Обычно слева приводятся элементы задающего множества, справа - элементы, подлежащие выбору. Каждое задание завершается строкой ответов, в которой испытуемый проставляет на месте прочерков буквы, соответствующие выбранным элементам из правого множества. В заданиях на установление соответствия проверяется знание связей между элементами двух множеств. Такие задания позволяют проверить так называемые ассоциативные знания - знания о взаимосвязи определений и фактов, форм и содержания, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами, формулами, датами.
С1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
С2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.
С3.Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.
А1 К организационной подсистеме относится:
1) государство
2) нация
3) класс
4) идеология.
Задания А20 предлагают анализ информации на политическую или правовую тематику, представленную в виде суждений. Ученик должен установить, какое из суждений является истинным, а какое - ложным, причем, надо иметь в виду, что оба суждения могут быть как истинными, так и ложными.
Данные задания проверяют следующие умения:
оценивать различные суждения о социальных объектах на основе полученных социально- гуманитарных знаний;
оценивать различные суждения о действии и поведении людей с позиций общественных ожиданий и представлений о рациональности.
Задания С1-С4 проверяют умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по определенным темам социальной проблематики. Вместе с тем у каждого задания к тексту есть и свое требование к умениям экзаменующегося.
Задание С1 — точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Другими словами, необходимо найти в тексте то, о чем спрашивается в задании, и выписать. Задание простое, поэтому для выпускника оно не должно представлять какой-либо трудности. Сложность может быть обусловлена лишь самим текстом: это, как уже отмечалось, неадаптированный текст, рассчитанный на то, что читающий владеет предложенным материалом и сумеет прямо в тексте найти ответ на поставленный вопрос.
Задание С7 проверяет умение применять социально-экономические и гуманитарные знания при решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам, для анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
Памятка
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
- определите, что дает условие для решения задачи;
- подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи;
- подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.
3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.