Позвольте частично представить основные принципы, которые я выработала для себя за долгие годы педагогического стажа. Попробую быть краткой и избежать высокопарных фраз. Глубоко убеждена:
Школа должна украшать детство, а не отравлять его. И это касается любого ученика: успешного и не очень, приятного и не очень приятного для общения и работы с ним.
Как классный руководитель, я здесь для того, чтобы помочь ребенку получить основное или среднее образование, помочь преодолеть трудности на пути к первому документу об образовании, а не ставить перед ним и его родителями дополнительные препятствия, устанавливать вину, обличать, выносить приговор.
Главное слово - мера. Чувство меры - необходимо. Фанатизм - это плохо. Компромисс – это хорошо. Классный руководитель - координатор между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями-предметниками, родителями.
Ребенка принято сравнивать с чистым листом бумаги. Думаю, на этом листе симпатическими чернилами написаны такие тексты, продиктованные поколениями его семьи и условиями жизни, что требовать от него невозможного - невозможно! И в то же время учитель не имеет права даже пытаться затмить родителей, вкладывать свое представление об устройстве жизни и счастье в чужого ребенка. Устанавливать с чужим ребенком отношения, при которых мнение учителя становится более важным, чем родительское - непрофессионально. Я всегда помню, что во многих развитых странах - это основание для увольнения.
Заниматься воспитанием подростков и старшеклассников непросто. Современные школьники не признают откровенной назидательности, имеют собственное мнение и хотят отстаивать его. Не вижу ничего страшного в том, чтобы предоставить своим ребятам такую возможность - высказаться, быть не согласным со мной, иметь другое мнение по какому-либо вопросу.
О роли учителя. Она давно изменилась с тех пор, когда учитель был единственным образованным человеком на селе и «недосягаемая высота», на которую планировали поставить учителя руководители советского государства ушла в прошлое. Сегодня необходимо найти баланс между понятиями «образовательные услуги» и желанием «вложить душу» в ученика, что продиктовано естественным стремлением как можно лучше выполнить свою работу. Думаю, душу, как только их безусловную ценность, следует оставить для собственных детей и внуков, а здесь – необходимо и достаточно образовательного стандарта, профессионализма и ответственности, что не исключает проявления искренних чувств и эмоций.
Автор: Лалаева Любовь Авенировна