Раздел «Синтаксис простого осложненного предложения» изучается в 8 классе. В школьном курсе рассматриваются следующие темы: «Предложения с однородными членами», «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» и «Предложения с обособленными членами». Как известно, эти темы довольно объемны в аспекте теоретического материала, который должен быть изучен школьниками, и сложны с точки зрения усвоения правил пунктуационного оформления указанных конструкций.
Цель нашей статьи — дать методические рекомендации по изучению (или повторению и обобщению) темы «Вводные и вставные конструкции», являющейся одной из наиболее сложных в разделе «Синтаксис простого осложненного предложения», а также расширить грамматические знания учителей. Работа над этой темой, на наш взгляд, должна осуществляться в три этапа: освоение теоретических знаний в рамках русской грамматической традиции; формирование практических умений и навыков; закрепление полученных знаний.
В отечественной грамматической науке вводные конструкции остаются традиционным объектом изучения: к ним обращались такие ученые, как А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.А. Богородицкий, A.M. Пешковский, А.А.Шахматов, В.В.Виноградов, М.В.Ляпон, П.А.Лекант, И.А.Мельчук, Л.Н.Иорданская и др. Представим основные наблюдения, касающиеся вводных конструкций, представленные в грамматических трудах разного времени.
А.Х. Востоков: между частями главного предложения может быть вставлено особое предложение, называемое вводным, которое не привязывается чем-либо к главному предложению и может быть опущено без нарушения смысла, например: Он, я думаю, скоро возвратится. Мы, вероятно, увидим его.
Ф.И. Буслаев говорит о вводных конструкциях как элементах предложения, которые «вставлены» в предложение без «всякой» видимой грамматической связи.
В.А. Богородицкий рассматривает предложения, которые, «будучи совершенно независимыми, вставляются в другое предложение без каких-либо связующих слов, это так называемые вводные предложения. При произношении они получают особый темп (чаще — более быстрый) и другую силу и тон (тише и ниже)».
А.М. Пешковский говорит о том, что вводные элементы подобны пуле, попавшей в организм, «они остаются... внутренне чуждыми приютившему их предложению». Он отмечает: «Вводные слова и сочетания потому не являются частями данной мысли,
что когда-то составляли часть другой мысли. Дело в том, что вводные слова и сочетания образуются из так называемых вводных предложений, т.е. предложений, вставленных в середину других предложений, но не соединенных с ними грамматически». А.А. Шахматов: вводные слова стоят вне предложения, вставленные в него, они могут быть устранены без нарушения смысла предложения, хотя и вносят в предложение определенное значение.
В.В. Виноградов выделяет особую лексико-грамматическую категорию слов, получившую наименование «модальных слов», которые получают свое значение только в предложении и выступают только в роли вводных членов, так как синтаксически и лексически стоят обособленно от других частей речи.
П.А. Лекант: вводные конструкции не имеют конкретного значения, им свойственно отвлеченное грамматическое значение. Так, в примере Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружинка (К. Паустовский) он отмечает у слова «очевидно» грамматическое значение предположения, т.е. выражение степени достоверности сообщения.
Главное в этих идеях состоит в том, что вводные конструкции:
1) являются предикативными единицами (равносильны предложению);
2) имеют отвлеченное значение (отношение говорящего к сообщаемому по степени достоверности, логический порядок мысли и т.п.);
представляют собой особую единицу, грамматически не связанную с основным предложением;
могут быть изъяты из основного предложения;
имеют особую интонацию.
Вставные конструкции вычленяются в работах В.В. Виноградова, А.Б. Шапиро, А.И. Аникина и др.; однако до сих пор в ряде специальных исследований они рассматриваются в составе вводных слов и предложений. В русской грамматике традиция совместного рассмотрения вводных и вставных конструкций держится на том структурном основании, что и те и другие грамматически не связаны с предложением, в которое они включены. В этой традиции большое внимание уделяется интонационному оформлению включенных конструкций. А.Н. Гвоздев пишет о том, что предложение может сопровождаться словами или группами слов, не включенными в непрерывную цепь слов. Это вводные слова и группы слов, которые относятся к предложению в целом в условиях слабой связи с ним, что отражается на интонации. Находясь внутри предложения, они разрывают свойственную ему интонацию как нечто инородное, прерывающее обычное объединение слов в предложении. Необычная интонация выражается в ускоренном темпе произношения и слабой ударности необычной группы слов, в произношении более низким тоном, что создает впечатление добавочности и инородности вводных слов в составе предложения. В.В. Бабайцева обращает внимание на наличие в составе предложений компонентов, связанных со всем предложением или отдельной его частью по смыслу и при помощи интонации. В качестве таких компонентов выступают вводные и вставные конструкции. Например: Юбилей Михаила Ивановича Жарова (его 60-летие) весь прошел на юморе, на улыбке, без которых, конечно, немыслимо его себе представить.
Школьный подход предполагает сопоставительное изучение вводных и вставных конструкций. В нашей методической статье мы считаем важным подробно остановиться не только на чертах сходства, но и на различиях между этими типами конструкций — главным образом на разной семантике, на разных возможностях синонимической замены сложными предложениями. Также мы предлагаем рассмотрение вставных конструкций в рамках художественного текста в связи с «образом автора» (понятие, введенное В.В. Виноградовым) — а именно способы сосуществования в предложении и тексте наблюдения и размышления, отношение между действием героя (персонажа) и мыслью и словом автора.
После изучения теоретического материала можно предложить учащимся записать в тетради алгоритм для анализа вводных слов и предложений. Алгоритм является ответом на вопрос: «Что нужно знать о вводных группах слов, чтобы провести их анализ?»
Образец алгоритма для анализа вводных слов и конструкций
Семантический тип вводной конструкции.
Структура вводной конструкции.
Способ включения в предложение.
Позиция в предложении.
Характер интонации.
Знаки препинания.
Далее приведем пример содержательной части схемы-алгоритма «Параметры анализа вводных слов и конструкций» в виде таблицы.
Параметры анализа | Характеристика типов |
1. Семантический тип (отвлеченное содержание) | 1) чувства, эмоции (к сожалению, к досаде, к ужасу, к удивлению, к счастью, на радость, странное дело, не ровен час и др.) |
| 2) оценка говорящим степени достоверности сообщаемого (очевидно, вероятно, конечно, несомненно, пожалуй, возможно, кажется, должно быть, разумеется, в самом деле, в сущности, по существу, надо полагать, думаю, допустим и т.д.) |
| 3) источник сообщаемого (по-моему, по слухам, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, мол, дескать, говорят и др.) |
| 4) связь мыслей и последовательность их изложения (отношения между частями высказывания) (во-первых, наконец, далее, наоборот, напротив, например, главное, таким образом, с одной стороны, с другой стороны, самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.д.) |
| 5) способ оформления мыслей (словом, так сказать, иначе, вернее, точнее, по правде говоря, другими словами, кроме шуток, честно говоря, между нами и т.д.) |
| 6) обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (поймите, вообразите, понимаешь ли, поверьте, согласись, извините и т.д.) |
| 7) оценка обычности сообщаемого (бывает, бывало, случается, по обыкновению и т.д.) |
2. Структура | 1) слово: — именное (существительное — по слухам, словом, кроме шуток; прилагательное — в общем, право; местоимение — к тому же); — наречное (конечно, бесспорно, вероятно, короче, вернее); — глагольное (думаю, казалось, говорят, вообрази, бывало, знать, признаться) |
| 2)словосочетание (короче говоря, по правде говоря, фигурально выражаясь) |
| 3) предложение: — односоставное (Ей мнилось; Мне помнится); — двусоставное (Сколько я себя помню; Насколько я могу судить; Как говорили мои родители) |
3. Способ включения в предложение | 1) без помощи союзов (Между нами говоря, ему сильно не везло) |
| 2) при помощи союзов или союзных слов (На охоте он был, как говорят, неудачником) |
4. Позиция в предложении | 1) начало предложения (Кстати, вот и он, легок на помине) |
| 2) середина предложения (Тут, говорят, дают балы) |
| 3) конец предложения (Насильно мил не будешь, короче говоря) |
5. Характер интонации | интонация понижения тона с отделением паузой от членов предложения |
6. Знаки препинания | Запятые, тире (К его радости, в гости к нему приехали родители; Задача — между нами говоря — была не из легких) |
Для проведения сопоставительного анализа вводных конструкций со вставными считаем целесообразным предложить таблицу «Параметры анализа вставных конструкций», которая поможет учащимся самостоятельно составить образец алгоритма для анализа вставных конструкций.
| |
Параметры анализа | Характеристика типов (выборочно) |
1. Семантический тип (конкретное содержание) | 1) комментарий автора из другого временного плана (например, из будущего): Мой младший брат увязывался с нами в дальние лыжные походы (из него потом вырос неплохой лыжник), учился ставить палатку и варить уху; Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами (В. Гаршин). |
| 2) информация, известная автору или предполагаемая им (например, причина наблюдаемого), в отличие от основного предложения, в котором информация черпается из наблюдения, доступного любому: Петро Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тетки) и стал молча пить чай (А. Чехов); Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хотелось еще что-то сказать), пошел в переднюю и остановился там в раздумье (А. Чехов). |
| 3) попутная или дополнительная информация того же ранга, что и в основном предложении: На маленьком озере — оно называлось Лариным прудом — всегда плавало много ряски (И. Тургенев); Иван Ильич за всю свою жизнь (ему недавно исполнилось 29 лет) влюблялся раз шесть (А. Толстой). |
| 4) комментарий автора по поводу собственных чувств или чувств своего героя, своеобразный диалогизм Быть может (лестная надежда!), укажет будущий невежда намой прославленный портрет (А. Пушкин). |
| Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест) (А. Пушкин) |
2. Структура | 1)слово Утром к ней явился посъслъный (с подарком). |
2) словосочетание При входе в институт мне встретился Сергей Иванович (мой коллега). | |
3) предложение: простое или сложное Решили встретиться в обед (обычно мы обедали вместе в кафе); В обед я поехала в магазин купить продукты (когда приезжал сын, мы ужинали вместе). | |
3. Способ включения | 1) без помощи союзов Яму для дерева мы выкопали быстро (грунт был рыхлый). |
2) при помощи союзных слов Моя неприкрытая голова (которая удивляла всех) заменяла мне шапку. | |
4. Позиция в предложении | 1) середина предложения В течение ремонта (он продолжался месяц) я жил у своего друга. |
2) конец предложения В темноте я шел осторожно (тропинка едва различалась). | |
5. Характер интонации | интонация «размыкания»: пониженный тон, ускоренный темп произношения, без логического ударения на словах или значительная пауза, темп, громкость, высота голоса как у самостоятельного предложения. |
6. Знаки препинания | 1)скобки Московская область (особенно юго-восточная часть) известна промышленными предприятиями. |
2)тире В течение дня мать не могла дозвониться до дочери — абонент был недоступен — и пошла к ней. | |
3)запятые |
Образец алгоритма для анализа вставных конструкций
Семантика вставной конструкции.
Структура вставной конструкции.
Способ включения в предложение.
Позиция в предложении.
Характер интонации.
Знаки препинания.
Теперь, когда дети получили в полном объеме материал для полноценного сопоставления вводных и вставных конструкций, учитель предлагает им выяснить черты их сходства и различия, ведь основная практическая цель урока и состоит в формировании навыков их сравнительного анализа. Формы работы, предлагаемые учителем, могут быть различными. Важно, чтобы дети на материале составленных таблиц четко уяснили для себя, в чем состоят различия между вводными и вставными конструкциями по разным параметрам их анализа.
Сопоставление таблиц № 1 и № 2 свидетельствует, что разница при характеристике вводных и вставных групп слов выражается в различной степени почти по всем пунктам схемы.
1) Наиболее ощутимой является разница в семантике вводных и вставных конструкций.
Вводные конструкции выражают неконкретные, отвлеченные значения, заключающие в себе отношение говорящего к сообщению: модальную оценку, логическое соотношение одной мысли с другой, и многие средства вводности лексикализованы (существуют специальные лексемы или формы, см. категорию модальности В.В. Виноградова).
Вставные конструкции заключают конкретные сведения, необходимость в которых замечается говорящим, когда он уже приступил к высказыванию известной мысли, вследствие чего начатое предложение прерывается и в него вводится необходимое сообщение. Такие сообщения представляют собой самостоятельные добавочные высказывания, связанные с развиваемой в речи темой, и лексически не ограничены.
Ср.: Очевидно, мне придется много работать.
Однажды — я надолго запомнил этот день — сидел я в своем кабинете.
Вводную конструкцию можно перефразировать в главное предложение в составе сложноподчиненного изъяснительного, например: думаю — думаю, что...; кажется — кажется, что...:
Думаю, погода скоро улучшится. — Думаю, что погода скоро улучшится.
Кажется, кто-то постучал. — Кажется, что кто-то постучал.
Казалось, зима не кончится. — Казалось, что зима не кончится.
Говорят, весна будет ранняя. — Говорят, что весна будет ранняя.
Вообрази, я здесь одна. — Вообрази, что я здесь одна.
Признаюсь, мне страшно. — Признаюсь, что мне страшно.
В левой части располагаются вводные слова в составе простого предложения, не имеющего союза «что». В правой части размещаются примеры с главным предложением и придаточным изъяснительным с союзом «что» в составе сложноподчиненного предложения.
Некоторые из вставных конструкций можно развернуть в придаточные определительные и обстоятельственные предложения: На маленьком озере — оно называлось Лариным прудом — всегда плавало много ряски (И.Тургенев); Ср.: На маленьком озере, которое называлось Лариным прудом, всегда плавало много ряски; Петро Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тетки) и стал молча пить чай (А.Чехов); Ср.: Петро Михайлович сел на другой конец стола, так как он не любил тетки, и стал молча пить чай.
По количественному составу: вставные группы слов часто объемны, вводные — часто однословны.
По способу включения (с помощью союза, без союза) конструкции обоих типов — вводные и вставные — чаще включаются без союзов.
4) В плане интонационного оформления вводные конструкции могут выделяться и произноситься с интонацией включения, что на письме выражается постановкой тире, а могут интонационно не выделяться и отмечаться на письме запятыми. Вставные конструкции имеют два разных типа интонации: интонацию вводности, которая на письме обозначается скобками (произносится бегло, приглушенно, более быстрым темпом, низким тоном, менее громко, чем остальная часть предложения), например: Дети в основном сидели на подоконнике или на полу (в комнате было лишь два стула), и интонацию включения, которая на письме выражается постановкой тире (произносится со значительными паузами, с темпом, громкостью и высотой голоса как у самостоятельного предложения), например: Подходя к школе, я увидел своего приятеля — он стоял на верхней ступеньке крыльца — и дал ему знак подождать меня).
5) По месту расположения вводные слова могут занимать любое место в предложении, вставные — только в середине или в конце предложения.
6) В плане пунктуационного оформления вводные конструкции, как правило, отделяются/выделяются запятыми, редко — тире, а вставные конструкции — скобками и тире, редко — запятыми.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что глубокое усвоение теоретического материала и последующая отработка его в ходе выполнения практических заданий, разноаспектных по характеру анализа вводных и вставных конструкций и степени их сложности, призваны сформировать у учащихся прочные знания, практические умения и навыки владения данной темой.