Основное меню
Разработки уроков
Начальные классы
- К урокам русского языка в начальной школе
- Литературное чтение
- Математика в начальной школе
- Окружающий мир
- Занимательная физика для учеников начальных классов
- Проверяем знания учеников начальных классов
- Уровневая адаптация младших школьников к условиям обучения
- Развивающие игры для младших школьников
Русский язык
- Русский язык. Просто о непростом
- Русский язык в школе
- Этимология
- Фонетика. Орфоэпия. Графика
- Лексика и фразеология
- Учитель русского языка - коллегам
- Грамматика русского языка
- Развитие речи
- Занимательная стилистика
- Синтаксис и пунктуация
- Задания по русскому языку
- Занимательный русский язык
- Исследовательские работы по русскому языку
- Итоговая проверка знаний по русскому языку
- Типовые задания ВПР по русскому языку для 5 класса
- Игровые технологии на уроках русского языка
- Типовые тесты ЕГЭ по русскому языку
Литература
- Учителю литературы
- Литература в школе
- Внеклассные мероприятия по литературе
- Книги
- Учебный справочник "Русские писатели ХХ века"
- Изучение творчества Гоголя
- Работа по развитию речи
- Изучение творчества писателей и анализ их произведений
- Педагогический контроль по литературе
- Проверочные работы по литературе
- Викторины по литературе
- Викторины по роману Пушкина "Евгений Онегин"
История
- История в школе
- История мировой цивилизации
- Энциклопедия школьника "Герои мировой истории"
- Правители России
- История России
- Памятки по всеобщей истории
- Всемирная история
- Рабочие материалы к урокам истории
- Тесты по истории России
- Опорные конспекты по истории
- КИМ по истории
- Тематический контроль по истории России. 6 класс
- Проверка учебных достижений
- Тренажер по истории
- Практикум по подготовке к ОГЭ по истории. 9 класс
- Тесты по истории в формате ЕГЭ
Обществознание
Биология
- Справочники юного биолога
- Биология в школе
- Ботаника
- Зоология
- Анатомия
- Контроль знаний по биологии
- Задания по биологии
- Общая биология
- Лабораторные работы, практикумы и опыты по биологии
- Занимательные опыты по биологии
- Экология
- Занимательные факты по биологии
- ВПР по биологии
- Игровые технологии в преподавании биологии
География
- География в школе
- Иллюстрированная энциклопедия "География в вопросах и ответах"
- Природоведение. 5 класс
- Рельеф земной поверхности
- Знакомство с природой тропиков
- Энциклопедия школьника "Австралия и острова Тихого океана"
- Загадки неживой природы
- Тематические задания по географии
- Викторины по географии
- Конкурсы и соревнования для юных географов
- Подготовка к ВПР по географии. 10 - 11 классы
Математика
- О, математика!
- Методическая копилка учителя математики
- Математика в школе
- Математический тренажер
- Задания по математике
- Задачи по математике
- Самостоятельные работы по алгебре
- Геометрия
- Контрольные работы по геометрии
- Тесты по математике
- КИМ по математике
- Внеклассная работа
- ВПР по математике
- Итоговые контрольные работы по математике. 9 класс
- ОГЭ по математике
Физика
- Справочник школьника по физике
- Эта простая сложная физика
- Физика в школе
- УМК по физике
- Занятные опыты по физике
- Проверочные работы по физике. 7 класс
- КИМ по физике. 9 класс
- Научные сказки по физике
- Задания по физике
- Тренировочные задания по физике. 8 класс
- Тесты по физике
- Контрольные работы по физике
- Практикум по подготовке к ЕГЭ по физике
Химия
- Химия. Замечательная наука!
- Химия в школе
- Химические вещества и элементы
- Рабочие материалы к урокам химии
- Сказки по химии
- КИМ по химии
- Забавные эксперименты по химии
- Задачи по химии
- Тесты по химии. 9 класс
- Контрольные работы по химии
- Типовые задания ВПР по химии. 11 класс
- Диагностика готовности к ОГЭ по химии. 9 класс
До начала 1970-х годов было распространено мнение, что чем выше сложность сообщества, тем выше его стабильность (см. «Равновесие»). Сложность в данном случае, грубо говоря, означает количество видов и степень связи между ними. Прямая связь между сложностью и стабильностью ощущается интуитивно — природные системы действительно кажутся нам довольно сложными — и это интуитивное предположение можно как будто доказать. Ведь чем больше количество видов в сообществе и чем активнее они связаны между собой, тем лучше система «гасит» отрицательные воздействия на нее окружающей среды.
Затем с помощью важных теоретических моделей было доказано, что верно противоположное мнение, то есть чем сложнее сообщества, тем они менее стабильны. Однако модели хороши только до тех пор, пока основываются на более или менее верных предположениях, а предположения, лежавшие в основе данных моделей, были весьма сомнительными. В недавнее время более реалистичные модели сконцентрировались на исследовании «слабых» взаимоотношений между видами. По всей видимости, для стабильности сообщества очень важно, являются ли эти «слабые» взаимоотношения постоянными, что способствует стабилизации, или же переменными, что усиливает нарушения системы. Коснувшись теоретических вопросов, перейдем к практике.
Что мы можем сделать, исходя из всех конфликтующих между собой теорий и практических наблюдений? Связь между сложностью и стабильностью зависит помимо всего прочего от того, каким образом измеряется стабильность, природа нарушений, степень взаимоотношений между видами и изменение этих взаимоотношений. Биолог Мэй, один из влиятельных авторитетов в этом вопросе, недавно сказал следующее: «Поскольку программа исследований продолжает развиваться, она отрицает любые обобщения» (Мэй, 1999). Это высказывание можно отнести к большинству, если не ко всем аспектам экологии сообществ.