Русский язык — один из богатейших языков мира. В языке сосредоточен весь исторический опыт нашего народа, вся его мудрость, богатство его мировоззрения. Но сегодня происходят обеднение и искажение нашего языка. И одной из причин такого обеднения можно считать недостаточный уровень преподавания русского языка в школе.
Следует отметить, что низкий уровень преподавания объясняется не только спецификой предмета и трудностью возбуждения интереса к нему (на уроках русского языка изучается то, чем дети уже владеют, — родной язык); не только очень высокими требованиями, предъявляемыми к учителю русского языка его предметом (учитель должен быть энциклопедически образован, чтобы суметь коснуться не только внешней формы предложения, текста, но также их содержания), но и отчасти состоянием русистики как науки в недалеком прошлом и настоящем.
Однако в последнее время в науке наблюдаются отказ от формализации языковой системы, усиление внимания к семантике языка, функциональному использованию языковых единиц, взаимосвязи языковых уровней (лексики, морфологии, синтаксиса); антропоцентричность анализа (введение человека в величественный, прекрасный храм языка; изучение условий успешности реализации речевого замысла говорящего); единый подход к построению единиц разных уровней языковой системы и выявление универсальности действия законов грамматической связи в словосочетании и сложном предложении, внимание к коммуникативному членению и коммуникативной организации текста.
Большое место занимают исследование возможностей языковой системы и ее речевой реализации, описание грамматики на коммуникативной основе с учетом коммуникативного отношения: автор высказывания - сообщение, его содержание — адресат речи, что позволяет описать соотношение разных уровней как грамматического значения, так и семантического представления высказывания и текста.
Большое место в научной деятельности лингвистов занимает создание не только словарей, отражающих лексический арсенал языка, но и грамматического, статистического словаря, грамматических вариантов, сочетаемости слов, словообразовательного, синтаксического словарей.
О грамматике русского языка можно говорить очень долго. В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете интересный методический и дидактический материал на эту тему.