Как сделать так чтобы урок запомнился, как задать вопрос, поставить проблему так, чтобы она стала важной и интересной для ученика? Биологический эксперимент даёт эту возможность.
При закладке эксперимента выделяют несколько этапов:
1.Выдвижение гипотезы
2.Ход
3.Результаты
4.Выводы.
Таким образом, ученики, с помощью учителя, учатся планировать свою деятельность, находить связь между наблюдаемым явлением и теоретическими знаниями. Большинство опытов проводятся в курсе ботаники. Закладываются опыты, выявляющие передвижение воды и минеральных веществ по древесине, поглощение воды, дыхание корней, определяется интенсивность испарения. Некоторые опыты дети закладывают самостоятельно, и тогда это превращается в самостоятельное исследование.
Например, ученики шестого класса справляются с экспериментом по прорастанию семян. В классе раздаются задания, каждый ребёнок выбирает себе растение из предложенных, например: горох, редис, фасоль, подсолнечник, кукуруза. Результаты записывают в таблицу, делаются рисунки. Урок по теме «Рост и развитие растений» проходит в этом случае очень активно, есть возможность сравнить свои результаты с результатами других, увидеть общие закономерности, объяснить разницу.
Учитель постоянно стремиться выйти за рамки методических пособий и ищет новый материал для урока. Некоторые эксперименты не требуют сложного оборудования и могут быть использованы учителем для объяснения нового материала.
Например, при изучении зрительного анализатора.
Сравните два фрагмента урока.
1.«Бинокулярное зрение приматов позволяет более точно оценивать положение тела в пространстве, расстояние до предмета….»
2.«Возьмите в руки два карандаша. Вытяните руки вперёд и разведите в стороны. А теперь, закрыв один глаз, попытайтесь соединить кончики карандашей перед собой. Получилось? Теперь попытайтесь это сделать, открыв оба глаза. В каком случае легче соединить?»
По сути, речь идёт об одном и том же, но насколько будет отличаться результат.
Изучение зрительного анализатора можно дополнить экспериментами по изучению доминирующего глаза. Учитель предлагает совместить карандаш с вертикальным предметом, расположенным в отдалении, например: оконная рама, край доски, затем закройте правый глаз, потом только левый. Тот глаз, который видит карандаш на прежнем месте и является доминирующим.
Достаточно сложна для изучения в 8 классе тема «Строение головного мозга».
Но на этом уроке можно использовать небольшие опыты и тогда всё становиться немного легче и намного интереснее. Например, наблюдения за рефлексами среднего мозга.
Эксперимент: Встаньте так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ноги, стоящей сзади. Руки сложите в замок и соедините локти перед собой. Что вы ощущаете...?
В данном случае благодаря рефлексам среднего мозга удерживается равновесие тела, средний мозг регулирует мышечный тонус и поддержание позы.
Или ещё один забавный эксперимент: Встаньте прямо отведите правую ногу в сторону. А затем плотно прислонитесь левым боком к стене и попробуйте поднять ногу.
В последнее время при изучении курса биологии используется компьютерное моделирование. Оно позволяет моделировать ситуации, которые сложно воспроизвести в школьном кабинете.
Например, компьютерные лаборатории:
- особенности строения и жизнедеятельности различных типов животных и отделов растений (Лабораторный практикум. Биология 6 – 11. Открытая биология. Физикон)
- биохимия клетки (Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 кл.)
Компьютерный эксперимент расширяет возможности учителя, так же как и натурный учит ребёнка планировать свою деятельность, делать выводы, но ни в коем случае не заменяет последний, а дополняет. Реальный опыт вызывает удивление: как это действительно есть? гордость за то, что эти знания, факты ребёнок получил и объяснил сам, развивает моторику ученика.
Проведение эксперимента на уроке позволяет достигнуть метапредметных результатов: овладеть навыками учебно-исследовательской деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, овладевать навыками решения вопросов, излагать свою точку зрения.
В высыпающемся меню к этому разделу сайта ищите лабораторные работы. практикумы по биологии, а также опыты и эксперименты.