Школьный ориентир

Грамотеи

Начальные классы

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Обществознание

Биология

Математика

Веселый ранец

 

Как сделать так чтобы урок запомнился, как задать вопрос, поставить проблему так, чтобы она стала важной и интересной для ученика? Биологический эксперимент даёт эту возможность.

При закладке эксперимента выделяют несколько этапов:

1.Выдвижение гипотезы

2.Ход

3.Результаты

4.Выводы.

Таким образом, ученики, с помощью учителя, учатся планировать свою деятельность, находить связь между наблюдаемым явлением и теоретическими знаниями. Большинство опытов проводятся в курсе ботаники. Закладываются опыты, выявляющие передвижение воды и минеральных веществ по древесине, поглощение воды, дыхание корней, определяется интенсивность испарения. Некоторые опыты дети закладывают самостоятельно, и тогда это превращается в самостоятельное исследование.

Например, ученики шестого класса справляются с экспериментом по прорастанию семян. В классе раздаются задания, каждый ребёнок выбирает себе растение из предложенных, например: горох, редис, фасоль, подсолнечник, кукуруза. Результаты записывают в таблицу, делаются рисунки. Урок по теме «Рост и развитие растений» проходит в этом случае очень активно, есть возможность сравнить свои результаты с результатами других, увидеть общие закономерности, объяснить разницу.

Учитель постоянно стремиться выйти за рамки методических пособий и ищет новый материал для урока. Некоторые эксперименты не требуют сложного оборудования и могут быть использованы учителем для объяснения нового материала.

Например, при изучении зрительного анализатора.

Сравните  два фрагмента урока.

1.«Бинокулярное зрение приматов позволяет более точно оценивать положение тела в пространстве, расстояние до предмета….»

2.«Возьмите в руки два карандаша. Вытяните руки вперёд и разведите в стороны. А теперь, закрыв один глаз, попытайтесь соединить кончики карандашей перед собой. Получилось? Теперь попытайтесь это сделать, открыв оба глаза. В каком случае легче соединить?»

По сути, речь идёт об одном и том же, но насколько будет отличаться результат.

Изучение зрительного анализатора можно дополнить экспериментами по изучению доминирующего глаза. Учитель предлагает совместить карандаш с вертикальным предметом, расположенным в отдалении, например: оконная рама, край доски, затем закройте правый глаз, потом только левый. Тот глаз, который видит карандаш на прежнем месте и является доминирующим.

Достаточно сложна для изучения в 8 классе тема «Строение головного мозга».

Но на этом уроке можно использовать небольшие опыты и тогда всё становиться немного легче и намного интереснее. Например, наблюдения за рефлексами среднего мозга.

Эксперимент: Встаньте так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ноги, стоящей сзади. Руки сложите в замок и соедините локти перед собой. Что вы ощущаете...?

В данном случае благодаря рефлексам среднего мозга удерживается равновесие тела, средний мозг регулирует мышечный тонус и поддержание позы.

Или ещё один забавный эксперимент: Встаньте прямо отведите правую ногу в сторону. А затем плотно прислонитесь левым боком к стене и попробуйте поднять ногу.

В последнее время при изучении курса биологии используется компьютерное моделирование. Оно позволяет моделировать ситуации, которые сложно воспроизвести  в школьном кабинете.

Например, компьютерные лаборатории:

- особенности строения и жизнедеятельности различных типов животных и отделов растений (Лабораторный практикум. Биология 6 – 11. Открытая биология. Физикон)

- биохимия клетки (Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 кл.)

Компьютерный эксперимент расширяет возможности учителя, так же как и натурный учит ребёнка планировать свою деятельность, делать выводы, но ни в коем случае не заменяет последний, а дополняет. Реальный опыт вызывает удивление: как это действительно есть? гордость за то, что эти знания, факты ребёнок получил и объяснил сам, развивает моторику ученика.

Проведение эксперимента на уроке позволяет достигнуть метапредметных результатов: овладеть навыками учебно-исследовательской деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, овладевать навыками решения вопросов, излагать свою точку зрения.


В высыпающемся меню к этому разделу сайта ищите лабораторные работы. практикумы по биологии, а также опыты и эксперименты.

Поиск

Сила знаний

Профессор Знаев

Поделиться:

ОГЭ и ЕГЭ

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru