Школьный ориентир

Грамотеи

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

Математика

Веселый ранец

 

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка (звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово).

Цель и значение изучения фонетики в школе: научить различать устную и письменную формы речи. Ученики должны осознать, что устная и письменная речь функционируют по своим специфическим законам, которые изучаются фонетикой и графикой, что буква и звук – единицы различных уровней языка, различных разделов языкознания, что буква – это знак звука. На основании знания о расхождении звучания и написания формируется основа орфографической грамотности.

На уроках по фонетике рассматривается материальная природа языкового знака и смыслоразличительная функции фонемы.

Учителю важно донести до сознания ученика мысль, что устную речь, прежде чем записать, следует перевести в соответствии с определенными правилами русского письма в другую знаковую форму – в письменную. Изучение орфографии – это освоение деятельности переводчика с устного языка на язык письменный.


Задачи:

1. Дать представление о:

· Звуках и буквах, фонетике, орфоэпии и графике как разделах лингвистики;

· речевом аппарате, образовании гласных и согласных звуков, правильной артикуляции;

· нормах произношения;

· звуковой и графической системах РЯ;

· фонетических процессах (без введения терминов): позиционная редукция безударных гласных, ассимиляция по глухости/звонкости (позиционное оглушение, озвончение), смягчение, обозначение мягкости на письме; выпадение, диссимиляция согласных, произношение В на месте буквы Г в словах типа «его»;

2. Сформировать умения:

· различать звуки, фонемы и буквы;

· расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова;

· воспринимать и воспроизводить звуки вне речевого потока, не используя при произнесении названия букв;

· называть по порядку все звуки, из которых состоит слово;

· характеризовать звуки;

· видеть несоответствия между произношением и написанием;

· описывать фонетические процессы в слове;

· разделять слово на фонетические слоги;

· группировать слова с общностью фонетических признаков (с подвижным ударением, оглушением согласного);

· переводить устную речь в письменную и наоборот на основе законов языка;

· делать фонетический разбор: расставлять ударения, делить на слоги, характеризовать звуки и способ их передачи на письме; обозначать звук [й];

· пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями

3. Развить фонематический слух (в процессе ГЧПС).

4. Способствовать усвоению произносительной нормы, правильной артикуляции и интонирования.

В результате обучения учащиеся должны выполнять фонетический разбор, не смешивать звуки и буквы, соблюдать произносительные нормы, уметь находить справки о произношении слов в различных школьных словарях, пользоваться алфавитом.

Чего уж скрывать, изучение раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика" многим ученикам кажется скучным, поэтому важно предлагать ребятам наряжу с заданиями и упражнениями по теме еще и игры, викторины, головоломки.


В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете самые разные методические и дидактические разработки по указанной теме.




 

Поиск

Сила знаний

Профессор Знаев

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru