людей, имеющих уже так называемую лекарственную зависимость.
Подросток пробует какой-то препарат или курит травку, находясь под воздействием одурманивающего действия и психологии «стадного чувства», постепенно втягивается в этот процесс. И после 3–4-го раза он ощущает тягу к препарату и независимо от своей воли ищет возможность вновь и вновь ощутить это неестественное состояние души и тела.
Вредными привычками, а точнее пагубными, считаются такие, которые мешают или не дают возможность человеку в течение жизни успешно реализовать себя как личность.
В основе формирования этих привычек лежит пассивная роль, в первую очередь, родителей, старшего поколения – в лице близких и родных, воспитателей, учителей, друзей и «повседневного» окружения подростка.
Как правило, вредные привычки делят на три категории – в зависимости от того на что они направлены:
1) на самого себя;
2) на других людей;
3) на окружающие человека предметы.
Особенности личности, темперамента, социального окружения и психологической атмосферы, в которой пребывает молодой человек, способны оказать положительное или отрицательное воздействие на его привычки.
Специалистами определены и сформулированы многочисленные причины, вызывающие развитие лекарственной зависимости характерные для молодых людей. Рассмотрим их кратко:
– проявление скрытого эмоционального расстройства, стремление получить мимолетное удовольствие независимо от последствий и ответственности;
– преступное или асоциальное поведение, когда имеет место погоня за удовольствием вопреки общественным традициям и законам;
– лекарственная зависимость, как попытка самолечения:
В различных географических регионах мира существуют возрастные градации, когда молодые люди начинают применять наркотики.
Наибольшее число случаев употребления наркотических веществ приходится на юношеский возраст.
Приобщение к наркотикам в нашей стране, что характерно и для других европейских стран, начинается в подростковом возрасте. Все начинается с табака, алкоголя, летучих растворителей (токсикомания) и каннабиса.
Затем идет следующий этап – амфетамин, кокаин, барбитураты и другие синтетические препараты. Все зависит от социального статуса, материальных возможностей и окружения.
Личные мотивы, о которых мы говорили выше, также связаны с возрастными особенностями.
В жизни и педагогической деятельности Вам неоднократно придется сталкиваться с родителями, которые напрочь отрицают приобщение своих чад к употреблению наркотиков – ...«что Вы, Алла Сергеевна, мой Алик иногда покуривает, но ... упаси боже, даже страшно подумать, нет и нет. Мы следим, почти ежедневно обнюхиваем, внушаем! Вот в семье N ... да, там собираются подростки, и какие-то смирные ходят! А наш Алик – нет!»
Примерно такие же монологи можно услышать в школе, поликлинике и даже в милиции.
Действительно, даже врачи общей практики не могут распознать иногда проявление наркотической интоксикации и абстиненции (потребности «похмелья»), дифференцировать соматические заболевания и соматические поражения, вызванные потреблением наркотических средств.
Первое, что надо отметить – изменение в последние годы симптоматики клинических проявлений наркомании и токсикомании.
Это связано, прежде всего, с расширением арсенала токсикоманических одурманивающих средств. Наркомания – это бизнес для дельцов, которым нет дела до здоровья. Сотни подпольных лабораторий, талантливых одаренных ученых, устремленных к легкому, но криминальному обогащению, открывают и внедряют все новые, сильно действующие препараты, не «отпускающие» любопытных после 2–3-кратных приемов внутрь этих веществ.
Поэтому первоочередное поражение мозга и осложнения, которые фиксируются, в первую очередь, у подростков (вспоминайте – молодежь стремится к новым сильнодействующим препаратам), трудно диагностировать и начать целенаправленную профилактику.
Бесспорно, что пристрастие к одурманивающим средствам развивается не вдруг и не на голом месте.
Не вдаваясь в исторический экскурс появления табака, его приема, характера изготовления и т.д., приведу примеры вреда для здоровья. Только факты!
Доказано, что курение играет большую роль в развитии многих заболеваний, основными из которых являются: ишемическая болезнь сердца, рак легкого, хронический бронхит и эмфизема. Кроме этих болезней, часто вызывающих смерть, курение приводит к стойкой нетрудоспособности в результате болезней сердца, сосудов и органов, расположенных в грудной клетке.
Воздействие курения на здоровье человека определяется индивидуальными особенностями каждого курильщика. Последствия курения вредны, но появляются они через много лет, поэтому связь с этой вредной привычкой не является очевидной. Многие из Вас скажут:
«...курю, курю много, давно ...пока никаких патологических сдвигов в организме не наблюдается...»
Основной причиной смертности среди курильщиков является коронарная недостаточность и вызванные этим явлением заболевания сердечно-сосудистой системы.
Затем идут следующие заболевания – рак легкого, рак ротовой полости, гортани и пищевода, другие формы рака, бронхит и эмфизема, септические язвы и другие.
Среди женщин смертность во всех приведенных случаях (время начало курения, число выкуренных сигарет в день, заболевания) ниже, чем у мужчин.
Это объясняется тем, что женщины начинают курить значительно позже, чем мужчины, курят меньше и реже затягиваются. Для современных женщин главное – форма абстрактного курения, а не получения какого-то удовольствия. Сам факт, что она современна и достигла самоутверждающего «шарма», главенствует и предопределяет ее поведение.