Основное меню
Разработки уроков
Начальные классы
Русский язык
- Русский язык. Просто о непростом
- Русский язык в школе
- Этимология
- Фонетика. Орфоэпия. Графика
- Лексика и фразеология
- Учитель русского языка - коллегам
- Грамматика русского языка
- Развитие речи
- Занимательная стилистика
- Синтаксис и пунктуация
- Задания по русскому языку
- Филологические задачи
- Занимательный русский язык
- Исследовательские работы по русскому языку
- Итоговая проверка знаний по русскому языку
- Типовые задания ВПР по русскому языку для 5 класса
- Игровые технологии на уроках русского языка
Литература
- Учителю литературы
- Внеклассные мероприятия по литературе
- Книги
- Русский фольклор
- Учебный справочник "Русские писатели ХХ века"
- Изучение творчества Гоголя
- Теория литературы
- Работа по развитию речи
- Анализ поэтического текста
- Педагогический контроль по литературе
- Диктанты по литературе
- Проверочные работы по литературе
- Конкурс для знатоков литературы "Книгознай". 11 класс
- Викторины по литературе
- Викторины по роману Пушкина "Евгений Онегин"
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
История
- История в школе
- История мировой цивилизации
- Энциклопедия школьника "Герои мировой истории"
- Правители России
- История России
- Памятки по всеобщей истории
- Всемирная история
- Рабочие материалы к урокам истории
- Тесты по истории России
- Опорные конспекты по истории
- КИМ по истории
- Тематический контроль по истории России. 6 класс
- Проверка учебных достижений
- Тренажер по истории
Обществознание
- Обществознание - это просто!
- Обязательные понятия, термины школьного курса обществознания
- Справочник по обществознанию
- Подходы к изучению общества
- Право
- Ситуационные задачи по праву
- Экономика - это интересно!
- Тематический контроль по обществознанию
- Задания повышенной степени сложности по обществознанию
- Банк заданий ЕГЭ по теме «Политика»
- Задания по обществознанию на логику
Биология
- Справочники юного биолога
- Биология в школе
- Ботаника
- Зоология
- Анатомия
- Контроль знаний по биологии
- Задания по биологии
- Экологическое образование на уроках биологии
- Общая биология
- Лабораторные работы, практикумы и опыты по биологии
- Занимательные опыты по биологии
- Задачи по биологии
- Биологические диктанты
- Занимательные факты по биологии
- ВПР по биологии
- Игровые технологии в преподавании биологии
География
- География в школе
- Иллюстрированная энциклопедия "География в вопросах и ответах"
- Природоведение. 5 класс
- Рельеф земной поверхности
- Знакомство с природой тропиков
- Энциклопедия школьника "Австралия и острова Тихого океана"
- Загадки неживой природы
- Тематические задания по географии
- Викторины по географии
- Конкурсы и соревнования для юных географов
- Подготовка к ВПР по географии. 10 - 11 классы
Математика
- О, математика!
- Методическая копилка учителя математики
- Математика в школе
- Натуральные, дробные, рациональные числа
- Метематический минимум для школьников
- Математический тренажер
- Задачи по математике
- Самостоятельные работы по алгебре
- Геометрия
- Контрольные работы по геометрии
- Тесты по математике
- КИМ по математике
- Внеклассная работа
- Нестандартные задания по математике
- ВПР по математике
- Олимпиады и конкурсы по математике
- Итоговые контрольные работы по математике. 9 класс
Эти органы служат, как вы, наверное, догадываетесь, для улавливания и распознавания запахов. У человека это верхне‑задняя область носовой полости с двумя костными выступами на боковых стенках (раковинами) и частью носовой перегородки. Эта часть носа покрыта мокрым обонятельным эпителием с тоненькими волосками‑ресничками (на самом деле эти реснички не что иное, как обонятельные рецепторы, т. е. чувствительные к запаху клетки).
Каждая площадка обонятельного эпителия в любой ноздре величиной с монетку. Но волоски‑реснички во много раз увеличивают эту поверхность, причём у каждого живого существа площади этих поверхностей (вместе с ресничками) разные. Если, к примеру, подсчитать общую площадь эпителия со всеми ресничками в собственном носу, получится площадка примерно с ладошку (около 25 квадратных сантиметров. Это вам уже не «монетка»), В то же время у пса, который и ростом‑то до половины вашего не дотягивает, площадь нюхательного эпителия в тысячи раз больше.
На обонятельных волосках‑ресничках запахового эпителия находятся так называемые молекулярные рецепторы. Это чувствительные клетки, которые улавливают запахи, превращают их в электрические сигналы и отправляют в мозг. А уж дальше центральная нервная система производит их анализ и создаёт у нас то или иное впечатление от полученного аромата.
Интересная и пока непонятная деталь: многие запахи мы с вами неплохо запоминаем. Между тем обонятельный эпителий довольно быстро обновляется (т. е. примерно каждые 25–35 дней «старые» эпителиальные клетки заменяются новыми). Как же тогда происходит запоминание и узнавание запахов?
Вы, конечно, уловили разницу в величине нашего обонятельного эпителия и собачьего. У нас на этой площадке примерно 10 миллионов чувствительных клеток‑волосков. Это немного, и потому мы относимся к микросматикам, то есть к «слабонюхающим существам». Собаки, кошки, слоны, свиньи и другие животные – макросматики. У них площадь обонятельного эпителия значительно больше (у собаки она примерно с ладонь). Но при этом увеличена она не потому, что у макросматиков носы больше (хотя у некоторых есть в носах дополнительные раковины в костной стенке). Главное – у них больше ресничек‑рецепторов. У зверей они тоненькие – тоненькие и превосходят наши по количеству (потому и получается, что общая площадь больше, а нюх лучше). Кстати, мало того, что у братьев наших меньших нюхательных рецепторов больше. Они ещё и куда чувствительнее наших с вами. Это ещё больше увеличивает разницу в обонянии.
У пресмыкающихся и некоторых других животных в перегородке носа есть ещё и «второй нос» – развитый якобсонов орган (у нас‑то он почти атрофировался). Есть он и у рыб, в виде двух ямок, на голове рядом со ртом. А у насекомых обонятельными органами служат чувствительные образования, в основном на «усах‑антеннах».
Каждый рецептор имеет по два отростка. Длинный отросток входит в обонятельный нерв и передаёт сигналы в мозг. А коротенький (у позвоночных) идёт на поверхность обонятельного эпителия и заканчивается утолщением, на котором и находятся реснички‑рецепторы (обонятельные волоски). Волоски погружены в выделяемую слизь (при насморке это сопли. Когда их много, они мешают обонянию. Но когда при высокой температуре нос сухой, тогда вообще никакого запаха не учуешь. Наверное, поэтому у хорошей собаки всегда нос умеренно мокрый).
В эту слизь в носу попадают молекулы пахучих веществ. Там они застревают, и рецепторы на ресничках определяют, что к ним пожаловало и в какой отдел мозга отправить сигнал о пришельцах для распознавания.
В общем, кое‑что мы всё же узнали, ну хотя бы на тройку с минусом… Не согласны?
Поиск
Информатика
Физика
- Справочник школьника по физике
- Эта простая сложная физика
- Физика в школе
- УМК по физике
- Занятные опыты по физике
- Физические диктанты. 7 класс
- Проверочные работы по физике. 7 класс
- КИМ по физике. 9 класс
- Научные сказки по физике
- Задачи по физике
- Тренировочные задания по физике. 8 класс
- Тесты по физике
- Контрольные работы по физике
- Задания для подготовки к ВПР по физике
- Знаете ли вы физику?
Астрономия
Химия
- Школьный курс химии: обязательные понятия, законы, формулы
- Химия. Замечательная наука!
- Химические вещества и элементы
- Рабочие материалы к урокам химии
- Кейс-технологии в органической химии
- Химия в стихах
- Сказки по химии
- КИМ по химии
- Забавные эксперименты по химии
- Задачи по химии
- Тесты по химии. 9 класс
- Квест по химии «Отгадай фамилию»
- Элективные курсы по химии. 8-9 классы
- Контрольные работы по химии
- Турнир "Фантастическая химия"
- Типовые задания ВПР по химии. 11 класс
- Диагностика готовности к ОГЭ по химии. 9 класс
Поделиться:
ОБЖ
Естествознание
МХК
Музыка
ИЗО
Физкультура
- Образовательный модуль "История становления и развития Олимпийского движения"
- Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня
- Физкультминутки
- Эстафеты на уроках физкультуры
- Виды спорта
- Сценарии спортивных мероприятий в школе
- Влияние пеших прогулок на организм человека
- К урокам физкультуры