Понятие «образование» является центральным, фундаментальным в педагогике. Введенное в ее научный оборот швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци (1746–1827) в значении «формирование образа», оно претерпело многочисленные интерпретации. Определения образования обусловлены различными контекстами (дидактическим, педагогическим, социологическим, цивилизационным, экзистенциальным, культурологическим и др.) и аспектами (образование как процесс, цель, результат, средство, условие, ценность, система и др.) анализа данного феномена.
В рамках педагогического анализа образование определяют следующим образом:
1. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.
2. Специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека.
3. Процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
4. Многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой.
5. Формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня.
Содержанием образования является система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником служит все многообразие культуры.
Качеством образования называют определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Измеряется его соответствием образовательному стандарту.
Под стандартом образования понимают:
1) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования;
2) содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.
Понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:
1) является способом социализации личности и преемственности поколений. Социализация – включает в себя такие процессы, как адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию. Человек становится личностью в процессе социализации. Естественно-культурные задачи социализации связаны с определенным уровнем физического и сексуального развития личности, соответствующими определенному возрастному этапу. При этом должны учитываться некоторые нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах);
2) является средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;
3) ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
4) обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.
Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Характер протекающих в нашем обществе процессов рождает большие проблемы в сфере образования. Помимо того, что проблемы связаны с социально-политической обстановкой в нашей стране, они связаны еще и с цивилизационной динамикой мирового масштаба.
Первый аспект заключается в том, что образование как институт государства должно выполнять его социальный заказ. Это возможно только в обществе с четкой перспективой, идеологией будущего развития. В нашей стране до сих пор наблюдается вакуум в этой сфере. Особенно остро это касается воспитательных стратегий, так как ориентиры пока не ясны. Кто же нам нужен: коллективист или индивидуалист, узкий специалист или человек широкой культуры, адаптированный субъект или трансцендентная (находящаяся за пределами сознания, недоступная опыту) личность?
Второй аспект связан с разворачиванием общемировых тенденций:
1. Геометрический рост развития технологического пространства.
2. Увеличивающаяся неравновесность окружающих нас систем, усиливающаяся их вероятностность и уменьшающаяся детерминированность (причинность, обусловленность) окружающего нас мира. Все это ставит перед образованием задачи не столько репрезентации знаний, сколько обучения способам их порождения. Институт образования обязан предвосхищать возможные варианты будущего развития. Поэтому очевидно, что между культурой и образованием, между жизненной средой и обучающей должны быть тесные связи.
Основной задачей образования как культурно-цивилизационного института является профессиональная психолого-педагогическая помощь ребенку в становлении его ответственности за самостановление, саморазвитие, самосозидание.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации провозглашает основными целями и задачами образования:
1) воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
2) разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
3) формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
4) экологическое воспитание, формирующее бережное отношение людей к природе;
5) подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности называется образованностью личности
Современный образовательный процесс характеризуется следующими чертами:
1. Гуманизация образования – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.
Конкретизация гуманистических подходов в образовании разрабатывалась А. Маслоу, Д. Олпортом, К. Роджерсом. В отечественной школе – это модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Культурно-гуманистические функции образования заключаются в следующем:
1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия;
2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
5) создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
Направленность на гармоничное развитие личности является важнейшей задачей современного образовательного процесса. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.
2. Гуманитаризация образования. Сегодня становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся разрывом между образованностью и обученностью. Доминирование технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманитарных основ в образовательной среде.
3. Информатизация образовательного процесса. П. Норманн отмечает, что средства передачи информации способны влиять на формирование психических структур. Например, печатный текст развивает аналитическое, предметное, иерархическое, рациональное мышление. Аудио-видеосредства дают эмоциональную, инсайтную, иррациональную основу мышления. Электронная среда формирует склонность к экспериментированию, гибкость, структурность.
4. Идеи непрерывности образования существуют на протяжении всей жизни человека. Это получение нескольких специальностей, углубление специализации, повышение квалификации, послевузовское образование.
5. Переход от репродуктивной к продуктивной учебной деятельности – эвристичность учебной деятельности, что характеризуется использованием интерактивных методов обучения.
6. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащегося.
Таким образом, функциями современного образования являются как адаптивная (приспособление к социокультурной ситуации), так и гуманистическая (развитие потенциала, творчества, уникальности каждого человека).
На современном этапе эти задачи могут быть решены за счет многоликости типов учебных заведений, моделей образования, авторских программ, существующих в настоящее время в отечественном образовании.
В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете немало интересных методических материалов по рассматриваемой теме.