Для создания эмоционального настроения учащихся на уроке химии как нельзя лучше подойдет использование стихов Л.Н. Чуешкова. Веселые, забавные, они помогут ребятам запомнить химические понятия и свойства элементов периодической системы Д.И. Менделеева, их соединений и т.д. Научная, трудная для восприятия информация будет воспринята школьниками свободно и легко, и урок вызовет у них только положительные эмоции.
Химия в стихах Л.Н. Чуешкова
Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева
Не ходите руки в брюки,
Не берите пальцы в рот,
Приобщайтесь-ка к науке –
Вот химический народ.
Слева здесь всегда металлы,
Первый все же водород,
Ну а справа неметаллы.
У них все наоборот.
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор,
И таких немало линий –
В них и музыка и хор.
Каждый встал на свое место,
Отличаясь на протон.
Говорит о том уместно
Менделеева закон.
Химические элементы
Мы не бяки и не буки.
Знаки мы большой науки.
Обозначим каждый атом
И не пользуемся блатом.
Электроны и протоны
Подчиняются законам.
Можем мы соединяться,
Веществами называться,
Можем в формулах мы жить
И полезными всем быть.
Даже в вашем, люди, теле
Элементы все при деле.
Кислород
Он без запаха, без цвета,
С углеродом даст он дым,
Им окутана планета –
Без него не быть живым.
Для дыхания он нужен,
В нем сгорают вещества.
В океане он и в луже,
Там, где зелень и листва.
Кто сейчас его узнает?
И при всех здесь назовет?
Тот, конечно, точно знает
Газ известный – кислород.
Водород
Он без крыльев, но летает,
С кислородом он на «ты»!
А металлы вытесняют
Этот газ из кислоты.
Может он взорваться сильно,
Может просто он гореть.
Выделяется обильно
И стремится улететь.
Так скорей его ловите,
Улети на небосвод.
Отвечайте, не томите,
Что же это? – Водород.
Вода
Льется дождь из серой тучи,
Водопад с высокой кручи.
Чайник на огне стоит-
Пар из носика валит.
Она в капельках росинок,
Она в прелести снежинок.
Из тумана, изо льда
Получается – вода.
Растворы
Всыпать в чашечку изволь
Либо сахар, либо соль.
Влей туда воды немножко,
Помешай все той же ложкой.
Так к чему здесь разговор –
В чашке истинный раствор.
Основные классы неорганических соединений
Если сильный кислород
На другого нападет –
Элемент другой навзрыд
Образует с ним оксид.
В нем металл и кислород,
Да еще плюс водород.
И такое сочетание
Называют – основание.
Впереди всегда здесь «аш»
А за ним, что остается.
Она щиплется и жжется
И на первый взгляд проста,
А зовется – кислота.
Лишь остаток не сбежал,
И усильем воли
С ним металл образовал,
Что ребята? – Соли.
Химическая связь
Ионная связь
Натрий с серой повстречался
Полюбил и обвенчался.
Ей отдав свой электрон,
Превратился в катион.
Электрон тот сера взяла,
Анионом сразу стала,
А супружеская связь
Вдруг ионной назвалась.
Ковалентная связь
В пару общую сложили
Электроны «Хлор» и «Аш»,
Справедливо не делили,
К хлору пара подалась.
Силой хлор всегда гордился,
Их к себе поближе сгреб,
Водород их не лишился
Побежав за ним взахлеб.
Рядом парочка навечно
В одну формулу сплелась.
Называется, конечно,
Ковалентной эта связь.
Металлическая связь
Только верные металлы
Поступают так всегда:
Свои атомы в кристаллы
Заключили навсегда.
Вместе все объединились,
Друг за друга все держась,
Электронами сплотились
В металлическую связь.
Качественные реакции на ионы
Чтоб открыть ионы хлора,
К ним прилей чуть-чуть раствора.
Это сделать так легко –
И в пробирке молоко.
Нужно просто, посмотри,
Взять аргентум эн о три.
Как дважды два четыре,
Аммоний просто различим,
Направить к носу газ слегка –
В нем запах есть аммиака.
Ох, уж эти нам нитраты!
Их в продуктах многовато,
Чтобы нам их обнаружить –
Нужно память поднатужить.
Кислоты здесь серной мало,
Нужно взять еще металла,
И тогда уже на глаз
Мы увидим бурый газ.
Открываю, открываю
Ничего не понимаю.
Не белеет, не синеет,
Не краснеет, не чернеет.
Вот так чудо инвалид,
А зовут его – сульфид.
И ответом на вопрос
Служит медный купорос.
Карбонат любой возьмем,
Кислоты к нему прильем.
Пузырьки увидит глаз –
Углекислый, что ли газ?
Нам сказать поможет «ДА!»
Известковая вода.
Распознать его сумеет,
Так как вскоре помутнеет.
Я сижу с пробиркой вновь,
Из воды я сделал кровь.
Трехвалентное желез
Разозлило роданид,
И от этого, наверно,
Принял он кровавый вид.
Для открытия сульфата
Знать не надо многовато.
Влей в пробирочку раствор –
Есть в нем барий, есть в нем хлор,
И взглянув, скажи ты смело:
«Все в пробирке побелело»
Получение свободного иода
Соль железа мы возьмем,
Трехвалентного причем,
С иодом подогреем,
Чудо сделать мы сумеем.
И получим то, что надо.
От внимательного взгляда
Никуда не ускользнет,
Испаряясь, чистый иод.
Бензол
Не по парам перекрылись
Электронов сразу шесть,
Всяко в химии бывает,
И такое тоже есть.
В миг кольцо образовали.
Поиграем в баскетбол?
Феномен такой назвали
Люди издавна – бензол.
Глюкоза
Углерод с кислородом
Одинаково, по шесть.
Спирт в согласьи с альдегидом
В ней живут по чести честь.
Водорода больше вдвое,
В винограде она есть
И название простое –
Так и хочется прочесть
но не роза, не мимоза,
Она может забродить.
Это – сладкая глюкоза,
Каждый может подтвердить.
Спирты и фенолы
Радикал с гидроксогруппой
Образует, скажешь ты,
Не кетоны, не кислоты,
А фенолы и спирты.
Электрохимический ряд напряжения металлов
Все металлы встали в ряд,
Кто вперед, а кто назад.
Кто левее – тот активней,
Кто правее – тот пассивней.
Извините, но откуда
Появилось это чудо!
В металлический народ
Затесался водород.
Он наверно заблудился,
От своих коллег отбился,
Не в свою шеренгу встал –
Я бы это не сказал.
Те, кто встали наперед,
Вытесняют из кислот
Газ с названьем – водород!
Щелочные металлы
Он с водою не в ладах,
С нею он всегда воюет.
Перед гибелью танцует,
Превращаясь быстро в прах.
А вода уж не вода –
Индикатор нам подскажет,
Цветом ярким он укажет,
Чтоб запомнил навсегда.
Щелочной металл с водой
Неспроста во всю бушует –
С ней он щелочь образует,
Лихо жертвуя собой.
Азотная кислота
Среди множества кислот
Ты совсем иная.
Из тебя газ водород
Нет, не вытеснит
Ни один металл в ряду,
Даже из раствора.
Так уж видно на роду,
С этим кто не спорит.
То клубится бурый газ,
То идет бесцветный,
Не выходит раз на раз,
И гадать здесь тщетно.
Нужно точно знать всегда
Результат конечный –
Роль играет здесь вода
И металл конечно.
Альдегиды
Альдегид всегда узнаешь,
Если сделаешь ты так:
Серебра оксид вливаешь
(В том растворе аммиак),
Подогреешь, эко дело,
И увидишь ты не зря,
Что пробирка заблистала
Зеркалом из серебра.
Реакции ионного обмена
Два раствора мы сольем –
Может сразу не поймем,
Что к чему и в чем здесь дело,
Почему все побелело,
А в другой пробирке чудо:
Пузырьки пошли оттуда,
Покраснело, почернело,
Или вовсе посинело.
Дело рук не феномена,
А ионного обмена.
Результат увидит глаз –
Не секрет теперь для вас,
Образуется когда
Газ, осадок иль вода.