1. Введение
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа образовательного модуля «История становления и развития олимпийского движения» имеет историко-спортивную направленность. Поэтому сочетает в себе не только учебные занятия, но и внеклассную работу в данном направлении.
Воспитание активного, увлекающегося различными видами спорта обучающегося не ограничивается только тренировочными сборами. Без теоретических знаний об олимпийском движении невозможна полноценная пропаганда здорового образа жизни у подрастающего поколения, невозможна реализация одного из основных идеалов гуманистической педагогики – гармоничного развития личности, восходящей к древнегреческому идеалу калакагатии: гармонии физических и духовных способностей человека.
Помимо этого в рамках реализации программы образовательного модуля предполагается изучение правил и тактики некоторых подвижных игр.
2. Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, испытывая большие зрительные и учебные нагрузки, негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.
В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются не только физкультурно-оздоровительные занятия, но и изучение теоретических основ зарождения и развития олимпийского движения для повышения заинтересованности учащихся. Исследования ученых-педагогов, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья, а также увеличения общего количества детей, желающих заниматься спортом.
Программа предполагает на ряду с учебными занятиями проведение полноценной внеклассной работы с включением подвижных игр, туристических походов, а также спортивных праздников.
Данный образовательный модуль реализуется в условиях перехода и внедрения ФГОС в основной школе (5-9 классы).
3. Место модуля в образовательном процессе.
Программа предметного образовательного модуля рассчитана на 10 учебных часов и 6 часов внеклассной работы и ориентирована на перспективу развития заинтересованности учащихся ЗОЖ в основном звене школы. В процессе изучения данного модуля учащиеся имеют возможность расширить свои знания по истории становления и развития Олимпийского движения.
Модуль «История становления и развития Олимпийского движения» является межпредметным: наряду со сведениями по истории Олимпийского движения в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов гуманитарного цикла.
Направление модуля – развивающее. Прежде всего, модуль ориентирован на создание у школьников правильного представления об Олимпийском движении, его роли в мире, а также на приобретение знаний по истории развития спортивного движения в России.
4. Новизна.
Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий. Программа объединяет теоретическое и оздоровительное направление. Предполагается получение знаний и навыков, способствующих общему оздоровлению организма школьников и теоретической подготовки.
5. Цель программы:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование общего представления в некоторых областях теоретических знаний.
6. Задачи:
Программа предполагает решение образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач:
Развивающие задачи:
-развивать интерес к физической культуре и спорту, истории олимпийских игр;
-развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
Воспитательные задачи:
воспитание морально-волевых качеств;
воспитание культуры здоровья, ответственности личности за свое здоровье и потребности заботиться о нем.
Образовательные задачи:
1. Формирование знаний о истории становления и развития олимпийского движения.
2. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Оздоровительные задачи:
Достижение восстановления уровня общефизических возможностей организма.
Создание условий для дальнейшего оздоровления организма.
7. Методы и формы обучения.
Для повышения интереса обучающихся предусмотрено применение разнообразных форм и методов проведения занятий.
Словесные методы: рассказ, объяснение, указания – создают у учащихся предварительные представления об изучаемом Олимпийском движении.
Наглядные методы применяются, главным образом, в виде показа наглядных пособий, видеофильмов, презентаций. Они помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
8. Ожидаемые результаты изучения курса.
В результате изучения предметного образовательного модуля «История становления и развития Олимпийского движения» учащиеся должны знать:
- историю возникновения и развития Олимпийского движения в мире;
- историю участия российских спортсменов в Олимпийских играх;
- биографию видных деятелей МОК и выдающихся российских спортсменов;
9. Осуществление контроля уровня достижений учащихся. Критерии оценок.
Контроль уровня достижений учащихся при изучении модуля осуществляется в следующих формах:
- текущий контроль: беседа с учащимися по изученным темам;
- тематический контроль: выполнение тестовых заданий.
Итогом работы по данному модулю может быть написание реферата, создание презентации, а также в рамках внеклассной работы – спортивный праздник.
10. Механизм реализации программы.
Программа предметного образовательного модуля реализуется в основной школе (5-9 классы) и рассчитана на 16 часов. Из них – 10 часов (по 2 часа в каждом классе) – учебные занятия по получению теоретических знаний об истории становления и развития олимпийского движения и 6 часов внеклассной работы, направленной на оздоровление подросткового организма школьников.
Занятия проводятся в соответствии с тематическим планированием предметного образовательного модуля и тематическим планированием по истории в 5-9 классах.
Продолжительность одного теоретического занятия – 45 минут и одного внеклассного занятия – 60 минут.
Тематическое планирование
Класс |
Раздел |
Тема урока |
Форма занятия |
Основные элементы содержания образования. |
5 |
Древняя Греция |
История возникновения Олимпийских игр. 1 час |
Беседа |
Легенды и достоверные сведения об Олимпийских играх Древней Греции. |
|
|
Основные традиции древних олимпийских игр. 1 час
|
Комбин. |
Программа соревнований древних Олимпийских игр. Чемпионы древних Олимпийских игр. |
|
|
Подвижные игры на свежем воздухе. 1 час. |
Внеклассное занятие |
Подвижные игры Древней Греции и современные подвижные игры. |
6 |
Раннее Средневековье |
Рыцарские турниры и Олимпийские игры в древности. 1 час. |
Презентация |
Сравнение программы рыцарских турниров средневековья и Олимпийских игр Древней Греции. |
|
|
Возрождение Олимпийских Игр 1 час. |
Беседа |
История возрождения Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена. Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения. |
|
|
Туристический поход 1 час. |
Внеклассное занятие |
Изучение туристического снаряжения и основных правил начинающего туриста. |
7 |
Раннее Новое время |
Великие географические открытия. 1 час. |
Комбин. |
Мореплавание в эпоху Нового времени как прообраз современных олимпийских состязаний. |
|
|
Повседневная жизнь. 1 час. |
Презентация |
Повседневная жизнь в эпоху раннего Нового времени. Спортивные состязания в XVI-XVII веках. |
|
|
Весёлые старты 1 час. |
Внеклассное занятие. |
Соревновательные состязания между сборными командами 5-9 классов. |
8 |
Вторая половина XIX века. |
Создание Олимпийской хартии. 1 час. |
Видеофильм |
Создание, структура и функции МОК. Принятие Олимпийской хартии, её содержание.
|
|
|
Спортсмены дореволюционной России на Олимпийских играх. 1 час. |
Викторина |
Становление и развитие современного олимпийского движения и Олимпийских игр до I мировой войны (1896 – 1914). Участие первых (в дореволюционной России) российских олимпийцев и их спортивные достижения. Первый олимпийский чемпион Панин-Коломенкин. |
|
|
Подвижные игры на свежем воздухе. 1 час. |
Внеклассное занятие. |
Изучение новых подвижных игр с элементами олимпийских состязаний. |
9 |
Россия в советский и постсоветский периоды. |
Этапы развития современного олимпийского движения. 1 час. |
Лекция. |
Олимпийские игры в период между первой и второй мировыми войнами. Учреждение и развитие зимних Олимпийских игр. |
|
|
Структура и функции современного олимпийского движения. 1 час. |
Видеофильм. |
Система управления современным олимпийским движением. Деятельность НОК, МСФ, Международной олимпийской академии и других международных организаций и объединений.
|
|
|
Туристический поход. 1 час. |
Внеклассное занятие. |
Отработка навыков поведения в туристическом походе. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим. |
|
|
Заключительное занятие «Олимпийские состязания» (как вариант проведения заключительного занятия – День Здоровья). 1 час. |
Внеклассное занятие. |
Включение в школьные «олимпийские состязания» изученных подвижных игр, элементов туризма, а также элементов современных олимпийских состязаний. |
|
Итого: |
16 часов. |
|
|