В каждом задании представлены теоретические сведения, которые вам нужно подкрепить 2- 3 примерами из произведений устного народного творчества.
Задание 1.
Культура-возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Искусство - (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности;отражает интересующее не только самого автора, но и других людей, способ познания.
Фольклор - художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Можно сказать, что культура включает в себя науку и искусство, они являются способами познания, искусство включает в себя фольклор, как одну из разновидностей.
Задание 2.
В фольклористике выделяются:
теория фольклора (система жанров, поэтика жанров, язык, стиль, формы исполнения, специфика фольклора);
история фольклора (происхождение и развитие, как отдельных жанров, так и жанровой системы в целом, связь с историей, изучение фольклора).
Задание 3.
Устность бытования значит, что произведения передавались через уст в уста, в разговорной, а не в письменной форме. От этого и выделяется специфическая форма и объем- много повторяющихся слов (но тут может быть и «магия слова»), тройственность сюжета, устойчивые эпитеты, краткая форма изложения- небольшие по объему, произведения вариативны- каждая сказка существует в нескольких вариантах, сказитель может вносить изменения, время создания определить невозможно.
Задание 4.
Передать точь в точь практически невозможно, кто-нибудь привносил незначительное, но свое. Но все же основной мотив оставался. Отсюда мы имеем много вариантов сказок, песен. У литературного произведения такого быть не может, потому что есть точный автор, есть письменный источник, текст каноничен.
Задание 5.
Причины существования - устная форма бытования, коллективное авторство, а литературное произведение существует в письменной форме, автор - конкретное лицо с присущей ему творческой манерой.
Задание 6.
Традиция – это ключевое для фольклора понятие. Все фольклорные произведения называют традиционными. Традиция – это некий сложившийся, выработанный в течение долгого времени образец, по которому создаются отдельные фольклорные произведения.
Традиция отличается замкнутостью. Например, сказка имеет только шесть возможных персонажей: герой, отправитель, антагонист, даритель, помощник, искомый персонаж.
Фольклор является средством, орудием закрепления, сохранения и передачи народной мудрости из поколения в поколение. Это значит, что исполнение сказок, былин, песен изначально необходимо для передачи опыта.
Фольклор символичен. Это значит, что народная мудрость передается в символической форме. Символ – это знак, содержанием которого в фольклоре является традиционный фольклорный смысл.
Задание 7.
Устойчивые выражения, имена (Маринка, Она была без окон, без дверей)
Повторы (А правый глаз фанерой заколочен, А левый глаз не видел ни фига; Старину скажу да старопрежную, Старопрежную да стародавную. Старика свяжу да со старухою)
Незамысловатый сюжет
Абсурдность ситуации (Зорька околела...Пришлю по почте дойного быка; В осеку свинья да все гнездо свила), сатира, издевка (Ну пойди, да родна матенка, Тпру, постой, да молода жена; Купи себе костыль И выходи почаще на дорогу, Чтоб задавил тебя автомобиль)
Задание 8.
Понятие традиционности, которое соотносимо с функционированием фольклорных произведений- опора на прошлый опыт в виде его повторения и варьирования.
Задание 9.
В фольклорном творчестве личное, авторское начало, растворяется в общем потоке народного творчества, когда индивидуальное творчество певца, поэта и т. п., что передается, как народное, следующим поколениям. Сущность фольклорно-творческого процесса в том, что новое, чаще всего, вливается в традиционные формы как обработка, переделка старого материала и затем варьируется другими исполнителями. Таким способом фольклор отражает коллективное сознание народа
Выступая в роли коллективной памяти, фольклор сохраняет и транслирует последующим поколениям заключенный в образах и мотивах духовный опыт (знания и оценки), ценностные ориентиры, критерии поведения, способствуя формированию этнического самосознания, обеспечивая возможность культурного единения живших и живущих.
Задание 10.
В древнем обществе слово сливалось с верованиями и бытовыми потребностями людей, а его поэтическое значение, если оно было, не осознавалось.
Остаточные формы этого состояния сохранились в обрядах, заговорах и других жанрах позднего фольклора. Например, хороводная игра - комплекс нескольких художественных компонентов: слова, музыки, мимики, жеста, танца. Все они могут существовать только вместе, как элементы целого — хоровода. Такое свойство принято обозначать словом "синкретизм" (от греч. synkretismos— "соединение"). Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания.
С течением времени синкретизм исторически угас.
Задание 11.
Особенность фольклора в том, что есть сказитель-исполнитель сказок. Сказитель отличается от писателя тем, что стремится не создать сказку, а передать услышанное от кого-то, наличествует( предполагается) непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.
Задание 12.
Сходство литературы авторской и устного словесного творчества заключается в том, что познание и отражение мира происходит с помощью словесных художественных образов, общая родовая систем, но по созданию, форме бытования и распространения, художественным особенностям, временем появления, для чего существует (Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания, Воспитывает в человеке чувство прекрасного) они отличаются.
Литература распространяется письменно, фольклорное произведение устно. В процессе функционирования литературного текста принимает участие автор (создающий) и читатель (воспринимающий и пересоздающий). При этом автор не меняется, а читатель меняется, отсюда возможности многочисленных трактовок текста. Автор конкретное лицо, отсутствует непосредственный контакт между автором и читателем, время создания известно, или определяется с высокой степенью точности, сюжет не ограничен набором каких-либо мотивов, образ героя предельно индивидуализирован, исполнителя как такого нет.
В фольклоре автор-исполнитель каждый раз воссоздает текст, слушатель (читатель) не просто воспринимает, а соучаствует в его создании. И следующей ситуации воспроизведения текста может стать его соавтором, дополнив или изменив что-то, поэтому фольклорное произведение существует в постоянном движении и изменении (вариативность), образ героя предельно типизирован, набор сюжетов ограничен определенными мотивами, поэтика традиционна, используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств, время создания определить невозможно, по отдельным признакам можно установать время бытования сказки.
Фольклорное произведение находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе, пройдет через процесс изменений и обретет устойчивые черты, характерные для определенной среды. Все народные произведения прошли через этот процесс фольклоризации. Произведения, сложенные таким образом, устойчивы в темах, идеях, сюжете, мотиве, образах, композиции и стиле.
Катализатор фольклорного процесса – фольклоризация, роль которой ученые, как правило, недооценивают.
фольклор |
|
литература |
устная |
Форма бытования |
письменная |
вариативен |
текст |
каноничен |
Традиционна |
Творческий процесс |
Не ограничен ничем |
Есть непосредственный контакт |
Тип коммуникации |
Отсутствует непосредственный контакт |
коллективный |
автор |
Конкретное лицо |
|
читатель |
|
ЗЕМЛЯ — одна из основных стихий мироздания (наряду с водой, огнем и воздухом); центральная часть трехчастной Вселенной (небо — земля — преисподняя), населенная людьми и животными; символ женского плодоносящего начала, материнства; осмыслялась как прародительница и кормилица всего живого. Универсальная для всех слав, традиций женская символика, раскрывается через метафору материнства . Принимая в себя семена, по народным поверьям — беременеет и дает новый урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мертвых к себе принимает
ВОДА — в народных представлениях одна из первых стихии мироздания, источник жизни, средство магического очищения. Вместе с тем водное пространство осмыслялось как граница между этим и тем светом, путь в загробный мир, место обитания нечистой силы и душ умерших. В системе поверий о возникновении дождя, радуги и о причинах за сухи одним из центральных является мотив противопоставления и связи земной и небесной воды.
ОГОНЬ — одна из основных стихий мироздания (наряду с кодой, землей и воздухом). Символика имеет двойственный характер: с одной стороны, это грозная стихия, несущая смерть и уничтожение; с другой — стихия света и тепла, источник жизни. В народной космогонии существуют представления о небесном, подземном и земном. Почтительным отношением определяются различные запреты. В О. нельзя плевать (рот перекосит, «усохнешь», на губах и на языке появятся язвы). Существовала практик а поддерживания в доме в течение года.
ДЕРЕВО — один из основных элементов традиционной картины мира, моделирующий его пространственный и временной образы, наделяется свойствами универсального медиатора; одновременно соотносится с верхним (небо, Бог и святые, небесные тела), средним (человек) к нижним (хтонические существа, предки, отчасти демоны) мирами. Важнейшим аспектом мифологии является ею связь с человеком (его телом, категориями жизнедеятельности, судьбой и т. д.), о чем свидетельствуют сюжеты о превращении человека в дерево; как замена человека в обрядности, символическое отождествление человека представления как об инкарнации человека после смерти и др., его части и предметы из него широко используются в семейной, календарной, хозяйственной и окказиональной обрядности и магии, а также в народной медицине.
МЕДВЕДЬ — один из основных персонажей народной зоологии, наделяемый антропоморфными чертами, символикой плодородия, здоровья и силы и нередко главенствующей ролью среди лесных зверей, наиболее близок волку, с которым его объединяют сходные демонологические и другие поверья. Имеет символическую параллель с кошкой. Ярче и разнообразнее всего образ представлен у вост. и юж. Славян. Нечистая сила не может принимать облик медведя.
ВОЛК — один из центральных и наиболее мифологизированных животных персонажей. Соотносится с другими хищниками — вороном, рысью, щукой и особенно медведем (сходные у В. и медведя демонологические представления, персонажи ряжения, обереги, способы табуировання, взаимозаменяемость в фольклорных текстах, лексические соответствия). В. также тесно связан с собакой. Хтонические свойства роднят его с гадами, особенно со змеей, присущи функции медиатора: он посредник между этим и тем светом, между людьми и Богом, между людьми и нечистой силой, отсюда амбивалентность некоторых его функций. Определяющим в символике является признак «чужой».
КОЗА, козел — в народных представлениях и обрядах, связанных с продуцирующей магией — символ и стимулятор плодородия. В то же время считается нечистым животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. В домашнем хозяйстве ценились такие качества К., как плодовитость и неприхотливость, ср. пол. поговорку: «Коза — лучшая скотинка: под порогом выспится, сухую метлу съест, да еще кварту молока даст»
«КОБЫЛА», «конь» — персонажи ряжения в календарных обходах и свадебных увеселениях вост. и зап. славян. Амбивалентность образа коня как посредника между «тем» и «этим» мирами и одновременно как символа небесной сферы, Солнца, определяет двойственную семантику ряжения и маски. С одной стороны как и коза, бык, медведь является символом плодородия и плодовитости. Это значение имеет святочное, масленичное и свадебное ряжение конем. С ним тесно связан эротизм поведения ряженых и разыгрываемых сценок с участием игровое соотнесение девушек с «кобылками». С другой стороны предстают, в народном представлении, демонологические персонажи
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД, похороны - завершающий обряд жизненного цикла; один из главных «обрядов перехода», оформляю щий событие смерти и перемещение умершего из земного в «иной» мир. Как и другие обря ды перехода, представляет собой поэтапное преодоление опасной границы; по символике и структуре сходен с родинным и свадебным обрядом. Состоит из комплекса относительно автономных ритуалов, отличающихся семантическим единством и преследующих общие цели — обеспечить умершему «правильный» переход из области жизни в пространство посмертного существования, его благополучие на «том свете» и, наряду с этим, — защитить живых от мира мертвых