Львов можно увидеть на деньгах самых разных государств, и хотя эти хищники оставили колоссальный след в культуре самых разных народов, все же стоит признать, что лев на банкноте – это, прежде всего, просто красиво.
Львы – одни из самых часто встречающихся «банкнотных» животных. И недаром – хотя они далеко не самые крупные хищники (по размеру они уступают не только белому медведю, но и тиграм), внешней эффектности им не занимать.
Самая известная особенность львов – это их грива, которая, впрочем, есть только у самцов. Расти она у них начинает с шестимесячного возраста, и к трем годам длина ворса достигает 35–40 см. Как правило, передняя часть гривы окрашена в желтый цвет, к которому примешивается черный, сзади же грива очень темная, почти черная. По ее внешнему виду различают разные подвиды: например, у юго-восточных африканских (трансваальских) львов грива в целом темная и длинная, у восточно-африканских (масайских) львов она как будто зачесана назад, а у азиатских львов грива вообще более редкая, чем у африканских. Иногда гривы вообще почти нет, как у львов в Сенегале и в национальном парке Тсаво в Кении. С другой стороны густота, и цвет ее зависят не только от генов льва, и не только от уровня тестостерона, но и от внешних факторов – например, если лев оказывается в зоопарке в прохладных широтах, его грива становится гуще.
С биологической точки зрения, грива – аналог павлиньего хвоста: львицы выбирают самцов с наиболее густой и темной гривой, такие львы дольше живут и дают больше потомства. Да и сами самцы также обращают внимание на то, какая у кого грива, когда оценивают свои шансы на победу в стычке.
Четверо героических лётчиков – австралиец, француз и двое литовцев – оказались увековечены портретами на банкнотах. Кто они и почему удостоились такой чести?
Австралийский доллар – официальная валюта Австралийского Союза, в который, помимо 6 штатов самой Австралии, также входят остров Рождества, Кокосовые острова и остров Норфолк, а также независимые тихоокеанские островные государства Карибати, Науру и Тувалу. По сравнению с другими ведущими мировыми валютами, он появился совсем недавно, в 1966 году, заменив собой австралийский фунт. Тогдашний глава Резервного банка Австралии доктор Кумс сделал все возможное, чтобы банкноты были изготовлены на высоком техническом уровне. Для разработки образцов новых купюр пригласили лучших художников, которые предложили необычное для того времени цветовое решение: ярко-зеленые, золотисто-оранжевые и красные тона и этнические мотивы в художественных композициях. Много спорили о том, как назвать новые деньги: предложенное премьер-министром Робертом Мензисом название «роял» (the royal) не получило поддержки населения, и валюту назвали долларом.
На лицевой стороне 20-долларовой банкноты из первого выпуска (1966-1972 гг.), которая была в обращении до 1994 года, поместили портрет сэра Чарльза Эдварда Кингсфорда-Смита (1897-1935) – австралийского летчика, одного из пионеров австралийской авиации. В 1928 году он стал первым, кто пересёк Тихий океан на самолёте, а годом раньше он облетел за рекордное время вокруг Австралии. Среди его достижений есть одиночный полёт из Австралии в Англию, проделанный за семь дней, и полет через Атлантический океан. Почти все свои подвиги Кингсфорд-Смит совершил на самолете «Южный крест», который он продал в 1935 году австралийскому правительству. Сейчас «Южный крест» выставлен в мемориале Кингсфорда-Смита возле международного терминала в аэропорту Брисбена.
Было бы странно, если бы в Италии, которая первой ассоциируется у нас с художественным Ренессансом и барокко, не захотели бы увековечить великих итальянских художников того времени ещё и на банкнотах. О трёх «титанах Возрождения», которые вместе со своими шедеврами попали на денежные купюры, и пойдёт речь ниже.
Художники появлялись на банкнотах разных стран, но только итальянцы удостоили такой чести сразу пятерых: Рафаэля, Караваджо, Тициана, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. До того, как Италия 1 января 2002 года вошла в Евросоюз, основной денежной единицей в ней (а также в республике Сан-Марино и в Ватикане) были лиры, от латинского libra – фунт.
В 90-е годы номинальный ряд национальной валюты состоял из банкнот в 1000, 2000, 5000, 10000, 50000 и 100000 итальянских лир. Их украшали портреты выдающихся деятелей Италии, среди которых было и двое художников – на купюрах достоинством в 100000 и 500000 лир. При работе над ними было решено не ограничиваться одними лишь портретами, но также добавить известные произведения тех творцов, что попали на банкноты. 500-тысячную лиру «отдали» Рафаэлю (1483-1520): на ней изображён его портрет, фреска «Триумф Галатеи» и фрагмент знаменитейшей «Афинской школы».
Уже при жизни живописцу, графику и архитектору Рафаэлю Санти сопутствовала не просто слава, но всеобщее поклонение – к его имени добавляли эпитет «божественный». Как он выглядел, мы знаем по автопортрету из галереи Уффици во Флоренции, Рафаэль написал его в 1506 году, в возрасте 23 лет. Этот портрет и был взят за основу при создании 500-тысячной банкноты. «Триумф Галатеи», расположенный на купюре слева от портрета, создан художником в 1512 году для виллы Фарнезина в Риме, принадлежащей банкиру Агостино Киджи.
У троих выдающихся математиков, чьи портреты попали на банкноты – Эйлера, Гаусса и Абеля – были совершенно разные судьбы: Абель умер молодым, успев, тем не менее, дать новый толчок развитию алгебры, Гаусс за свою долгую жизнь сумел оставить след едва ли не во всех областях математики, а имя Эйлера неразрывно связано со становлением российской науки.
Портрет Леонарда Эйлера (1707 – 1783), великого математика, физика и астронома, члена Петербургской, Берлинской, Туринской, Лиссабонской и Базельской академий наук, украшает банкноты его родной Швейцарии. Десятифранковая купюра с Эйлером входила в шестую серию швейцарских франков 1979–1992 годов выпуска; дизайн серии разрабатывали Эрнст и Урсула Хиестанд.
При работе над лицевой стороной 10 франков они взяли за основу портрет учёного, выполненный Э. Хандманном в 1756 году, а на оборотной стороне поместили водяную турбину, схему Солнечной системы и схему распространения лучей света, проходящего через линзы. Бумажные деньги Швейцарии очень хорошо защищены от подделывания, так что начиная с 1976 года и до настоящего времени никаких фальшивок не появлялось.
Эйлер вполне мог бы оказаться не только на швейцарских, но и на русских деньгах – в силу обстоятельств научной карьеры он, сын базельского пастора, оказался связан с Россией теснейшим образом. Побывав в Российской империи впервые в 1726 году, он вернулся сюда через год; к этому времени он, к удивлению всех, уже бегло говорил на русском языке. Дел в России у него было много: молодой Эйлер обучал моряков высшей математике и астрономии, составлял учебные руководства, таблицы для артиллерийской стрельбы, таблицы движения Луны и др.
Во многих странах существуют законы, запрещающие помещать на денежные знаки изображения государственных деятелей. Монеты и купюры этих стран нередко украшают портреты людей, прославивших собственную страну в области науки, литературы, искусства.
Австрийскую купюру достоинством 5000 шиллингов, выпуска 1988 года, украшает портрет Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791). Моцарт прожил очень короткую жизнь – 35 лет, музыкальные способности у него проявились в раннем возрасте, когда ему было около трех лет, все современники отмечали его феноменальный музыкальный слух и память. Он не только композитор, но и пианист, скрипач, клавесинист, органист, капельмейстер. Банкнота с изображением Моцарта стала первой в мире, на которой применили в качестве защитного средства от подделок кинеграмму. Кинеграмма – это металлизированный элемент, впрессованный в бумагу. Если смотреть на такую купюру под разными углами, рисунок меняется, «сдвигается», возникают радужные переливы.
Художник, работавший над банкнотой, взял за основу прижизненный портрет композитора кисти Йозефа Хикеля, придворного живописца императора Иосифа II. Портрет был написан в 1783 году, вскоре после женитьбы Моцарта на Констанце Вебер, когда композитору было 27 лет. Идентифицировать ранее неизвестный портрет удалось Клиффу Эйзену, профессору истории музыки лондонского колледжа. Сейчас этот портрет находится в частной коллекции и застрахован на два миллиона фунтов стерлингов (примерно 4 миллиона долларов). Портрет композитора на банкноте помещен на фоне архитектурного памятника города Зальцбурга – родины Моцарта. На оборотной стороне изобразили Венскую Государственную Оперу.
Наибольшее уважение, которое нация может оказать своим лучшим представителям, – это разместить их портреты на денежных знаках. Так уж исторически повелось, что на бумажных деньгах чаще всего изображают государственных деятелей, политиков, правителей, но иногда попадаются на банкнотах и лица собирателей фольклора и сказочников.
До появления общей европейской денежной единицы под названием «евро» в каждой стране Европы была своя валюта. В Финляндии это были марки. Последняя перед переходом на евро серия финских денежных знаков была выпущена в 1986 году. Именно тогда банкноту достоинством 500 марок украсил портрет лингвиста и фольклориста Элиаса Лённрота (1802-1884). Мировая слава пришла к нему, врачу по образованию, после издания карело-финского эпоса «Калевала», который был воссоздан на основе собранных у народных песнопевцев фольклорных материалов.
Элиас Лённрот увлекся собиранием фольклора и совершил несколько поездок по местам традиционного проживания финнов и карелов, в том числе по населенным карелами территориям в восточных и северных районах Олонецкой и Архангельской губерний. Лённрот сюжетно связал отдельные народные эпические песни и произвел отбор их вариантов. Первое издание эпоса появилось в 1835 году, второе – в 1849 году. Дата, поставленная под предисловием, 28 февраля 1935 года, позднее стала отмечаться как День «Калевалы» или День финской культуры.
Физики занимают почетное место среди ученых, чьи портреты украшают банкноты. Расскажем о тех из них, чья научная работа связана с электричеством.
Рассказ о физиках начнем с человека, лицо которого известно всему миру: с 1914 года оно украшает лицевую сторону стодолларовой купюры федеральной резервной системы США. Это Бенджамин Франклин (1706-1790) – политический деятель, дипломат, журналист, издатель, ученый и изобретатель. Он первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Франклин оставил после себя богатое научное наследие, но мы остановимся только на одной сфере его научной деятельности – на изучении электрических явлений, в особенности атмосферного электричества.
В 1749 году он впервые экспериментально доказал электрическую природу молнии. Знаменитый опыт Франклина с воздушным (электрическим) змеем убедительно показал возможность «извлечения» электричества из облаков: он заряжал лейденскую банку (первый изобретенный конденсатор) подобно тому, как это осуществлялось посредством электростатической машины. Франклин изложил первую последовательную теорию электрических явлений, изобрел молниеотвод. Считается, что именно он ввел такие термины, как «батарея», «заряд», «разряд».
Изображение Б. Франклина на банкнотах выполнено по портрету художника Жозефа Дюплесси на основе специальной современной гравюры Томаса Хипшена. В настоящее время в обращении находятся банкноты серий 1996-2009 годов.
Деньги (а точнее, денежные знаки — монеты и купюры) не только средство платежа. Это ещё и культурное наследие человечества, архив его исторической памяти.
Картинная галерея под открытым небом
Если бы мы имели возможность заглянуть в далёкое прошлое Земли, то убедились бы, что Сахара не всегда была безжизненной пустыней, какой представляется нам сегодня. Кстати, слово «Сахара» означает «пустыни» (именно множественное число!). Во время последнего ледникового периода, когда территория современной Европы была закована в панцирь из снега и льда, в Сахаре росли леса и зеленели обширные саванны. Их населяли слоны и носороги, жирафы и множество видов антилоп. Наши далёкие предки передали нам бесспорные тому доказательства — наскальные рисунки Тассили, изображающие животных, обитавших в Сахаре в древности.
Тассилин-Аджер — гигантское плато (высотой до 800 м) на юго-востоке Алжира общей площадью 80 тыс. км2. С языка туарегов слово «Тассили» переводится как «речное плато». Хотя рек там и в помине нет. А всё дело в удивительных каньонах, вырытых когда-то спускавшимися с гор водными потоками.
Выдающиеся актёры и режиссёры, несмотря на всю свою известность, редко попадали на банкноты: по всему миру можно насчитать всего четыре случая, когда деятели театра и кино становились «лицом» национальной валюты.
На банкнотах 200 и 2000 рублей, которые Центробанк России планирует выпустить в 2017, будут изображены, как и на прочих наших купюрах, достопримечательности России, однако на сей раз их дизайн будет вынесен на всеобщее обсуждение. Впрочем, хотя для нас всеобщая дискуссия о дизайне денег будет внове, в мировой практике такое случалось не раз.
В качестве примера можно привести Швецию. Хотя она и присоединилась к Европейскому союзу, но сохранила свою национальную валюту – кроны. Прежние банкноты с портретами великих шведов на лицевой стороне находились в обращении 30 лет, правда, их за это время два раза модернизировали.
Как шведы создавали новые банкноты? Весной 2011 года Риксбанк Швеции объявил конкурс на лучший дизайн новой серии банкнот с обязательным условием – на них должны быть портреты известных людей Швеции, которые жили в XX веке и которые стали всемирно известными; кроме того, денежных портретов должно было быть поровну мужских и женских. На оборотной стороне банкнот следовало представить тот регион Швеции (с его природой и достопримечательностями), к которому имеет отношение личность, которой банкнота посвящена. Как видим, задача перед шведами стояла куда более сложная, чем перед россиянами!
Среди портретов, которые мы можем увидеть на банкнотах стран мира, порой можно встретить изображения дам преклонного возраста. Все они были весьма заметными личностями, оставившими свой след в истории.
Голда Меир, выдающийся государственный деятель и пятый премьер-министр Израиля, смотрит на нас с банкнот достоинством 10 000 шекелей (годы выпуска 1984-1986) и 10 новых шекелей (годы выпуска 1985-2000). По её биографии можно было бы написать не один приключенческий роман: она родилась в 1898 году в бедной многодетной семье в Киеве, её отец работал плотником, а мать была кормилицей. В начале XX века по России прокатились еврейские погромы, и семья решила перебраться в США. Здесь Голда Меир закончила школу и поступила в учительский колледж, и здесь же вышла замуж. В 1921 году они с мужем переехали в подмандатную Палестину, находившуюся под управлением Великобритании. Жизнь там у них была совсем непростой, особенно после появления детей: семья жила в двухкомнатном доме без электричества, и Голда брала в стирку белье, которое стирала в корыте, нагревая воду во дворе, чтобы было чем платить за дом.
Часто можно услышать, что деньги губят спорт. Однако не всегда связь спорта и денег означает обман и коррупцию. Например, когда портреты чемпионов ради увековечивания их памяти попадают на национальные банкноты – это можно только приветствовать. Жаль только, что таких «спортивных денег» в мире пока что совсем немного.
Первым в нашем коротком списке идёт финский спортсмен Пааво Йоханнес Нурми (1897–1973), получивший прозвище «Летучий финн». Будучи бегуном на средние и длинные дистанции, он побывал девятикратным олимпийским чемпионом, и стал обладателем наибольшего количества олимпийских медалей в истории легкой атлетики в XX веке – так что не стоит удивляться, что его портрет оказался на лицевой стороне купюры достоинством 10 финских марок, выпущенной в Финляндии 30 лет назад. На оборотной стороне банкноты находится стилизованное изображение Олимпийского стадиона в Хельсинки. В 1952 году во время XV летних Олимпийских игр на этом стадионе знаменитому королю беговых дорожек поручили зажечь олимпийский огонь.
На банкноты попадают не только выдающиеся деятели науки и искусства, не только выдающиеся политики, спортсмены и коронованные особы – не реже на деньгах можно увидеть и различных животных. Таких банкнот и впрямь очень много, так что мы ограничимся лишь теми, на которых есть птицы, и не простые, а такие, которые одновременно служат символами страны.
В центральноамериканской Республике Гватемале основная денежная единица называется кетсаль (один кетсаль равен сотне сентаво). Такое название национальная валюта получила в честь удивительной птицы, которая тоже зовется кетсаль (или квезаль, или квезал). Птичка изображена на гербе страны, на котором, кроме нее, еще есть оливковая ветвь – символ победы, свиток с датой 15 сентября 1821, когда Центральная Америка обрела независимость от Испании, две перекрещенные винтовки «Ремингтон» со штыками (что означает готовность защищаться в случае необходимости) и две скрещенные сабли – символы чести.
Вообще в Центральной Америке птиц немало, так почему же именно квезал удостоился такого почета – попасть на герб и дать название деньгам? На первый взгляд, можно подумать, что за красоту, ведь квезал – одна из самых красивых птиц в мире: сверху ярко-зеленый с золотистым оттенком и с металлическим блеском, перья на голове распушены в виде невысокого, но широкого хохла, брюхо и подхвостье густого малинового цвета (самка лишена хохла и надхвостовых длинных перьев, и брюхо у нее серое). (Любопытно, что, устраивая гнездо, птица делает два отверстия: вход и выход, и все для того, чтобы не помять и не повредить длинное оперение).