Начальные классы

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

Английский язык

История

Обществознание

Биология

Математика

 

Раздел 1. Богатство и разнообразие лексики русского языка

 

Блок информации

 

Все слова, имеющиеся в языке, образуют его словарный запас, или лексику. Словарный запас одного человека называется лексиконом.

Слово имеет лексическое и грамматическое значения. Большинство слов в русском языке являются многозначными, т.е. имеют несколько лексических значений (прямое и переносное). Значения одного слова связаны между собой. Переносные значения служат для создания выразительных средств языка: метафор, сравнений, олицетворений.

От многозначных слов надо отличать омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Среди этой группы слов выделяются омоформы (слова, совпадающие в отдельной форме): лечу, мой; омофоны (слова, совпадающие по звучанию): лет до ста расти нам без старости; я в лес, и он влез, я на вяз, а он завяз; серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. Омографы – это слова, звучащие по-разному, но совпадающие на письме: замок – замок, засыпали - засыпали; стрелки остановились.

Паронимы – слова, похожие по звучанию, но имеющие разное значение: невежа – невежда, одеть – надеть.

О богатстве русского языка свидетельствуют синонимы – слова, имеющие одинаковое значение, но отличающиеся смысловыми оттенками и стилистической окраской. Синонимы могут отличаться оттенками в значении (буря, ураган, шторм), стилистической окраской (спать – почивать – дрыхнуть). Использование синонимов помогает избежать повторений и украшает нашу речь.

Особое место занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Использование антонимов делает речь более выразительной: Дома новы, но предрассудки стары (А. С. Грибоедов), Мне грустно потому, что весело тебе (М. Ю. Лермонтов),

По происхождению слова русского языка делятся на исконно русские и заимствованные. Заимствованные слова составляют более 10% в лексике русского языка, среди них немало старославянизмов (град, брег, глава, хождение, одежда, мощь, агнец). Заимствование обычно вызвано потребностью в наименовании новой вещи или нового явления (магнитофон, компьютер), необходимостью разграничить близкие, но тем не менее различающиеся понятия (страх - паника), стремлением заменить сочетание слов одним словом (сейф – несгораемый шкаф, снайпер – меткий стрелок).

По употреблению лексика русского языка делится на две группы: активный словарный запас и пассивный запас. Слова пассивного запаса можно разделить на две группы: устаревшие и новые. Слова, как люди, рождаются, живут, старятся и даже умирают. Судьбу слов определяет не возраст, а их использование в речи: мы перестают их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются (историзмы - боярин, вече, опричник, стрельцы), или появляются новые названия у старых предметов (архаизмы - брадобрей, одр, ланиты, десница).

Новые слова называются неологизмами.

Основную часть лексики составляют общеупотребительные слова, т.е. такие, которыми пользуются все носители языка, но немало слов ограниченного употребления. Русский язык богат народными говорами, и особую группу слов составляют диалектизмы – слова, встречающиеся в речи жителей той или иной местности. Диалектизмы используются, чтобы показать особенности речи героев, отразить местный колорит.

Жаргонизмы – слова, используемые в отдельных социальных группах. Использование их в речи затрудняет понимание, значения таких слов часто неточны, расплывчаты.

К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы – слова, употребляемые людьми определенной профессии

 

 

Тренировочные упражнения

Задание 1. Определите значения следующих слов:

Бартер, консенсус, триллер, шоумен, гран-при, йети, ноу-хау, саммит, эксклюзивный, кемпинг, рефери, дефолт.

 

Задание 2. Соедините слова и толкование их значений.

Вирши

Буклет

Буколика

Адекватный

Апломб

Дилогия

Закоснелый

Меморандум

Монография

Регресс


А. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.

Б. Силлабические стихи, распространенные в русской литературе 17 – 18 веков.

В. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и сюжета.

Г. Застарелый, косный.

Д. Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль.

Е. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.

Ж. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.

З. Излишняя самоуверенность в поведении, в речи.

И. Направление развития от высшего к низшему, движение назад, упадок.

К. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос.

 

Задание 3. Каждое толкование замените одним словом.

Краткая приветственная застольная речь.

Настенный светильник из одной или нескольких ламп.

Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы.

Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с одной стороны глазурью.

Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.

Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.

Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо.

Грубый, невоспитанный человек.

Тоска по родине.

Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или стеной.

 

Задание 4. Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:

Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.

 

Задание 5. Подберите подходящие по смыслу антонимы:

Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.

 

Задание 7. Объясните, какие значения будут приобретать словосочетания.

Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).

 

Задание 8. Объясните значения следующих слов.

Бережный – бережливый, боязливо – боязно, масленый – масляный, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.

 

Задание 9. Объясните различия в значении следующих паронимов.

Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор, логический – логичный.

 

Задание 10. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.

… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный); … браслет, … бой, … дерево (гранатный, гранатовый); … принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная); … собрание, … бои, … произведение (классовый, классический, классный); … гордость, … отношение (фамильный, фамильярный); … район, мальчонка (соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный, эффективный).

 

Задание 11. К словам первой группы подберите синонимы из второй группы.

А) Абстрактный, адекватный, инертность, колоссальный, комичный, лексикон, маг, матовый, орфография, позитивный, полемика, резолюция, сувенир, токсичный, фамильярный, фиаско, эмоции, юриспруденция.

Б) Бездеятельность, бесцеремонный, волшебник, неуда