Основное меню
Разработки уроков
Начальные классы
Русский язык
- Русский язык. Просто о непростом
- Русский язык в школе
- Этимология
- Фонетика. Орфоэпия. Графика
- Лексика и фразеология
- Учитель русского языка - коллегам
- Грамматика русского языка
- Развитие речи
- Занимательная стилистика
- Синтаксис и пунктуация
- Задания по русскому языку
- Филологические задачи
- Занимательный русский язык
- Исследовательские работы по русскому языку
- Итоговая проверка знаний по русскому языку
- Типовые задания ВПР по русскому языку для 5 класса
- Игровые технологии на уроках русского языка
Литература
- Учителю литературы
- Внеклассные мероприятия по литературе
- Книги
- Русский фольклор
- Учебный справочник "Русские писатели ХХ века"
- Изучение творчества Гоголя
- Теория литературы
- Работа по развитию речи
- Анализ поэтического текста
- Педагогический контроль по литературе
- Диктанты по литературе
- Проверочные работы по литературе
- Конкурс для знатоков литературы "Книгознай". 11 класс
- Викторины по литературе
- Викторины по роману Пушкина "Евгений Онегин"
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
История
- История в школе
- История мировой цивилизации
- Энциклопедия школьника "Герои мировой истории"
- Правители России
- История России
- Памятки по всеобщей истории
- Всемирная история
- Рабочие материалы к урокам истории
- Тесты по истории России
- Опорные конспекты по истории
- КИМ по истории
- Тематический контроль по истории России. 6 класс
- Проверка учебных достижений
- Тренажер по истории
Обществознание
- Обществознание - это просто!
- Обязательные понятия, термины школьного курса обществознания
- Справочник по обществознанию
- Подходы к изучению общества
- Право
- Ситуационные задачи по праву
- Экономика - это интересно!
- Тематический контроль по обществознанию
- Задания повышенной степени сложности по обществознанию
- Банк заданий ЕГЭ по теме «Политика»
- Задания по обществознанию на логику
Биология
- Справочники юного биолога
- Биология в школе
- Ботаника
- Зоология
- Анатомия
- Контроль знаний по биологии
- Задания по биологии
- Экологическое образование на уроках биологии
- Общая биология
- Лабораторные работы, практикумы и опыты по биологии
- Занимательные опыты по биологии
- Задачи по биологии
- Биологические диктанты
- Занимательные факты по биологии
- ВПР по биологии
- Игровые технологии в преподавании биологии
География
- География в школе
- Иллюстрированная энциклопедия "География в вопросах и ответах"
- Природоведение. 5 класс
- Рельеф земной поверхности
- Знакомство с природой тропиков
- Энциклопедия школьника "Австралия и острова Тихого океана"
- Загадки неживой природы
- Тематические задания по географии
- Викторины по географии
- Конкурсы и соревнования для юных географов
- Подготовка к ВПР по географии. 10 - 11 классы
Математика
- О, математика!
- Методическая копилка учителя математики
- Математика в школе
- Натуральные, дробные, рациональные числа
- Метематический минимум для школьников
- Математический тренажер
- Задачи по математике
- Самостоятельные работы по алгебре
- Геометрия
- Контрольные работы по геометрии
- Тесты по математике
- КИМ по математике
- Внеклассная работа
- Нестандартные задания по математике
- ВПР по математике
- Олимпиады и конкурсы по математике
- Итоговые контрольные работы по математике. 9 класс
Все сказанное выше подготовило нас к ответу на основ ной вопрос: что же такое развитие? С одной стороны, развитие — это прохождение организмом последовательных стадий. Чем значительнее они отличаются друг от друга, чем разнообразнее происходящие при этом процессы, тем более сложным можно назвать такое развитие. Самым сложным является развитие многоклеточных животных из яйца. С другой стороны, развитие — это формирование и преобразование соматической части организма на основе информации, содержащейся в его генеративной части — ДНК. Поэтому можно сказать, что развитие — это реализация наследственной информации, которая определяет последовательное прохождение одной стадии за другой. Генеративная часть остается при этом неизменной (не считая редких и случайных мутаций) и передается следующему поколению. У одноклеточных организмов это оказывается возможным потому, что функционирование ДНК никак не отражается на ее первичной структуре, т. е. на последовательности нуклеотидов, в которой и закодированы все признаки и функции организма.
Однако уже у инфузорий изоляция генеративной части достигается разделением на два типа ядер — генеративное (микронуклеус) и вегетативное (макронуклеус). При этом в ДНК макронуклеуса происходят некоторые изменения (избирательная репликация), которых нет в микронуклеусе. У многоклеточных это разделение осуществляется на уровне клеток, причем у более высокоорганизованных животных будущие половые клетки, как правило, обособляются раньше и полнее. Таким образом, эволюция шла в направлении большего обособления генеративной части и лучшей ее защиты.
Уже у тех одноклеточных, у которых можно видеть элементы развития, было обнаружено, что разные стадии жизненного цикла связаны с синтезом разных белков и контролируются разными группами генов. Смена стадий предопределяется, следовательно, сменой наборов активных генов, для чего в клетках должен существовать специальный аппарат регуляции. Механизм регуляции подобного типа у бактерий сейчас во многом известен.
Ситуация у многоклеточных сложнее. Генетический аппарат эукариот содержит значительно больше ДНК, которая находится в составе хромосом и связана с особыми белками. Сложность вызвана также и большим числом стадий развития, и главным образом тем, что по мере развития прогрессивно увеличивается число различных типов клеток. И это вместе с увеличением количества ДНК приводит к большему разнообразию наборов активных генов, функционирующих в клетках многоклеточных животных.
Таким образом, развитие, если рассматривать его с точки зрения функционирования генетического аппарата, состоит в последовательной смене наборов активных генов. Такое определение развития, как и большинство определений в биологии, односторонне, так как включает события, происходящие только на уровне ДНК. Оно и не совсем точно: изменения в активности генов у бактерий происходят и без развития, например при смене источников питания. Однако такое определение развития касается самых основных процессов, стоящих сейчас в центре внимания ученых, занимающихся биологией развития.
Поиск
Информатика
Физика
- Справочник школьника по физике
- Эта простая сложная физика
- Физика в школе
- УМК по физике
- Занятные опыты по физике
- Физические диктанты. 7 класс
- Проверочные работы по физике. 7 класс
- КИМ по физике. 9 класс
- Научные сказки по физике
- Задачи по физике
- Тренировочные задания по физике. 8 класс
- Тесты по физике
- Контрольные работы по физике
- Задания для подготовки к ВПР по физике
- Знаете ли вы физику?
Астрономия
Химия
- Школьный курс химии: обязательные понятия, законы, формулы
- Химия. Замечательная наука!
- Химические вещества и элементы
- Рабочие материалы к урокам химии
- Кейс-технологии в органической химии
- Химия в стихах
- Сказки по химии
- КИМ по химии
- Забавные эксперименты по химии
- Задачи по химии
- Тесты по химии. 9 класс
- Квест по химии «Отгадай фамилию»
- Элективные курсы по химии. 8-9 классы
- Контрольные работы по химии
- Турнир "Фантастическая химия"
- Типовые задания ВПР по химии. 11 класс
- Диагностика готовности к ОГЭ по химии. 9 класс
Поделиться:
ОБЖ
Естествознание
МХК
Музыка
ИЗО
Физкультура
- Образовательный модуль "История становления и развития Олимпийского движения"
- Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня
- Физкультминутки
- Эстафеты на уроках физкультуры
- Виды спорта
- Сценарии спортивных мероприятий в школе
- Влияние пеших прогулок на организм человека
- К урокам физкультуры