Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка (звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово).
Цель и значение изучения фонетики в школе: научить различать устную и письменную формы речи. Ученики должны осознать, что устная и письменная речь функционируют по своим специфическим законам, которые изучаются фонетикой и графикой, что буква и звук – единицы различных уровней языка, различных разделов языкознания, что буква – это знак звука. На основании знания о расхождении звучания и написания формируется основа орфографической грамотности.
На уроках по фонетике рассматривается материальная природа языкового знака и смыслоразличительная функции фонемы.
Учителю важно донести до сознания ученика мысль, что устную речь, прежде чем записать, следует перевести в соответствии с определенными правилами русского письма в другую знаковую форму – в письменную. Изучение орфографии – это освоение деятельности переводчика с устного языка на язык письменный.
Задачи:
1. Дать представление о:
· Звуках и буквах, фонетике, орфоэпии и графике как разделах лингвистики;
· речевом аппарате, образовании гласных и согласных звуков, правильной артикуляции;
· нормах произношения;
· звуковой и графической системах РЯ;
· фонетических процессах (без введения терминов): позиционная редукция безударных гласных, ассимиляция по глухости/звонкости (позиционное оглушение, озвончение), смягчение, обозначение мягкости на письме; выпадение, диссимиляция согласных, произношение В на месте буквы Г в словах типа «его»;
2. Сформировать умения:
· различать звуки, фонемы и буквы;
· расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова;
· воспринимать и воспроизводить звуки вне речевого потока, не используя при произнесении названия букв;
· называть по порядку все звуки, из которых состоит слово;
· характеризовать звуки;
· видеть несоответствия между произношением и написанием;
· описывать фонетические процессы в слове;
· разделять слово на фонетические слоги;
· группировать слова с общностью фонетических признаков (с подвижным ударением, оглушением согласного);
· переводить устную речь в письменную и наоборот на основе законов языка;
· делать фонетический разбор: расставлять ударения, делить на слоги, характеризовать звуки и способ их передачи на письме; обозначать звук [й];
· пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями
3. Развить фонематический слух (в процессе ГЧПС).
4. Способствовать усвоению произносительной нормы, правильной артикуляции и интонирования.
В результате обучения учащиеся должны выполнять фонетический разбор, не смешивать звуки и буквы, соблюдать произносительные нормы, уметь находить справки о произношении слов в различных школьных словарях, пользоваться алфавитом.
Чего уж скрывать, изучение раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика" многим ученикам кажется скучным, поэтому важно предлагать ребятам наряжу с заданиями и упражнениями по теме еще и игры, викторины, головоломки.
В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете самые разные методические и дидактические разработки по указанной теме.