Особенность графических диктантов в экономии времени на уроке и места в тетради. Зачитываю предложения, содержащие как верную, так и ошибочную информацию. Задача учащихся решить, согласны ли они с утверждением учителя. Если да, то они ставят «+», если нет – « - ». В итоге ответ выглядит следующим образом: +, +, -, +, +, -, -, +, -, и т.д. Использование графических диктантов развивает критическое мышление, аналитические способности, позволяет учащемуся не согласиться с высказыванием учителя, что идёт вразрез с общепринятыми нормами, тем более, что все предложения зачитываю уверенно, словно это прописная истина. В качестве контроля используют самоконтроль или взаимоконтроль – вывешиваю строку верных ответов, учащиеся сверяются со своими ответами, выставляют отметку.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (8 класс)
Нейрон – нервная клетка. (+)
Длинные отростки нейронов – дендриты. (-)
Нервные клетки состоят из отростков и нервных окончаний. (-)
Нейроны бывают чувствительными, двигательными и вставочными. (+)
Рефлекс – ответная реакция организма на внешние или внутренние раздражители, осуществляемая и контролируемая ЦНС (+).
Медиаторы – химические вещества, с помощью которых осуществляется передача сигналов через синапс. (+)
Через синапс передается возбуждение от рецептора в отдел ЦНС. (-)
Путь, по которому проходит нервный импульс – рефлекторная дуга. (+)
Рефлекторная дуга состоит из 5 отделов. (+)
К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. (+)
Ответ: +,-,-,+,+,+,-,+,+,+.
СПИННОЙ МОЗГ (8 класс)
Скопления тел нейронов вне центральной нервной системы – спинной мозг. (-)
Спинной мозг состоит из 31 сегмента. (+)
Центральный канал заполнен спинномозговой жидкостью. (+)
Жировая оболочка спинного мозга – миелин. (+)
Диаметр спинного мозга – 0,3 см. (-)
Функции спинного мозга – проводниковая и рефлекторная. (+)
Длина спинного мозга 31 см. (-)
Масса спинного мозга – 35,39 г. (+)
От сегментов спинного мозга отходят по 3 пары смешанных спинномозговых нервов. (-)
У каждого спинномозгового нерва есть два корешка – передний и задний. (+)
Ответ: -,+,+,+,-,+,-,+,-,+.
ГОЛОВНОЙ МОЗГ (8 класс)
Масса головного мозга взрослого человека – 1300-1400г. (+)
Мозжечок выполняет проводниковую функцию. (-)
Потребление воды и пищи, поддержание постоянной температуры тела происходит в продолговатом мозге. (-)
Средний мозг обеспечивает мгновенные реакции на свет и звук, поддерживает мышечный тонус. (+)
Продолговатый, средний, промежуточный мозг и мост составляют ствол головного мозга. (+)
Мост осуществляет проводниковую функцию. (+)
Каждое полушарие головного мозга делится крупными бороздами на лобную и затылочную доли. (-)
Общая площадь коры больших полушарий – 2200-2500 кв.см. (+)
Зрительная зона расположена в затылочной доле больших полушарий. (+)
Зона речи находится в височной доле больших полушарий. (-)
Ответ: +,-,-,+,+,+,-,+,+,-.
СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА (8 класс)
Позвоночник человека состоит из 31 позвонка. (-)
Грудная клетка человека состоит из грудных позвонков, костей грудины и 12 пар рёбер. (+)
Лучевая кость относится с поясу нижних конечностей. (-)
Среди костей черепа лишь 2 подвижные кости. (-)
Голень образована большой и малой берцовыми костями. (+)
Мозговой отдел головы состоит из 6 костей. (+)
Длина позвоночника составляет около 40% от длины тела человека. (+)
Шейный отдел позвоночника состоит из 5 позвонков. (-)
Кости плюсны составляют часть стопы человека. (+)
В состав свободной верхней конечности входят кисть, предплечье и плечо. (+)
Ответ: -,+,-,-,+,+,+,-,+,+.
КРОВЬ (8 класс)
Общее количество крови в организме человека составляет 5 л, это 7 % всей массы тела. (+)
Объём воды в плазме крови – 50%. (-)
Эритроциты – красные ядерные клетки крови. (-)
Красный цвет эритроцитам придаёт белок гемоглобин. (+)
Продолжительность жизни эритроцитов около 120 дней. (+)
Фагоцитоз открыт И.И. Мечниковым. (+)
Основная функция лейкоцитов – перенос кислорода. (-)
Существующие 4 группы крови открыл К. Ландштейнер. (+)
Фибриноген – нерастворимый белок плазмы. (-)
Основная функция тромбоцитов – участие в свёртывании крови и остановке кровотечения. (+)
Склеивание эритроцитов называется агглютинацией. (+)
85% людей имеют отрицательный резус-фактор. (-)
Ответ: +,-,-,+,+,+,-,+,-,+,+,-.
ПИЩЕВАРЕНИЕ (8 класс)
Пищеварительная система – это пищеварительный канал. (-)
Глотка – мышечный орган длиной 11-13 см. (+)
Тонкая кишка заканчивается прямой кишкой. (-)
Сфинктер - место перехода глотки в пищевод. (-)
Самая большая пищеварительная железа – поджелудочная. (-)
Отделы тонкой кишки: двенадцатипёрстная, тощая и подвздошная. (+)
Толстая кишка разделяется на слепую, ободочную и прямую. (+)
Аппендикс – червеобразный отросток ободочной кишки. (-)
Число зубов взрослого человека – 23. (-)
Жевание – это механическая обработка пищи. (+)
У человека 4 пары слюнных желез. (-)
Лизоцим – белковое вещество в составе слюны, обладающее обезвреживающими свойствами. (+)
Ответ: -,+,-,-,-,+,+,-,-,+,-,+.