Русский язык

История

Биология

Математика

 

Не только картофель привлек внимание Петра Первого. В молодой российской столице — Пе­тербурге его любимым детищем стал Летний сад, куда велено было привозить многие любопытные растения. Из Голландии царь прислал лилии и мах­ровые пионы. По его приказу в Летний сад доста­вили крупные липы из Нарвы, кедры с Урала, яблоки из Швеции, граб из Киева. Из Германии были выписаны сюда семена барбариса и розы. Дорожки сада были обсажены сибирскими гороховником и таволгою.

Вряд ли кто из вас слышал такое название — гороховник, потому что это растение мы знаем сейчас под другим именем — карагана древовидная или, по-простонародному, желтая акация. Красивые строй­ные кусты, сплошь усеянные яркими желтыми цвет­ками, на месте которых ближе к осени появляются бобы (иногда их неправильно называют «стручками»). Нередко ребята делают из бобов свистульки, выни­мая семена и отрывая часть створок плода.

Карагана древовидная — теперь одно из самых распространенных растений на улицах и площадях, вдоль железных и шоссейных дорог, от Крайнего Се­вера до курортных южных городов. Немногим более 250 лет назад карагана древовидная встречалась толь­ко дикорастущей по песчаным и каменистым берегам рек, на скалах в таежных районах Сибири. Из Сиби­ри в Петербург — таков был маршрут ее первого пу­ти — путешествия из природы в культуру. Познакомив­шись с историей караганы, любознательный читатель может сразу задать вопрос: есть ли еще среди деко­ративных растений, окружающих нас в городе, такого же рода путешественники? Оказывается, есть и не­мало.

Начнем перечислять их по названиям деревьев. Вспомним, какие виды деревьев встречаются нам на пути, когда мы идем, скажем, на воскресную прогулку.

Если вы живете где-нибудь в средней полосе России, то липа, клен, белоствольная береза — это ваши земляки, которых можно найти дикорастущими в природ­ных лесах. Идем дальше. Вот перед нами вяз, ясень, дуб, аме­риканский клен... Стоп! Американ­ский — значит из Америки? Со­вершенно верно. Этот необычайный клен (его называют иногда ясене-листным, так как перистые лис­тья его очень похожи на листья ясеня) встречается дикорастущим в центральных и восточных рай­онах США. В Европу он попал в конце XVII века и постепенно за­воевал популярность в городских посадках. Сейчас выведены раз­личные культурные его формы, на­пример с курчавыми, мелкорассеченными и с пестрыми листьями.

Впервые в России американский клен, по-видимому, начали выра­щивать в Москве, в середине XVIII века в частном ботаническом сад богатого промышленника Демидо­ва, который находился на месте нынешнего Парка культуры и от­дыха имени М. Горького. Инте­ресно, что первоначально амери­канский клен держали в оранжерее под стеклом, считая его теплолюби­вым и нежным растением. На самом деле — это одно из самых морозо­стойких в условиях Москвы де­ревьев. Оно очень быстро растет, неплохо переносит засуху. Амери­канский клен хорошо размножа­ется. Главным недостатком его счи­тается малая долговечность.

Если мы начнем перечислять хвойные деревья в озеленении на­ших городов, то тут уже нам с самого начала придется говорить об иноземцах. И конечно, список этот открывают серебристые ели.

Стройные строгие красавицы с сизоватой хвоей выстроились в почетном карауле возле Мавзолея Ленина на Красной площади, за­стыли у могилы неизвестного сол­дата в Александровском саду. Тор­жественностью и спокойствием ве­ет от их тяжелых серебристых пи­рамидальных крон. Эти ели не только очень зимостойки. Они лучше других вечнозеленых хвой­ных выносят условия жизни в горо­де. В городском воздухе много пы­ли, сажи, различных газов, вы­брасываемых трубами фабрик и заводов, автомобилями, заполняющи­ми улицы. Все это к осени осаж­дается прочной пленкой на листь­ях, закрывая устьица, затруд­няя дыхание растений и поглоще­ние солнечных лучей. Листопад­ные деревья, ежегодно сбрасываю­щие листья, переносят это легче вечнозеленых хвойных, у кото­рых каждая хвоинка живет по не­скольку лет. У серебристой ели хвоинки одеты особыми восковыми колпачками, и это предохраняет их от различных нежелательных воз­действий.

Это дерево, в диком виде встре­чающееся в Скалистых горах — на крупнейшем горном массиве Се­верной Америки, введено в культу­ру сравнительно недавно — в кон­це прошлого века.

Другое выносливое в городских условиях хвойное растение — лист­венница. Многие ее хорошо знают: лиственница сбрасывает на зиму пучки своих мягких пожелтев­ших хвоинок, а с весны она зеле­неет вновь. Чаще всего у нас встречается лиственница сибиркая: название ее сразу указывает нам ее родину — Сибирь.

Выращивать лиственницу си­бирскую стали давно. В самом ста­рейшем в нашей стране ботани­ческом саду Московского универси­тета привлекает внимание посети­телей крупное старое дерево, при­чудливо изогнувшее свои ветви. Од­на часть этих ветвей повреждена молнией, обуглена, другая по-прежнему покрыта ярко-зеленой хвоей. По преданию, эту лиственни­цу посадил при закладке ботаниче­ского сада в 1706 году Петр Первый. Одновременно были посажены тог­да еще два дерева — пихта и кедр сибирский (сосна сибирская).

Следует сказать еще о туе за­падной. Это обычно невысокое дере­во или крупный кустарник. Туя за­падная встречается в парках в виде живых изгородей. Внешне она немного напоминает кипарис — украшение южных городов, но только в несколько раз меньше ростом.

Туя западная упоминается в числе самых первых американских растений-переселенцев в европей­ские страны. В 60-х годах XVI века оно впервые появилось во Франции.

Наш список будет неполным, ес­ли мы не включим в него два едва ли не самых распространенных в южных городах дерева — белую акацию и конский каштан.

Белую акацию правильнее на­зывать робинией. Робиния ложноакациевая — таково ее полное на­учное имя. Его приcвоили ей в честь французского ботаника Жана Робена. Этот парижский аптекарь, лю­бивший в свободное время выращивать различные диковинные растения, неожиданно получил в 1586 году от короля Генриха III пригла­шение управлять садом при королевском дворце в Лув­ре. Десятью годами позже Робен организовал новый сад, который стал впоследствии всемирно известным Парижским садом и музеем естественной истории. Сюда стекались растения, привозимые французскими экспедициями из стран Ближнего Востока, Африки, Южной Америки, Вест-Индии. Были среди этих рас­тений и некоторые виды с острова Вирджиния, из фран­цузских владений в Северной Америке.

В начале века здесь появилось новое дерево с перисты­ми листьями и гроздьями душистых белых цветков. Оно существует до сих пор. Теперь это дерево — мо­гучий великан, посаженный, как предполагают, в 1636 году и носящий имя своего садовника. Кто бы мог подумать, что пройдет сравнительно немного вре­мени и это дерево станет одним из наиболее распро­страненных в озеленении городов самых разных стран.

Одно из первых упоминаний о робинии в России мы находим в каталоге ботанического сада Демидова. Здесь крепостные садовники выращивали ее в середине века в оранжереях вместе с американским кленом. А вот без укрытия она, вероятно, впервые появилась на Украине. Профессор Харьковского уни­верситета И. Каразин, много путешествовавший по Европе, привез в начале XIX века из-за границы и посеял в имении семена деревьев и кустарников. Сре­ди них оказалась и белая акация, которая, как писал Каразин, «хорошо растет и усвоена климату».

Каштану конскому не пришлось, как робинии, переплывать океан, добираясь до Европы. Он произрас­тает в горных лесах Северной Греции и Албании. Однако европейцы очень долго не знали о нем, и в ботанические сады Италии и Австрии каштан конский впервые попал во второй половине XVI века длинным путем — через Турцию, где его выращивали гораздо раньше. Семена этого каштана австрийский послан­ник при дворе турецкого султана подарил директору одного из самых первых садов в Европе — падуанского. Ботанические сады уже в то время были достаточ­но тесно связаны между собой. Поэтому новинка, полученная в Падуе, вскоре попала в Вену, затем во Франкфурт, Лейден, Париж, Оксфорд.

В России каштан конский впер­вые упомянут как «лошадиный» в том же каталоге растений Москов­ского ботанического сада Демидова. Долгое время он продолжал оста­ваться ботанической редкостью. В начале XIX века с этим деревом познакомились на Украине, где оно постепенно завоевало одно из ведущих мест на улицах городов. Вряд ли теперь можно себе пред­ставить, например, Киев или Одес­су без цветущих тенистых каштано­вых аллей, без крупных пальчатых листьев, шуршащих осенью под ногами.

Вы уже читали раньше о горо­ховнике сибирском, карагане древо­видной. Теперь вспомним о дру­гом кустарнике, более популярном и более декоративном — о сирени, о самой обыкновенной сирени. Крупные цветущие гроздья ее зна­комы нам с раннего детства. Пом­ните, одно из майских стихотворе­ний С. Я. Маршака?

Распустился ландыш в мае,

В самый праздник, в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

Как многообразны формы этого любимого всеми кустарника, встре­чающегося в садах! Белые, розовые, сине-лиловые, голубые, краснова­тые, простые и махровые, мелко­цветные и крупноцветные, рых­лые и плотные соцветья — сирень прекрасна!

И не надо никому разъяснять, откуда происходит название цве­та — сиреневый. Это ясно. А вот найти родину сирени далеко не так просто, потому что это культурное растение лег­ко дичает, попадая за садовую изгородь. Одичавшие кусты сирени порой можно встретить на обочинах до­рог вблизи населенных пунктов, на лесных опушках. Считается, что по-настоящему дикорастущие кусты си­рени можно встретить лишь в горах Восточной Евро­пы (в Карпатах, на Балканах в Трансильванских Аль­пах).

История введения сирени в культуру напоминает историю конского каштана. Первые семена ее были вы­сеяны в Италии, а попали они туда из Константино­поля. Посол австрийского императора Фердинанда I привез их в 1554 году как дар турецкого султана. Установлено, что культуре сирени в Европе немногим более 400 лет.

В России сирень появилась значительно позже. Известный ботаник, основатель русской агрономической науки Андрей Тимофеевич Болотов, описывая в 1760 году различные сорные, лекарственные и культурные растения русской флоры, впервые упомянул «сирингу» — сирень обыкновенную. Не случайно подчерки­ваем — обыкновенную, потому что видов сирени изве­стно много — около 30. В наших садах мы можем встретить, например, сирень венгерскую с Карпат, сирень мохнатую из Северного Китая, сирень Вольфа с Дальнего Востока. У этих видов продолговатые листья, не похожие на зеленые сердечки листьев сире­ни обыкновенной, а также более рыхлые, но не менее душистые соцветия.

Чуть больше 200 лет понадобилось сирени, чтобы завоевать любовь садоводов нашей страны, войти в наш быт — словом, почувствовать себя у нас, как дома.

Составьте список деревьев, которые высажены в ближайшем к вашему дому сквере. Выделите среди них те, которые являются местными, а среди переселенцев — те виды, которые совершили самое длинное или самое короткое путешествие от своей родины до места, где они сейчас растут.

Поиск

Поделиться:

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru