Общество вошло в XXI век с пониманием необходимости воспитания экологической культуры как специфического средства единения человека с биосферой, создающего базу для развития социоприродной системы на основе ценности, противоположной ценностям современного потребительского общества. В социально-педагогическом отношении утрата духовного единения с природой привела к серьезным затруднениям в воспитании, способствовала высвобождению разрушительных инстинктов. Скорейшим и наиболее коротким путем для решения этой проблемы является формирование новых эколого-ценностных ориентаций через систему воспитания и образования. Еще В. А. Сухомлинский рассматривал экологическое воспитание как фундамент всей педагогической системы
Современные тенденции в изменении ценностной, познавательной и деятельностной установок поддерживаются и развиваются новой системой непрерывного экологического воспитания и образования. Выступая в единстве, познание и воспитание в процессе экологического образования предполагают формирование у человека экологических знаний, научных основ природопользования, ценностного отношения к природе.
Развитие экологической культуры во многом определяется смысловой насыщенностью базисных учебных программ и учебников, а также научно-методическим обеспечением экологического образования.
Ключевой проблемой является низкий уровень экологического воспитания учащихся, не знание научных основ природопользования, отношение к проблемам экологии не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений.
Актуальность экологических проблем заставляет считать первоочередной задачей непрерывное экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.
В свете современной экологической проблематики новый смысл и значение приобретает воспитательная работа во внеурочное время. Совместно со школьным образованием она способствует приобщению к новой системе ценностей, учитывающих неразрывную связь человека и природы.
В решении главных задач экологического просвещения большая роль отводится школе, в частности, урокам биологии и химии.
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников
Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ. При организации учебно-воспитательной работы часто возникают следующие противоречия:
- между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-воспитательную деятельность;
- между потребностью школьников быть активным участником учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями ученик-учитель;
- между несоответствием форм и методов организации учебно-воспитательного процесса и учебным возможностям и потребностям учащихся;
- между возрастающим объемом полученной информации, которая отражена в учебных предметах, и перегрузкой учащихся.
Поиск решения данных проблем заставил меня изменить подход к своей педагогической деятельности. Позитивные изменения, происходящие в образовании, поставили перед школой задачу воспитать личность, владеющую способами и средствами сохранения общества и общественных отношений, транспортирующую образы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с окружающим миром, природой. Это предполагает построение такого образовательного пространства на уроке и во внеклассной работе, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, прочувствовать, прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.
Поиски способов совершенствования образовательных моделей в различных направлениях и для достижения новых целей привели к постановке следующих задач:
- изучение и внедрение современных педтехнологий в преподавании предмета;
- создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирование устойчивого интереса к предмету;
- формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
- создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки;
- развития новых навыков общения через интерактивные методы преподавания.
Для решения целей и задач экологического воспитания, ценностного отношения к природе, окружающей среде я выбрала направления:
- использование ИКТ на уроках биологии и химии;
- исследовательский метод как эффективный путь совершенствования экологического образования.
Опыт использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в системе обучения на уроках биологии и химии
Преобразования в образовании и жизни заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создать условия для саморазвития и адаптации школьников. При моделировании своих уроков, опираясь на традиционную организацию обучения, поняла, что сложно добиться эффективного контроля за усвоением знаний, создать условия для саморазвития учащихся. Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал участником: слабый и сильный, одаренный и нежелающий учиться?
Обучение с помощью ИКТ – метод, позволяющий обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умениям добывать знания, обобщать и делать выводы. Обучающиеся знакомятся с различными средствами ИКТ, усваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретают первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; учатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.
Уроки с использованием этого метода дают возможность учащимся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации, научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности.
Опыт применения исследовательского метода
С началом 21 века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского опыта требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Следовательно, обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Использование этой технологии в моей практике подтвердило предположение, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – вот, что наблюдала я на уроках исследовательского характера в поведении детей. Это внутреннее стремление к познанию через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Соответственно этому исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска, совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем научный поиск.
Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития. Сюда же можно присоединить моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения.
Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как:
- умение видеть проблемы;
- умение вырабатывать гипотезы;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение давать определения понятиям.
Исследовательская работа – это творческая работа ума, сознания, навыков и умений. Работы и задания, которые я предлагаю детям, продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. Итогом выполнения исследовательской работы становится защита на уроке, конференциях. Учащиеся свою работу над исследованием строят согласно разработанному плану:
1. Выбор проблемы исследования.
2. Определение цели.
3. Обозначение темы исследования.
4. Распределение обязанностей и составление плана.
5. Работа над исследованием.
6. Оформление.
7. Защита.
8. Анализ результатов и оценка их.
Перед организацией исследовательской работы следует отобрать учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать, проявлять инициативу. Включаю в эту группу тех детей, которые обладают эрудицией, но не активностью. Теплая атмосфера сотворчества, как правило, дает положительные результаты – это серьезные исследования. Трудности возникают на первых порах, но когда начинается работа, а потом приходит успех, у детей возникает стойкая мотивация. И если темы исследовательских работ увлекательны, интересны, новы и оригинальны, то дети испытывают творческий подъём. Применение исследовательского метода позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы; реализовать комплексное восприятие учебных предметов; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.
В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный творческий, исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.
Применение на уроках биологии основ исследовательского обучения позволяет развивать у учащихся следующие умения и навыки:
сравнивать собственные наблюдения с другими источниками информации, пользоваться измерительными приборами, находить необходимую информацию в различных источниках, объяснять, систематизировать, классифицировать, устанавливать связи между различными факторами и явлениями, формировать предложения к более эффективному решению задач, прогнозировать, уметь формулировать гипотезу и т.д.
Главным результатом систематической работы являются успехи школьников в учебе, а также победы учащихся на олимпиадах и научно-практических конференциях разных уровней.
Опыт экологической работы позволил прийти к выводу: исследовательский метод обучения, даст значительный образовательный эффект лишь при умелом сочетании с репродуктивными методами. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
• мыслительных умений и навыков
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации
• умений и навыков, связанных в культурой устной и письменной речи
• специальных исследовательских умений.
В высыпающемся меню вы найдете интересные методические материалы и нужный дидактический материал для проведения экологического воспитания школьников.