Выбор проблемы «Учение с интересом» не случаен. Именно интерес лежит в основе мотивации. А в ней – ключ к успешному обучению.
Добиться повышения мотивации методисты обычно предлагают путем реализации принципов личностно-ориентированного подхода, при котором в центре обучения оказывается личность ученика, а ролевые отношения «учитель-ученик» существенно меняются.
Как привить интерес к нашему предмету – французскому языку? Как сохранить и преумножить его в течение всего периода обучения? Наконец, как создать положительный настрой на каждый урок? Вот вопросы, которые неизбежно встают перед каждым творчески работающим учителем.
Если коротко, песня – верный помощник учителя французского языка.
Не открывая никаких Америк, можно сказать, что она – мощное средство поддержания интереса и мотивации к обучению и стимул к самостоятельной работе учащихся над языком.
Песня позволяет работать над произношением, обогащает словарный запас учащихся, она – прекрасный аутентичный материал для обучения аудированию, говорению, письму.
Кроме того, песня – источник страноведческих знаний. А еще это незаменимое средство для создания благоприятного психологического климата и эмоциональной атмосферы на уроке. Наконец, песня как нельзя лучше подходит для снятия напряжения и восстановления работоспособности наших учеников.
Игра на уроке давно признана методистами занятием полезным. Она – один из инструментов преподавания, потому что, во-первых, активизирует мыслительную деятельность учащихся, во-вторых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, в-третьих, заставляет волноваться, переживать, и значит, формирует мощный стимул к овладению языком.
Однако учитель не должен забывать, что игра на уроке – это не коллективное развлечение, а способ достижения задач обучения. Игра – всего лишь своеобразная оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности. Поэтому, планируя игру, учитель сначала определяет: какие навыки и умения потребуются учащимся в процессе игры; затем, определив для себя, чего ребенок не умеет, решает, чему тот должен научиться в ходе игры. Соответственно и задачи, какие встают перед учителем, таковы: вооружить детей правилами игры, наблюдать за развитием игры и следить за ее результативностью в ходе дальнейшей педагогической работе.
Наверное, нет такого человека, которому удалось бы выучить иностранный язык без зубрежки. Ведь чтобы запомнить слова, довести до автоматизма употребление речевых образцов, их нужно многократно повторить. А сколько приходится заучивать грамматического материала! Одни неправильные глаголы чего стоят… Зубрежки при всем нашем желании избежать трудно. А она, естественно, скучна, ведет к снижению, а то и потере интереса к предмету.
Можно ли и каким образом эту потерю интереса нейтрализовать? Да, если использовать технологию проблемного обучения. Её применение уместно и полезно ещё и потому, что она способствует не только поддержанию мотивации к изучению языка, но и развитию личности ребенка.
Начало каждого учебного года сопровождают традиционные вопросы детей: «Что мы в этом году будем ставить?», «Когда мы праздник готовить будем?», «А проекты с какого класса начинаются?», «Какие будут призы?». Есть что им ответить, но интригуем: «Посмотрим, как учиться будете!», или: «Это еще подумать надо, с каким классом спектакль ставить!», «А вы доросли до проекта?», или еще короче и загадочнее: «Сюрприз!».
Почему интригуем? Потому что «завтрашняя радость» занимает особое место в технологии обучения с удовольствием.
«Воспитать человека – значит воспитать у него, перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость, – говорил А.С. Макаренко. – Можно написать целую методику этой важнейшей работы».
В обучении иностранному языку чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Оно, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства.
В первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации. Во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.
Использование чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению нашего предмета, который учащийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
В самой формулировке темы есть некоторое преувеличение, цель которого – привлечь внимание к скрытым возможностям нашего предмета.
Психотерапия (от греческого psyche – душа и therapeia – лечение) – это область практического применения психологических методов и средств для решения разных форм психологических проблем. Конечно, я никогда не возьму на себя смелость утверждать, что на уроке языка можно лечить психологические отклонения и психосоматические заболевания, но решать психологические проблемы, предупреждать их появление – вполне реально.