Что такое общество?
Определений тут масса, и положиться мне как автору книги решительно не на что. Разве что на собственный опыт и на субъективное и ненадежное ощущение того, где все серьезно, а где — лишь один пафос и желание выделиться красивостью или парадоксальностью заявления. Впрочем, можно и нужно ввести в книгу высказывания любимых авторов, чтобы и читатели смогли кого-то вспомнить, а кого-то и открыть для себя. И, возможно, тоже полюбить.
«В одиночестве человек — слабое существо, в единении с другими — сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово совета, утешения раздвигают и поднимают низко насевшие над ним тучи». Это сказал немецкий писатель, теолог и историк культуры XVIII века Иоганн Готфрид Гердер, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени».«Добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества». А это — мысль одного из величайших французских философов-просветителей XVIII века Вольтера (он же — Франсуа-Мари Аруэ).
«Внеобщественный человек не может иметь морали». Это тоже вышло из-под пера Вольтера.
«Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение». А это — совет друга Вольтера, литератора и философа-материалиста Клода-Адриана Гельвеция.
Гениальная фраза есть в пьесе Максима Горького «На дне». Ее там произносит Сатин — бывший телеграфист, попавший на «дно» после почти пятилетнего пребывания в тюрьме за убийство (он вступился за честь сестры). Так вот этот Сатин говорит: «Человек! Это — великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека».
А вот еще несколько определений. «Человек — это то, во что он верит». Это сказал Антон Павлович Чехов. Надеюсь, не надо уточнять, кто это такой?
«Человек создан для счастья, как птица для полета». А это слова писателя и публициста Владимира Галактионовича Короленко. «Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым». А это — великий ирландец Бернард Шоу…
Так что же такое человек?
Это живое разумное существо, это субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Субъект — это производитель некоего действия, а объект — это то, на что направлено действие. Например, чтение этой книги. Человек (читатель) — это субъект чтения, а книга — объект.
Человек — это общественное существо, обладающее сознанием. Считается, что человек появился на Земле в результате эволюционного процесса, детали которого еще продолжают изучаться. А от животного человек отличается прямохождением, высокоразвитым головным мозгом, мышлением и членораздельной речью.
Знакомство человека с окружающим его миром начинается с первых дней жизни. Например, ребенок впервые увидел бабочку, порхающую над цветком. Такую красивую! С такими большими разноцветными крылышками! Он удивился. Он в восхищении. — Мама, папа, взрослые, посмотрите, какое чудо! Он впервые погладил соседскую кошку, впервые увидел ежика — это же такие приключения. А вот ребенок впервые увидел электрическую лампочку, и в его сознании запечатлелось первое представление о ней — как об источнике света. Потом, уже став школьником и изучая физику, он узнает об электричестве гораздо больше. Объем его знаний увеличится настолько, что для него не составит труда починить, скажем, выключатель на настольной лампе. Окончив школу, молодой человек пойдет работать на производство, изучит электротехнику, познакомится с новейшими достижениями в этой области. Так непрерывно будут расширяться и углубляться его знания.
Путь научного познания мира общества в целом напоминает путь развития познания отдельно взятого человека. В древности люди вообще ничего не знали о природе электричества. Даже гром и молния внушали им ужас и казались результатом гнева богов. Недаром в греческой мифологии Зевс изображался богом-громовержцем, мечущим молнии в тех, кто посмел разозлить его. Но мало-помалу естествознание накапливало факты об электричестве. В частности, была изучена способность некоторых тел электризоваться при трении, были раскрыты законы взаимодействия между электрическими зарядами. Не обошлось и без заблуждений. А как же без них!
Как говорил незабвенный Шерлок Холмс, лондонский частный детектив, созданный фантазией Артура Конан Дойла, «нет ничего более стимулирующего, чем когда все идет не так, как надо».
Как это понимать?
Все идет не так, как надо. Человеку не комфортно, человеку плохо, и он начинает побуждать себя и других к деятельности для достижения своих личных целей, то есть к тому, чтобы все стало «как надо». По сути, это и есть мотивация.
А вот еще одна занятная мысль: если правильно объяснить людям «зачем», то они всегда найдут способ «как». Это сказал Джордан Росс Белфорт, и это уже не литературный герой, а вполне реальный персонаж, известный американский мотиватор. Он, правда, в 1998 году был осужден за мошенничества, связанные с манипуляциями на рынке ценных бумаг и провел 22 месяца в тюрьме, но этот человек написал две книги, которые опубликовали почти в 40 странах и перевели на 18 языков. Только на них он заработал несколько миллионов долларов, так что к его словам имеет смысл прислушаться.
Итак, мотивация — это процесс побуждения себя. Ну, и других людей тоже. Побуждения к достижению неких целей.
Особый вид отношений в обществе представляют межличностные отношения.
Что же это такое?
Наверное, это отношения между личностями. А проще говоря, это совокупность различных взаимодействий между людьми. Или индивидами. Ведь не все же люди — личности, ведь попадаются среди них и раздвоившиеся личности. А кто-то вообще давно убил человека… в себе.
Самый распространенный вид межличностных отношений — это знакомство. В круг так называемых знакомых входит множество людей.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Существует такая теория, называемая Теорией шести рукопожатий, согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых. Соответственно — шестью уровнями связей. Эта теория была выдвинута в 1969 году американскими психологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом. Предложенная ими гипотеза заключалась в том, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем Земли через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти человек. Милгрэм опирался на данные эксперимента в двух американских городах: Бостоне и Омахе. Жителям одного города было роздано триста конвертов, которые надо было передать определенному человеку, живущему в другом городе. Конверты можно было передавать только через своих знакомых и родственников.
Если вспомнить историю человечества, то люди никогда не могли жить в одиночку. И они всегда старались объединяться в группы.
Но в какие группы? И можно ли входить в разные группы одновременно?
Группы, понятное дело, бывают разные, и любой современный человек является членом той или иной группы. Например, человек является членом семьи. А семья — это особая группа. Конечно, бывают большие и дружные семьи, но все равно семью принято относить к малым группам.
Или, например, школа. Любой школьный класс — это тоже группа. И все ученики одного класса знают друг друга, и у всех в этой группе есть свои права и обязанности, всех что-то объединяет — как минимум, учеба.
Любая спортивная секция или кружок — это тоже группы.
Когда человек получает профессию, он становится членом той или иной профессиональной группы: группы рабочих, инженеров, врачей, писателей, водителей и т. д.
Но есть группы и побольше. Например, городские жители и сельские жители.
И народ — это тоже особая группа людей. Каждый народ отличается от других народов своими традициями, религией, языком, одеждой и даже внешними чертами.
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение). Общение порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Проще говоря, общение — это взаимные деловые и дружеские отношения людей. Вне общения человеческая деятельность невозможна, а изучает специфику процессов общения и использование общения в человеческой деятельности наука социология.
При общении люди оказывают влияние на мысли и чувства друг друга словами, видом и поведением. И, понятное дело, разные люди обладают разными способностями к общению. Одни общаются легко и получают (доставляют) в процессе общения удовольствие. Про таких людей французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил так: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». А вот другие, наоборот, постоянно портят настроение себе и другим, вносят напряженность и провоцируют развитие отрицательных эмоций у людей, вступающих с ними в контакты.
На самом деле, в общении отлично проявляется человеческая сущность.
Каждая личность, в каком бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную самобытность. Проще говоря, каждый человек — это «микрокосмос», то есть целый мир совершенно уникальных мыслей, чувств и интересов.
Именно поэтому общение людей редко протекают без трудностей, без проблем и конфликтов. Конфликты возникают как в малых группах (в семье и в трудовых коллективах), так и на уровне общества в целом (между большими социальными группами, классами и этносами). Но разрешаются эти конфликты опять-таки только в процессе того же общения.
Вообще термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus» (столкнувшийся или столкновение). Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды участников процесса общения. Конфликт — это — наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. Конфликт заключается в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между сторонами, каждая из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов других участников события. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы лиц, а в случае внутриличностного конфликта — установки и ценности одного субъекта.
Конфликты являются предметом изучения науки, которая называется конфликтологией.
В своем развитии конфликт обычно проходит несколько последовательных ступеней.
Семья — это сообщество, основанное на браке. В состав семьи обычно входят супруги (отец и мать) и их холостые дети (собственные и усыновленные), связанные духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Нормальная семья создается на основаниях, не запрещенных законом и не противоречащих моральным основам общества.
Несмотря на свою общеупотребительность, термин «семья» довольно многогранен. Четкое научное определение семьи затруднено, и в различных обществах и культурах определение семьи может существенно различаться. Например, А.П.Чехов утверждал, что «в семейной жизни главное — терпение… Любовь продолжаться долго не может». При этом он же писал, что «в семейной жизни самый важный винт — это любовь». А вот французский писатель Эмиль Золя считал, что «залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости».
Индийский писатель, поэт и общественный деятель Рабиндранат Тагор отмечал, что «семья — это основная ячейка любого общества и любой цивилизации». А для американского политика Брэда Генри «семья — это компас, ведущий нас правильным курсом. Она наше вдохновение для достижения больших высот. Это наше утешение, когда мы иногда оступаемся, делая ошибки».
Семью характеризуют не только родственные связи, но и совместный труд на благо семьи, совместное ведение хозяйства. В той семье бывает все хорошо, где обязанности между членами семьи распределены правильно: мама выполняет какие-то важные хозяйственные дела, папа является надежной защитой и опорой, занимается ремонтом, дети помогают убирать квартиру. В такой семье все любят и уважают друг друга, все живут дружно, у всех хватает времени и на труд и на отдых.
МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ
Любая женщина понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной.
Маргарет Тэтчер, британский премьер-министр
Совместный труд, совместное ведение хозяйства позволяет удовлетворить все потребности семьи — от жизненно важных (в пище, одежде, жилье, отдыхе) до таких, как потребности в общении, в творчестве. Жизнь вместе сама по себе предполагает общие потребности, а значит — и совместный труд.
Семейное хозяйство нужно для того, чтобы семья могла жить вместе одной жизнью, без чего невозможно семейное счастье.
В семье обязательно должен быть рачительный хозяин.
Что такое рачительный?
Человек на протяжении всей своей жизни продолжает развиваться и познавать что-то новое. Все вокруг очень быстро меняется. Соответственно, и человеку необходимо постоянно совершенствоваться.
Основной вклад образования начинается с детских лет. Школа дает основы, разжигает интерес к знаниям. В процессе образования человек постепенно знакомится с культурами мира, с историей своей страны, возбуждает в себе интерес к знаниям, задает вопросы и ищет ответы.
МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ
Образование — это то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
Альберт Эйнштейн, легендарный физик-теоретик
Образование — это процесс. Это результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям и опыту, накопленному предшествующими поколениями. Получая образование, люди значительно расширяют свой кругозор и пополняют запас знаний. Человек образованный сильно отличается от необразованного. Первый — более уверенный в себе, обладает позитивным мышлением, имеет свое собственное отношение к духовным и материальным ценностям. Образованный человек легко налаживает связи, благодаря вращению в кругу специалистов своей области. Он верит в свои силы, знания и опыт, что позволяет ему успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Труд сыграл ведущую роль в процессе становления человека. В частности, в свое время прямохождение освободило руки древнего человека для изготовления и использования орудий. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, а это привело к налаживанию группового взаимодействия. В результате, появилась речь. Язык же способствовал развитию мышления, выражая все более и более сложные понятия. А развитие мышления, в свою очередь, обогащало язык все новыми и новыми словами.
По сути, труд — это деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным, он всегда приводит к результату. Труд дает человеку и обществу все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище, бытовые предметы.
Н.В.Гоголь говорил, что творчество — это «высшее из наслаждений», а Генрих Гейне называл творчество «болезнью души». В широком смысле этого слова творчество — это уникальная человеческая черта, это способность создавать что-то новое, ценное не только для конкретного человека, но и для других. В творчестве человек проявляет свою индивидуальность.
МУДРАЯ МЫСЛЬ В ТЕМУ
Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством.
Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель
Создавая новое, люди даже придумывают целые профессии. Вот, например, есть такой термин — «человек творческой профессии». Это человек, который генерирует какие-то идеи. Это не рутинный исполнитель однажды кем-то определенных стандартов.
Творческие профессии — это писатель, актер, художник, композитор и т. п. Или, скажем, фотограф. Это же, по сути, тот же художник, только его кистью является регулятор выдержки и цветокоррекция на фотоаппарате, а полотном — весь окружающий мир. Но, с другой стороны, «клепать» бесконечные фотографии на паспорт в фотоателье — разве это творчество? Разве это высшее из наслаждений? Такой фотограф — обычный ремесленник. Это человек, освоивший свое ремесло и постоянно повторяющий единожды выученные действия. Ремесленник работает без вдохновения, а вдохновение, как писал В.Г.Белинский, «не есть исключительная принадлежность художника», без него не далеко уйдет и писатель, и ученый, и актер. Творчества без вдохновения не бывает. Творчество без вдохновения все равно что кошелек без денег.
Гражданин — это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Проще говоря, «государство есть совокупность граждан». Это сказал древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до н. э. А в начале ХХ века великий реформатор и государственный деятель П.А.Столыпин сформулировал эту мысль так: «Без граждан правовое государство немыслимо».
Русский поэт, классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов писал:
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? Тобой ли сказан? Ты мог бы правильней судить: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын.
Эти слова были написаны в 1856 году в сборнике, который стал началом широкой известности Некрасова как поэта демократической направленности. Там во введении и шло стихотворение «Поэт и гражданин». Это стихотворение появилось в момент обострения общественной борьбы в России, и в нем Некрасов выразил свои взгляды на долг поэта: быть гражданином, верным сыном своей Родины и народа.
Что такое закон?
Закон в узком смысле этого слова — это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
Законы появились очень давно. Моисей, живший в XIII веке до н. э., первый из всех передал священными письменами божественные законы еврейскому народу. Царь Фороней первый установил законы и суды у древних греков, Гермес Трисмегист дал первый законы египтянам, Солон — афинянам, а Ликург — спартанцам. Нума Помпилий, сменивший на троне Ромула и правивший с 715 по 673 гг. до н. э., дал первый законы римлянам. Консул Гней Помпей Великий хотел первый установить, чтобы законы были изданы книгами, но он не настаивал на этом, опасаясь клеветников. Потом Цезарь начал это дело, но был убит в 44 году до н. э. Затем, в процессе развития человечества, древние законы вышли из употребления, и их заменили новые.
Что такое дисциплина?
Дисциплина — это правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Эти нормы и правила поведения присущие какому-либо конкретному месту. Например, говорят о дисциплине в школе, о трудовой дисциплине, о воинской дисциплине и т. д.
Термин «дисциплина» происходит от латинского слова «disciplina» (выдержанность, строгость). От этого, в свою очередь, происходит слово «discipulus» (студент). Буквально это — строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.
Дисциплина необходима для обеспечения порядка. Не будь дисциплины — что бы творилось в общественных местах, в трудовых коллективах, в семьях? Существует также понятие «самодисциплина» (внутренняя дисциплина). Это контроль собственного поведения, воспитание в себе силы воли.
Экономика — это не только форма занятости многочисленных экономистов и старших экономистов.
Термин «экономика» происходит от древнегреческих слов «oikos» (дом, хозяйство, хозяйствование) и «nomos» (правило, закон). То есть буквально это — правила ведения домашнего хозяйства. А по-научному — это «хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления».
Впервые термин «экономика» был введен очень давно — в IV веке до н. э., и сделал это писатель, историк и политический деятель Ксенофонт, родившийся в Афинах примерно в 430 году до н. э. Чуть позднее Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной главным образом с накоплением богатства.
Труд бывает простой и сложный. Простой труд — это труд, не требующий специальной подготовки, неквалифицированный труд, которому может быть обучен каждый средний человек. Сложный труд — это труд работника, обладающего определенной специальной подготовкой. Это квалифицированный труд. По сравнению с простым трудом сложный труд в единицу времени создает стоимость большей величины.
Любой труд оценивается в денежном эквиваленте. Теоретически — чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь. Впрочем, на практике так бывает далеко не всегда, и примеров тому — множество.
Принято считать, что труд, затраченный работником в процессе производства, измеряется выплаченной ему зарплатой. То есть средством измерения служат деньги, а посему даже при социализме сохранялось денежное обращение. Принцип «каждому по труду» означал, что заработная плата трудящихся, предназначаемая для личного потребления, должна соответствовать в денежном эквиваленте их вкладу.
В свое время в марксизме различали две стадии коммунизма: низшую (социализм) и высшую (полный коммунизм). Различали их по принципам распределения жизненных благ: на первой стадии якобы действовал принцип «от каждого по способностям, каждому по труду», а на высшей стадии — принцип «от каждого по способностям, каждому по потребности». Но потом оказалось, что все не так просто. Реализация этих принципов была отложена на перспективу.
Почему?
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. В экономике в качестве потребителей могут выступать отдельные люди и домохозяйства (личное потребление), предприятия и фирмы (производственное потребление) и государство (общественное потребление).
Соответственно, производитель — это тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества. В условиях рыночной экономики производитель обладает свободой, выражающейся в праве самостоятельно определять, что и в каком количестве производить из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары.
Потребитель использует продукцию производителя, но при этом первый за это платит, а второй — получает.
Главными факторами, определяющими финансовое состояние производителя (предприятия), являются управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль».
Затраты — это сумма всех расходов на выпуск товаров или оказание услуг. Это размер ресурсов, для упрощения измеренных в денежной форме, использованных в процессе хозяйственной деятельности за определенный временной промежуток. Проще говоря, затраты — это стоимостная оценка ресурсов.
Основные источники богатства — это владение бизнесом, недвижимость, капитал, ценные бумаги, патенты, авторские права и т. п.
Источники доходов богатых людей, их источники богатства — это их активы. Не труд на производстве и в сфере услуг за зарплату, как в случае с бедными людьми, а именно активы.
Активы — это материальные или нематериальные ресурсы. Это наличные и безналичные денежные средства в различной валюте, ценные бумаги, здания, предметы труда, транспортные средства, а также права на изобретения, произведения искусства и литературы, принадлежащие физическому или юридическому лицу и способные приносить прибыль.
Активы приносят богатым людям пассивный доход, не зависящий от ежедневной деятельности. В частности, можно иметь большой вклад в банке и ежемесячно получать по нему проценты Но вот вопрос — где взять деньги для такого вклада? Ответ тут прост: чтобы создать такой источник пассивного дохода, необходим личный капитал, который, в свою очередь, можно заработать только активным трудом.
Бизнес — это способ зарабатывания денег. Человек, который занимается бизнесом, — это бизнесмен, предприниматель, деловой человек.
В далеком 1841 году в своей комической опере «Деньги» популярный тогда поэт Семен Петрович Дьячков написал:
О деньги, деньги! Вас не зная, Желали в мире вас иметь, Но вас в карманы получая, Никто почти не мог стерпеть, Чтоб с вами надолго ужиться, Чтоб в торг, прожекты не пуститься, Чтоб вас на прихоть не бросать. И после деньги же виною, Что их за карточной игрою Не жаль мильоны проиграть! — О! Лучше б, деньги, вас хранили Против жестокостей нужды: Всегда б щитом вы крепким были От бедности и от беды!
Есть несколько версий возникновения денег. По одной из них, первые упоминания о деньгах появились более 12000 лет назад, когда члены древних племен в Антонии начали обмениваться красивыми обсидиановыми вулканическими камнями, похожими на стекло, для обозначения ими иных ценностей, что означало переход от производства товаров к обмену.
А до этого, уже 40000 лет назад, в эпоху Верхнего Палеолита, охотники совершали торговые сделки, обмениваясь оружием и инструментами. Но поначалу это был прямой обмен (ныне это называется «бартерные сделки») без использования денег.
Например, человеку требовался каменный нож, а у него был глиняный кувшин, который он был готов обменять. Оставалось только встретиться с владельцем ножа и договориться об обмене.
Семейное хозяйство (домохозяйство) — это объединение людей, связанных совместным бытом и проживанием в одном месте. Семейное хозяйство может состоять всего из одного лица, а может и включать многочисленную прислугу. Согласно рекомендациям ООН, применяемым при переписи населения, это понятие основано на бытовом укладе, в рамках которого люди обеспечивают себя пищей и остальным необходимым. По сути, это потребительская ячейка.
В настоящее время в России социологи выделяют две типичные модели семьи. Первая — традиционная. Нередко традиционные семьи являются многодетными, а мужчина в такой семье — ярко выраженный лидер. Функции между мужем и женой четко разделены: как правило, первый зарабатывает деньги и единолично принимает решения, а вторая занимается хозяйством и воспитывает детей. Но в больших городах распространен и второй вид семьи — эгалитарная (от французского слова «йgalitй» — равенство). Для такой семьи характерна подвижная структура, без фиксированных ролей. Серьезные решения принимают две стороны. Готовкой, стиркой, мытьем посуды обычно занимаются оба супруга — благо, что с появлением вкусных полуфабрикатов, качественной бытовой техники и множества сервисных компаний хозяйственные дела перестали быть обузой.
К сожалению, человек является единственной причиной загрязнения природы. Человечество должно оберегать свою планету, ведь другой у него нет, но в большинстве своем люди забыли о том, как важна для нашей жизни окружающая среда. Это произошло из-за того, что человек поставил перед собой совсем другие цели и безоглядно стремится к их достижению.
Специалисты бьют тревогу, а люди все равно не понимают, что, загрязняя окружающую среду, они прежде всего приносят урон самим себе.
Первоначально под «экологией человека» понимали раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на человека. Но теперь стало актуально и обратное. Необходимо учитывать не только влияние среды на человека, но и влияние человека на природу, то есть антропогенное воздействие на окружающий мир.
Кстати
Термин «антропогенный» происходит от греческих слов «anthropos» (человек) и «genesisum» (происхождение). То есть антропогенные факторы — это экологические факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу. Соответственно, термин «экология» происходит от древнегреческих слов «oikos» (дом, местообитание, убежище, жилище) и «logos» (наука, понятие, учение). То есть экология — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Этот термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году.
Каждый должен уважать и соблюдать законы Российской Федерации, и незнание законов не освобождает от ответственности за их несоблюдение.
Что касается природы, то каждый обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.
С 2002 года действует Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Он предусматривает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека. Согласно закону, охране подлежат земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, леса и другая растительность, животные и организмы, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.
Государством установлены следующие правила защиты природы:
• правила охраны окружающей среды при производстве и проведении строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;
• правила охраны и использования недр;
• правила охраны рыбных запасов;
• правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;
• правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
• ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Согласно официальному определению, государственный символ — это «установленный конституцией или специальным законом особый исторически сложившийся отличительный знак конкретного государства, олицетворяющий его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущий определенный идеологический смысл».
Государственные символы России — это российский государственный флаг, государственный герб и государственный гимн. Они являются частью отечественной истории, отражением прошлого и настоящего страны.
* * *
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.
Мы уже разобрались выше, что гражданин — это человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
А еще говорят, что «гражданин — это промежуточное состояние между товарищем и господином», а идеальный гражданин — это тот, кто не болеет, исправно платит налоги и умирает в день выхода на пенсию.
Под последним утверждением охотно подписался бы любой министр финансов. Ему пенсионеры не нужны, они для бюджета — ненужная обуза. А вот древнегреческий историк Фукидид, живший в V веке до н. э., говорил: «Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные люди преуспевают, целое же разрушается».
С этой точки зрения, гражданин — это человек, находящийся с государством в устойчивой политико-правовой связи, которая именуется «гражданство» и выражается в их взаимных правах и обязанностях.
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем…»
С этих слов начинается Конституция — основной закон Российской Федерации.
Мы — многонациональный народ. Мы — многонациональное федеративное государство. Соответственно, Конституция предоставляет всем народам Российской Федерации равные условия для существования и развития, запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку, устанавливает дополнительные гарантии для развития малочисленных коренных народов, гарантирует развитие национальных языков и другие формы самоопределения.
В реальной жизни все обстоит несколько не так. Да, на уровне пропаганды и государственного образования никто не подвергает вышесказанное сомнению, однако, как пелось в одной популярной песне, «кто кое-где у нас порой…». Впрочем, по поводу сложившегося положения имеет место некий молчаливый консенсус — так надо, так должно быть.
Как уже говорилось, обязанности гражданина являются юридическими, то есть они установлены и гарантированы государством, и одной из важнейших таких обязанностей является защита Отечества.
Во все времена в России воинская служба и защита Отечества были не просто обязанностью мужчин — священной обязанностью. Уже летописи XII века свидетельствуют о стойкости и героизме русских воинов: «Их храбрость и мужество известны, так что один из них равен некоторому числу из других народов». С раннего детства юношам прививалась любовь к оружию, военной форме и ратному труду, а боевой опыт предков передавался из поколения в поколение. Соответственно, постоянной целью любого мудрого правительства было возвышение военной службы для поддержания любви к славе, для популяризации в народе военного духа и военных добродетелей.
«Воины! Бог избрал и определил вас в службу военную для защиты Отечества, Веры Православной и Государя, Богом венчанного Отца всего Отечества нашего, чтобы и опять какие-либо злонамеренные народы не вторглись в пределы святой Руси и еретическими ногами не стали попирать земли нашей, нарушая покой о Господе почивающих в ней отцов и предков наших; чтобы враги наши не осмелились и подумать предложить и нам постыдное рабство <…> Бог избрал и определил вас; и вы, каждый день утром и вечером, в молитвах, обещаете повиноваться Богу, и исполнять волю Его на земле так, как Ангелы повинуются Ему и исполняют волю Его на небеси! Воины! Внимайте определению своему в военное звание по воле Божией, внимайте молитвам вашим, внимайте своему священному долгу, обязанностям звания вашего!»